Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. Тема: Михаил Пляцковский «Помощник»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Никеева Надежда Егоровна

Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. Тема: Михаил Пляцковский «Помощник»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Русский алфавит, или Азбука

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: знакомство учащихся с русским алфавитом и его значением.

                  Деятельностная: формирование умения правильно пользоваться алфавитом.

Задачи:

Дидактические:

1. Правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

2. Учиться писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

3. Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

4. Учиться составлять предложение из набора форм слов;

5. Учиться использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Развивающие:

1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы с помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;

2. С помощью учителя формулировать цель, планировать свою деятельность;

3. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

4. Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;

5. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

6. Строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

7. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

Воспитательные:

1. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Правильно называет буквы русского алфавита; использует знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

2. Пишет аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

3. Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

4. Составляет предложение из набора форм слов;

5. Использует изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Личностные:

1. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;

2. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации.

Регулятивные:

1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;

3. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Коммуникативные:

1. Строит устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.

Оборудование: презентация

План урока:

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Эмоциональный настрой

2. Этап актуализация и пробного учебного действия (7-10 мин.)

 Минутка чистописания

3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)

3.1. Наблюдение над языковым материалом (загадка)

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения выхода из затруднения (1 мин.)

4.1. Формулирование темы

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Формулирование задач урока

5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)

5.1. Работа по учебнику с.52 упр. 1

5.2.  Самостоятельное формулирование правила

5.3. Работа с правилом

5.4. Работа по учебнику с.53 упр. 2

Работа со страничкой для любознательных.

ФИЗМИНУТКА

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5-10 мин.)

Работа по учебнику с.54 упр. 4

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Самостоятельная работа на карточках

8. Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)

Игра «Угадай слово»

9. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

9.1. Подведение итогов

9.2. Самооценка


Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение уч-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Егоровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и раздаточный материал.

- Присаживайтесь на свои места.

1.3. Эмоциональный настрой

-Ребята, улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

Фронтальная

Л.1

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Минутка чистописания

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем писать, давайте подготовим руку к письму. Поставьте, пожалуйста, на локоток ту руку, которой вы пишите. Выполняйте упражнение вместе со мной.

Раз, два, три, четыре, пять (Сжимают и разжимают кулачки)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают, начиная с большого)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик к берёзке,

Этот пальчик к дубу,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

- Мы начнём наш урок с минутки чистописания. Как вы думаете, с какой целью нам нужно её провести?

- Для этого откройте свои тетради и запишите в них число и классную работу. Сегодня 6 апреля.

- Ребята, готовясь к нашему уроку я спрятала слово, которое мы будем писать. Попробуйте разгадать мой шифр и узнать, какое же слово я спрятала. Кто догадался поднимите руку.

ВРПЯДЬХОРОШОСЧИ  (хорошо)

- Какие вы молодцы разгадали мой шифр.

Какую орфограмму вы заметили в этом слове? (в этом слове у нас буквосочетание –оро-)

Пропишите его целую строку

- Ребята, теперь запишите, пожалуйста, слово хорошо в тетрадь. Поставьте в нем ударение и подчеркните безударные гласные.

 -Запомните в этом слове сочетание –оро-

Чтобы писать красиво и разборчиво.

Прописывают соединение

Ищут слово

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

ПР.3

К.2

Л.1

П.1

Л.1

П.1

Р.3

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Наблюдение над языковым материалом (загадка)

Ребята, для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вам нужно отгадать загадку.

 Слушайте внимательно.

На странице «Букваря»

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит)

 3.2. Формулирование проблемы урока

- Ребята, как вы думаете почему же я взяла загадку именно об алфавите?

Отгадывают загадку

Формулируют проблему урока.

Фронтальная

Фронтальная

ПР.3

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Верно, ребята, но я немного обобщу ваши варианты. (Русский алфавит, или Азбука)

4.2. Формулирование цели урока

– Какую цель мы с вами поставим перед собой? (познакомиться с алфавитом и его значением)

4.3. Формулирование задач урока

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать как пользоваться алфавитом. Узнать что такое алфавит )

Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока.

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

П.1

П.2

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа по учебнику с.52 упр. 1

-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 52

-Рассмотрите в учебнике алфавит.  Давайте его прочитаем, читать вы будете про себя.

- Обратите внимание, что мы читаем названия букв, которые расположены в белых окошках.

-Хорошо, ребята, давайте теперь прочитаем его по цепочке (по одной строчке).

- Скажите, сколько букв в русском алфавите (33)

- Ребята, алфавит дома нужно будет выучить.

5.2.  Самостоятельное формулирование правила

- Ребята, а кто может мне сказать, что такое алфавит?

- Какое же правило мы с вами может сформулировать?

- Давайте проверим наши предположения.

- Прочитайте, пожалуйста, правило в рубрике «Сведения о языке»

- Ребята, какие вы молодцы наши предположения оказались верны

5.3. Работа с правилом

- Ребята, пожалуйста, поработайте в парах. Расскажите друг другу правило.

- Итак, что же такое алфавит? Что имеет каждая буква в алфавите?

- Ребята, как вы думаете, над решением какой задачи мы сейчас работали? (1)

-Я с вами согласна, мы самостоятельно сформулировали правило, сравнили его с правилом учебника. Я думаю, что мы с вами можем поставить звездочку рядом с первой задачей, потому что мы ее выполнили.

5.4. Работа по учебнику с.53 упр. 2

- Ребята, прочитайте упр.2 на стр. 53. Что нам нужно сделать?

Давайте назовем с вами буквы алфавита.

Найдите в алфавите буквы, которые не обозначают звука (Мягкий и твердый знак)

Работа со страничкой для любознательных.

Ребята, а вы знали, что слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита».

-В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его. (Азбука)

 -Объясните (прочитайте), как в русском языке образовалось слово «азбука»? (обращаются к страничке для любознательных)

- Верно, это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

-Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»).

- Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. (Каждая буква занимает своё место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем.)

-Чем знамениты Кирилл и Мефодий? (Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали).

-А сколько букв сейчас в нашей Азбуке?

- Как вы думаете, зачем нужны буквы? (Буквы нужны нам для составления слов)

-Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить наизусть.

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

https://prezentacii.org/upload/cloud/16/10/45765/images/screen10.jpg

-Скажите, а где ещё используется алфавит? Для чего он нам нужен?

- Я с вами согласна. Ребята, алфавит также используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей.

- Ребята, как вы думаете, над решением какой задачи мы сейчас работали? (2)

- Я думаю, что мы с вами можем поставить звездочку рядом со второй задачей, потому что мы ее выполнили.

Чтение алфавита

Предположение детей

Выполнение упражнения

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

ПР.5

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 Работа по учебнику с.54 упр. 4

- Ребята, прочитайте упр.4

-Скажите, что вы заметили?

Все ли буквы алфавита записаны? (Не хватает двух букв: Ё и Х.)

 Какие буквы стоят не на своих местах? (Свои места «перепутали» буквы: К, Л; С, Т; Ш, Щ; Ъ, Ы)

Ребята, выполните, пожалуйста, это упражнение. Запишите все буквы русского алфавита в алфавитном порядке.

Итак, давайте проверим, что у вас получилось.

Индивидуальная

ПР.2

ПР.4

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Самостоятельная работа на карточках

- Ребята, у вас на столах лежат карточки, в которых вам нужно расположить слова в алфавитном порядке и запишите в правильной очередности. На карточке для этого у вас есть пустая строка.

На карточке: Молоко, груша, собака, пенал, карандаш.

(Груша, карандаш, молоко, пенал, собака)

- Проверьте, пожалуйста, свою работу по эталону на слайде.

-Молодцы.

Записывают предложение

Проверяют по эталону

Индивидуальная

Самопроверка

ПР.1

ПР.2

ПР.3

ПР.4

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Игра «Угадай слово»

-Ребята, а теперь я предлагаю вам немного поиграть. Я буду говорить вам условие, а вы должны с помощью алфавита помочь мне отгадать слово, которое потерялось среди всех букв. Слушайте внимательно

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”. (волк)

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б» .(коса)

- Ребята, мы с вами располагали буквы и слова в алфавитном порядке, играли в игру «Угадай слово».  Как вы думаете, над решением какой задачи мы сейчас работали? (3)

-Я с вами согласна, мы с вами учили по-разному использовать алфавит. Я думаю, что мы с вами можем поставить звездочку рядом с первой задачей, потому что мы ее выполнили.

Выполняют задание, которое дано в виде игры

Фронтальная

Фронтальная

ПР.2

ПР.5

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель мы ставили перед собой?

-Что такое алфавит?

 -Сколько букв в русском алфавите?

 9.2. Самооценка

- Ребята, обратите внимание на доску. Как вы считаете достигли ли мы с вами цели нашего урока. Каким образом? Поднимите, пожалуйста, смайлик, если вы довольны своей работой на сегодняшнем уроке.

Спасибо за урок. До свидания!

Отвечают на вопросы

Проводят самооценку 

Фронтальная

Фронтальная

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

Р.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению на тему " Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Дары Терека»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе Школа России составлен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся с ОВЗ. В уроке используется технология здоровьясбережения....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мыс...