Конспект урока по Окружающему миру "Есть ли жизнь в воде подо льдом?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

ШКОДА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

Конспект урока по предмету Окружающий мир 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon est_li_zhizn_podo_ldom.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Есть ли жизнь в воде подо льдом?

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить и расширить знания учащихся о жизни некоторых животных в воде подо льдом.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить и расширить знания детей о жизни рыб и других обитателях в воде подо льдом.
  2. Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.

Развивающие:

 - развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи урока:

  1. Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  2. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник, хрестоматия,  рабочая тетрадь  «Окружающий мир,  1 класс – О.Н. Федотова и др., рисунок-раскраска «Рыбка», стакан с водой, кусочек льда, стикеры.

Ход урока

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Ι. Организация класса на работу.

М.: Словесный. Слово - учителя.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

1-2 мин.

Учитель заходит в класс.

II. Повторение ранее изученной темы.

VΙ. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.

Физкультминутка

 М.: Устная проверка. Актуализация знаний.

1.Беседа 

- О каком времени года я говорю?

– Дремлют животные под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, в особенности, когда разгуляется непогода.

В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра.

- Как вы догадались, что речь идёт о зиме?

Ребята, посмотрите на слайд, и скажите о каких обитателях нашего  мира мы еще с вами не разговаривали?

А каких водных обитателей вы знаете, мы сейчас услышим.

(чтение стихотворений)

А каких еще водных обитателей вы знаете?

Ребята, а как вы думаете, где сейчас обитают рыбы?

А они там значит, живут или нет?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке?

Действительно, тема нашего урока «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»

А какая же тогда будет цель урока?

– Для наблюдательного человека немало интересного найдется зимой у реки, у озера. Рассмотрите центральный рисунок в учебнике на стр. 40-41

– Обратите внимание на толстый слой льда, сковавшего водоем. В средней полосе России лед появляется, как правило, в ноябре. Первый лед тонкий, прозрачный, он кажется черным. В декабре же «небо» обитателей водоема застывает и твердеет.

– Как вы думаете, как рождается лед в водоеме – сверху или в глубине?

– Оказывается, на мелководье переохлаждение захватывает все слои воды. Вся толща воды остывает равномерно,   ледяных кристаллы срастаются друг с другом, поднимаются наверх и создают на поверхности сплошную пленку льда. В глубоких водоемах лед также образуется по всей толще, но, всплывая наверх, он ограждает глубокие слои водоема от дальнейшего охлаждения, и водоем не промерзает до дна. Когда лед затягивает все полыньи, то кислорода для жизни рыб становится недостаточным. Рыбы становятся вялыми и перестают есть, но через некоторое время они привыкают и ведут обычный образ жизни.

(Опыт со стаканам воды и кусочком льда. Вывод: лед легче воды)

– Назовите изображенных в учебнике рыб.

– Налим, окунь, щука, карп, карась.

По каким признакам их различают?

( различаются по форме и размерам)

 П.: Логический.: что объединяет этих рыб?

– Всех рыб объединяет чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и плавников вместо конечностей. (найдите  каждой рыбы чешую, жабры голову, хвост и плавники, покажите соседу по парте). Обратите внимание на чешуйчатый покров тела рыб, что вы можете о нем сказать?

Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и.

– Как же живут рыбы в воде подо льдом?

Учащиеся читают рассказ «Жизнь рыб подо льдом». Стр.39.

– Что нового узнали из рассказа?

– Какие рыбы зимуют подо льдом в наших водоемах?

– Какая беда может произойти в водоеме в зимнее время?

Как люди могут помочь водным жителям?

М.: Практический.

-Ребята, а что за одежда есть у рыб?

Давайте попробуем сделать наряд нашей рыбке. Перед вами лежит рисунок-раскраска с рыбкой, нарисуйте на ней чешую, но обратите особое внимание на ее расположение.

М.: Словесный. Беседа.

П.: Логический. Решение поставленной задачи..

Рассмотрите на рисунке в учебнике Мишу и Машу. Обратите внимание, как одеты дети, для того чтобы побывать в подводном царстве.

Откройте хрестоматию на стр.37.

Статья «Искатели воздуха» (ответы на вопросы)

Как дети разговаривают под водой?

 Давайте выполним задание в учебнике, придумаем название рассказа и дополним его опираясь на рисунок

М.: Словесный. Беседа.

Технический.  Работа в печатной основе.

Р а б о т а   в   п е ч а т н о й   т е т р а д и   (з а д а н и е  29).

– Знаете ли вы этих водных обитателей?

– Напишите в кружках нужные номера

О зиме

О водных обитателях

Ёрш (Ваня П.)

Изловить его не просто,
Ведь плавник у рыбы острый!
Хищник, лучше не тревожь,
Защищен надежно ёрш.

Карась (Наташа Б.)

К речке наш прикован взгляд:
Брызги в стороны летят,
В ясный день в воде резвясь,
Чешуёй блестит карась!

Лещ (Костя С.)

Не желает, ну никак,
Лещ клевать на червяка!
Ни за что я не прощу
Это хитрому лещу!

Окунь (Саша Г.)

От рыбалки мало проку,
Не клюёт, хоть тресни, окунь.
Он смеется надо мной:
«Я сегодня выходной!»

Рак (Сережа Н.)

Рак клешнями шевелит,
Он на самом дне сидит,
Ловко пятится назад,
Он добыче очень рад!

чешуя 

Используя жесты рук и мимику

ΙV. Закрепление изученного материала.

V. Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

Расскажите об  одном из водных обитателей.

 Вспомните, в каких сказках, рассказах мы могли бы встретить обитателей водного мира?

Ребята, какая цель у нас была на уроке?

Как вы считаете, достигли мы ее?

Все поставленные задачи и цель урока были реализованы.

Ребята давайте оценим свою работу с помощью «Экрана активности на уроке», у вас на партах лежат стикеры с нарисованными глазами и носиком, дорисуйте на нем улыбку, которая будет соответствовать вашей активности на уроке.

 Работали сегодня на уроке дружно и активно.

На этом наш урок закончен, спасибо за работу.

               

                 

Ёрш (рыба)
Изловить его не просто,
Ведь плавник у рыбы острый!
Хищник, лучше не тревожь,
Защищен надежно ёрш.

Карась

К речке наш прикован взгляд:
Брызги в стороны летят,
В ясный день в воде резвясь,
Чешуёй блестит карась!

Лещ (рыба)
Не желает, ну никак,
Лещ клевать на червяка!
Ни за что я не прощу
Это хитрому лещу!

Окунь (рыба)
От рыбалки мало проку,
Не клюёт, хоть тресни, окунь.
Он смеется надо мной:
«Я сегодня выходной!»

Рак
Рак клешнями шевелит,
Он на самом дне сидит,
Ловко пятится назад,
Он добыче очень рад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 2класс"И про воду"

Данный урок включает разнообразные формы работы, занимательный материал по теме урока....

Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «На воде и в лесу»...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс)

, В данном материале представлены конспект урока по окружающему миру на тему "Огонь, вода и газ" (3 класс), УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Про воду"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Программа "Школа России"....