Конспект урока по окружающему миру на тему "Михаил Васильевич Ломоносов", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Литвинович Александра Владимировна

    Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Планируемы результаты:

Предметные:      

- знать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова на основе материала учебника;

- знать информацию об основании Московского университета;

- уметь рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- уметь выражать свое отношение к личности М.В. Ломоносова.      

Личностные:          

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков.

 

Понятия: грамматика, арифметика, Славяно-греко-латинская академия, ученый.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть УМК «Школа России», рабочая тетрадь «Окружающий мир»

 4 класс, 2 часть УМК «Школа России», презентация, раздаточный материал.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         13.04.2021                                                                                                                ФИО учителя: Гагарина А.О.

Школа: МАОУ«ОЦ №1»                                                                                                          ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                                        ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.    

Кабинет: 206

                                                                        

                                                                                                                                

                                                                                                                        

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Планируемы результаты:

Предметные:      

- знать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова на основе материала учебника;

- знать информацию об основании Московского университета;

- уметь рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- уметь выражать свое отношение к личности М.В. Ломоносова.

        

Личностные:          

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков.

Понятия: грамматика, арифметика, Славяно-греко-латинская академия, ученый.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть УМК «Школа России», рабочая тетрадь «Окружающий мир»
4 класс, 2 часть УМК «Школа России», презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Здравствуйте, дети! Присаживайтесь на свои места.

- Ребята в начале нашего урока повернитесь к соседу по парте и подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

- Поднимите руку те, кто готов хорошо поработать на уроке.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Л.: самоопределение к учебной деятельности;

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

работа в группах

5 мин

-Итак, ребята, у вас на партах лежат карточки-домино для повторения. Вам необходимо составить правильную цепочку. На выполнение у вас 3 минуты. Приступайте к выполнению.

Игра «Домино»

(Учитель заранее заготавливает по комплекту карточек на каждую группу в классе.)

(Побеждает группа, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.)

1721г.

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое

здание в России

в XVII в.

Петропавловский собор

Построена в честь Александра Невского

Александро-Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового города

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

«Ведомости»

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей

- Ребята, посмотрите на слайд. Скажите, по какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.

ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ

—  Какое из этих слов лишнее? Почему?

Выполняют задание.

        

- Донской, Невский, Петр, Ломоносов.

- Лишнее слово Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П: соотнесение ранее изученного материала для ответа на вопрос;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

К: построение речевого высказывания

Р: осуществление подведения под понятие.

III. Постановка учебной задачи

4 мин

— Вы уже догадались, какая тема урока?

—  Что вы уже о нем знаете?

—   Верно, ребята, сегодня  на уроке мы будем говорить о М.В. Ломоносове.

  • Какие цели поставим перед собой?
  • Теперь предлагаю нам составить план  работы, давайте прочитаем мой вариант: (на доске записан деформированный план).

- Скажите, правильный ли это план? Почему?

  1. Применить новые знания.
  2. Оценить свою работу.
  3. Повторить.
  4. Узнать новое.

- Обсудите в парах и составьте правильный вариант. Кто прочитает правильный план?

- У кого по-другому? Молодцы!

 (По ходу работы учителем на доске отмечаются выполненные пункты плана)

- «М.В.Ломоносов». 

Ответы детей

- Узнать о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

- Неправильный план.

Составляют в группах план:

  1. Повторить.
  2. Узнать новое.
  3. Применить новые знания.
  4. Оценить свою работу.

Р: целеполагание – постановка учебной задачи;

К: планирование учебного сотрудничества – определение цели.

IV. Открытие нового знания

8 мин

- А сейчас я вам предлагаю узнать больше о жизни М.В. Ломоносова.  Откройте учебник на странице 102, прочтём текст по цепочке.

— Хорошо, а теперь пользуясь текстом учебника, в парах составьте план рассказа о М.В. Ломоносове.

- Давайте послушаем, что у вас получилось. Молодцы!

—  Посмотрите на слайд. Прочитаем задание.

Задание: «Восстановите деформированный план рассказа о М.В. Ломоносове».

  1. Возвращение в Россию.
  2. Учеба за границей.
  3. Детские и юношеские годы.
  4. Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
  5. В Петербургской академии наук.
  6. Учеба в Петербургской академии.

- Молодцы.

Читают текст учебника.

Выполняют работу в парах.

  1. Детские и юношеские годы.
  2. Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
  3. Учеба в Петербургской академии.
  4. Учеба за границей.
  5. Возвращение в Россию.
  6. В Петербургской академии наук.

П:использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

К: умение работать в паре;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Динамическая пауза

1 мин

- А сейчас давайте немного разомнёмся. Я буду читать стихотворение, а вы показывать движения.

- Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)

Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец.

Выполнять физ.упражнения

V.Первичное закрепление во внешней речи

8 мин

- А сейчас давайте проверим, как внимательно вы прочитали текст. Откроем рабочую тетрадь на странице 36 и посмотрим на задание номер 1. Давайте прочтём, что же нам нужно будет сделать. Можете приступать к выполнению работы в парах.

—  Давайте посмотрим, что у нас получилось. Проверьте правильность выполнения по слайду и, если все верно, то поставьте рядом с заданием себе плюс. У кого все правильно - поднимите руку. Молодцы!

- Обратимся к заданию 2. Давайте прочтём, что нам нужно будет сделать. Ребята, всем понятно, что нужно сделать в этом задании? Можете приступать к выполнению.

- Давайте с вами проверим, что вы записали.

  1. В каком веке был открыт Московский университет?
  2. В каком веке было изобретено книгопечатание?
  3. В каком веке создавалась «Повесть временных лет»?
  4. В каком веке был издан «Букварь» Кариона Истомина?
  5. В каком веке в России произошло открытие Академии наук?

- Если  у вас все выполнено верно, то поставьте рядом с заданием себе плюс. У кого все правильно, поднимите руку. Молодцы!

Выполняют задание 1.

По горизонтали: 2. Компас. 7. Ломоносов. 8. Астрономия. 9. Баренцево. 10. Университет.

По вертикали: 1. Холмогоры. 3. Академия. 4. Венера. 5. Латинский. 6. Москва. 9. Белое.

Выполняют задание 2.

Ответы детей.

  1. В XVIII
  2. В XV
  3. В XII
  4. В XVII
  5. В XVIII

П: построение речевого высказывания;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: осуществление поиска и выделение необходимой информации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин

- Сейчас я предлагаю поработать вам самостоятельно страница 36 № 2 и № 3 в рабочей тетради. Ознакомьтесь с заданием 2. Что необходимо сделать в задании?

- Верно, вам нужно ответить на вопросы.

- А что необходимо сделать в 3 задании?

- Да, вам нужно решить верно ли утверждение и обвести «Да» или «Нет».

Приступаем к работе.

- Теперь пусть проверит вашу работу сосед по парте. Если задание выполнено верно, то рядом ставите плюс. Если  же есть ошибки, то не ставите ничего.

– Итак, ответим на вопросы второго задания.

  1. М.В. Ломоносов родился в 1711 году. Напиши, кто правил в России в то время.
  2. Какие преобразования, проведенные этим человеком в нашей стране, сыграли большую роль в судьбе Ломоносова? Запиши ответ.

Проверим третье задание. Если утверждение неверное, то проговорите правильный ответ.

  1. М. В. Ломоносов происходил из богатой семьи.
  2. В 1730 году Ломоносов с рыбным обозом отправился в Москву, чтобы постигать науки.
  3. В 1735 году Ломоносова как одного из лучших учеников отправили на учёбу в Петербург.
  4. По предложению М. В. Ломоносова в 1755 году в Петербурге был открыт университет.
  5. Под руководством М. В. Ломоносова была построена фабрика цветного стекла.
  6. Ломоносов открыл атмосферу на планете Сатурн.

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Отлично, вы получаете пятерки, у кого 1-2 ошибки, а теперь те, у кого больше. Молодцы!

Выполняют задания.

№ 2

1) Пётр Первый 

2) При Петре Первом была создана Академия наук, где работал Ломоносов и раскрыл свой талант, сделав множество научных открытий.

№3

  1. Нет. Ломоносов происходил из крестьянской семьи
  2. Да
  3. Да
  4. Нет. Университет был открыт в Москве
  5. Да
  6. Нет. Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера

Р: самостоятельное планирование и выполнение свои действий на знакомом учебном материале;

П: осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

VII. Включение в систему знаний

4 мин

- А теперь устроим опрос по нашей теме. За правильный ответ вы получаете жетончик. У кого будет больше всего жетонов – получит оценку за урок.
1. В каком году и где родился М.В. Ломоносов?

2. Кем был отец Ломоносова?

3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова?

4. Чем отличался Ломоносов в 10 лет?

5. Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту?

6. Кто был его первым учителем?

7. Назовите первые учебные книги Ломоносова.

8. Какое решение тогда принял Ломоносов?

9. Когда и каким образом он добрался до Москвы?

10. Сколько лет ему тогда было?

11. Куда ему удалось поступить в Москве?

12. Какой язык был международным языком науки в то время?

13. Какие трудности возникли у Ломоносова?

14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу?

15. Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

17. Назовите его открытия.

18. Что организовал Ломоносов?

19. Что сделал великий ученый для развития образования в России?

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

Ответы детей.

  1. В 1711 г. неподалеку от города Холмогоры
  2.  Рыбаком.
  3. «Чайка».
  4. Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.
  5. В 11-12 лет.
  6. Дьячок местной церкви.
  7. «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.
  8. Он решил отправиться в Москву постигать науки.
  9. В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.
  10. 19лет.
  11. В Славяно-греко-латинскую академию.
  12. Латынь.
  13. Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.
  14. В Петербург, потом в Германию.
  15. В Петербургской академии наук.
  16. Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
  17. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.
  18. Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.
  19. В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.
  20.  Золотая медаль имени М.В. Ломоносова.

Л: умение самостоятельно делать выбор;

П: построение речевого высказывания.

VIII. Рефлексия деятельности

3 мин

  • Какова была цель урока?
  • Какие знания мы открыли?
  • Что для вас было самым интересным на уроке?  
  • О чем захотелось еще узнать? Что было трудным?
  • Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

Записываем домашнее задание: читать текст стр. 102-104. Вопросы «проверь себя» на стр. 104 учебника.

Урок окончен.

Ответы детей.

Записывают домашнее задание.

П: построение речевого высказывания;

Р: осуществление итогового контроля.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


1721г.

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое

здание в России

в XVII в.

Петропавловский

собор

Построена в честь Александра

Невского

Александро-Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового города

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

«Ведомости»

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей


1721г.

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое

здание в России

в XVII в.

Петропавловский

собор

Построена в честь Александра

Невского

Александро-Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового города

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

«Ведомости»

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей


1721г.

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое

здание в России

в XVII в.

Петропавловский

собор

Построена в честь Александра

Невского

Александро-Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового города

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

«Ведомости»

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей


1721г.

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое

здание в России

в XVII в.

Петропавловский

собор

Построена в честь Александра

Невского

Александро-Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового города

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

«Ведомости»

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей


1721г.

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое

здание в России

в XVII в.

Петропавловский

собор

Построена в честь Александра

Невского

Александро-Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового города

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

«Ведомости»

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей


1721г.

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое

здание в России

в XVII в.

Петропавловский

собор

Построена в честь Александра

Невского

Александро-Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового города

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

«Ведомости»

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей


1721г.

Город на Неве

Санкт-Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое

здание в России

в XVII в.

Петропавловский

собор

Построена в честь Александра

Невского

 

Александро-Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового города

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

«Ведомости»

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс ФГОС УМК Школа России

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. Тема урока "Какие бывают растения", изучается на примере растений школьного двора.Оборудование:  гербарий растений с электронным приложением, лупы у...

Конспект урока по окружающему миру "Опасные незнакомцы" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока по окружающему миру "Опасные незнакомцы" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России...

Конспект урока по окружающему миру "Город на Неве" 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания.Планируемые результатыПредметные:знать историю возникновения Санкт &nda...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве ", 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...

Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по материкам " 2 класс, Школа России

Цель деятельности учителя: знакомство с материками планеты и их особенностями.Планируемые результаты:                 Предметные:знать расположение и назва...