Открытый урок окружающего мира для 4 класса по теме "Я - житель наукограда"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Это урок был проведён в рамках конкурса "Педагогические таланты гоода Жуковского - 2008"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_okrmir.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе.
Учитель: Русина Т.И. (МОУ лицей №14)
Тема урока: «Я – житель наукограда!»
Цель урока: Создание собирательного образа жителя наукограда Жуковский.
Задачи урока:
- Введение понятия «наукоград».
- Формирование представления о родном городе.
- Воспитывать уважительное отношение к научным, героическим, трудовым, культурным, спортивным достижениям жителей нашего города.
- Воспитывать любовь к родине.
- Развивать умение работать с географической картой и дополнительным справочным материалом.
- Развитие речи, внимания, памяти, умения анализировать, делать выводы.
Оборудование: административная карта Московской области, аудиозаписи песен о Жуковском, карточки-задания для расшифровки слов, информационные карточки о городе, карточки со словами для составления предложения, таблички с названиями наукоградов, фотографии с изображениями городских достопримечательностей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Знакомство с классом, приветствие гостей.
II. Постановка темы урока.
- Наш урок мне хотелось бы начать с песни. (Песня о городе Жуковский).
- Там где-то Нью-Йорк, там где-то Париж, а мы на земле Московской. Обратимся к карте Московской области. ( Показать границы области, столицу).
Рассмотрите герб Московской области. Кто изображён на гербе? (Святой Георгий победоносец, поражающий копьём змея.)
- Покажем на карте местоположение нашего города. Город Жуковский расположен
в 40 км к юго-востоку от Москвы. Население нашего города по данным 2003 года составило чуть больше 100 тыс. человек. (Отметить местоположение города на карте фишкой).
У нашего города тоже есть герб. Что вы видите на гербе? А теперь зачитайте описание герба.
№1."В лазо́ревом, то есть голубом, поле три широких наконечника стрел. сопровождённые во главе лётом; все фигуры золотые.
Лёт – символ воздухопла́́вания. Главные фигуры герба́ - золотые наконечники стрел - один из символов оружия, непреклонности и мужества. Три стрелы отображают профиль города Жуковского - конструирование, построение и испытание военных самолётов.
Золото символизирует богатство, справедливость, уважение, великодушие.
Лазо́ревое поле щита соответствует небу, воздуху. Лазурь - символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели».
- На сегодняшнем уроке мы часто будем обращаться к справкам из различных источников информации: книг, газет, интернет-сайтов о нашем городе.
- В честь кого назван наш город? (Ответы детей)
Уточнит ответ на этот вопрос… (чтение справки, показ портрета Н.Е. Жуковского)
№2. «23 апреля 1947 года рабочий посёлок имени шахтёра Алексея Стаханова получил статус города и название – ЖУКОВСКИЙ – в честь столетия со дня рождения великого русского учёного, основополо́жника современной аэродина́мики Николая Егоровича Жуковского,
29 января 2007 года городу Жуковскому присвоен статус наукограда Российской Федерации. Замечательно, что это произошло в год шестидесятиле́тнего юбилея города».
- Кто из вас слышал слово «наукоград»? Что оно для вас значит? Давайте обратимся к русскому языку. Что можно сказать о слове «наукоград»? (сложное слово)
- Наукограды - это города и посёлки, которые были созданы и построены вокруг научных и научно-производственных комплексов. Большая часть населения таких городов занимается наукой.
В России есть города, которые удостоены статуса наукограда, но мы назовём только наукограды Московской области. (Чтение табличек с названиями городов, отмечание на карте фишками).
- Сегодня мы создадим собирательный образ человека, который достоин жить и работать в наукограде Жуковский.
III. Работа над темой урока.
- Математика – королева всех наук. Уважающий себя человек должен владеть математическими навыками. Ваши знания в области математики помогут решить примеры, и мы сможем расшифровать слова. Из этих слов составим предложение и узнаем, каким представляют наш город жители Российской Федерации.
Работа в группах. Каждая группа детей получает карточку с заданием.
Группа №1.
Й 270 : 9 = С 22 · 9 =
В 124 : 4 = И 90 · 5 =
К 345 : 5 = О 5400 : 90 =
У 41 · 9 = Ж 4500 : 500 =
9 | 369 | 69 | 60 | 31 | 198 | 69 | 450 | 30 |
Группа №2.
Р 70 · 6 : 3 =
Д 540 : 6 – 45 =
О 26 · 6 + 244 =
Г 280 : 4 + 310 =
380 | 400 | 140 | 400 | 45 |
Группа № 3.
А 540 : 6 – 45 = У 41 · 9 =
К 26 · 6 + 244 = Н 4500 : 500 =
И 280 : 4 + 310 =
9 | 45 | 369 | 400 | 380 |
Группа № 4.
Ц 70 · 6 : 3 =
И 540 : 6 – 45 =
А 26 · 6 + 244 =
В 280 : 4 + 310 =
400 | 380 | 45 | 400 | 140 | 45 | 45 |
Группа № 5.
Ы 360 : 9 = Л 22 · 9 =
Т 124 : 4 = К 96 · 5 =
У 345 : 5 = Р 5400 : 90 =
Ь 280 : 4 + 310 =
480 | 69 | 198 | 380 | 31 | 69 | 60 | 40 |
Группа № 6.
Р 360 : 9 = А 540 : 6 - 45 =
О 124 : 4 = С 26 · 6 + 244 =
Т 345 : 5 =
П 41 · 9 =
400 | 369 | 31 | 40 | 69 | 45 |
Составление и чтение предложения: Жуковский – город науки, авиации, культуры, спорта.
Физминутка «Путешествие на облаке»
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в голубое небо. Здесь всё тихо и спокойно. Облако несёт вас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно «увидеть» это место. Там вы чувствуете себя спокойно и счастливо. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас на своё место в классе. Поблагодари облако за то, что оно тебя так хорошо покатало. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодры и внимательны.
- Вернёмся к нашей фразе. Вся история города связана с достижениями в области авиации и космонавтики. Долгое время работал в Жуковском основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв, а на территории Лётного исследовательского института проходил подготовку первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
- Какие научные и научно-производственные комплексы работают в Жуковском?
№3. «Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени профессора Николая Егоровича Жуковского – крупнейший в мире центр авиационной науки. Впервые в мировой практике институт объединил научный поиск, исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов. В своих аэродинами́ческих трубах ЦАГИ выполняет испытания по отработке оптимальных форм автомобилей, железнодорожных составов, поездов метрополитена и аппаратов на воздушной подушке. Исследуются ветровы́е нагрузки на высотные здания, мосты».
- Чьи родные работают в ЦАГИ? Какими качествами должны обладать люди, которые серьёзно занимаются наукой? Какие школьные предметы помогут вам в дальнейшем работать в ЦАГИ?
- Какой ещё крупный исследовательский институт есть в нашем городе? (ЛИИ).
№4. «Лётно-исследовательский институт имени Михаила Михайловича Громова – научный центр по исследованиям и испытаниям авиационной техники. На территории ЛИИ расположены лётные базы ведущих конструкторских бюро – Сухого, Ильюшина, Туполева».
- Когда аэродром ЛИИ открывает свои двери, для многочисленных гостей? (В дни проведения МАКСа).
№5 «День авиации, который отмечается в третье воскресенье августа, для Жуковского – особый день. Именно на него выпадает празднование Дня города и самое яркое событие – Международный авиационно-космический салон (МАКС), который проводится каждые два года. В 2007 году МАКС отпраздновал свое 15-летие.
Начиналось все летом 1992 года на аэродроме ЛИИ, где прошло «МосАэроШоу». Это шоу стало первой авиационно-космической выставкой в России. Выставка получила статус международной и обрела свое нынешнее название: «Международный авиационно-космический салон».
- Кто из вас побывал на МАКСе? Поделитесь своими впечатлениями.
- Конечно же, самые незабываемые впечатления оставляют показательные полёты. Какими вы представляете лётчиков?
Неслучайно в городе активно работает «Клуб Героев». Эта организация объединяет лётчиков-испытателей, штурманов-испытателей.
№6. «По количеству Героев Советского Союза и России Жуковскому нет равных. В разное время в Жуковском жили и работали 104 Героя Советского Союза, Российской Федерации и Социалисти́ческого труда. Многие улицы города названы в их честь. И сегодня Жуковский гордится семью́десятью тремя Героями, которые работают и проживают в Жуковском.
14 ноября - День чествования Героев. С 2002 года этот уникальный праздник, который существует только в нашем городе, отмечается ежегодно».
В Жуковском, городе с высокоразвитой наукой, гармонично развивается и культура.
- Что значит быть культурным человеком?
- Какие культурные центры вы знаете? Какие посещаете вы? Кто занимается музыкой, танцами, театром?
В Жуковском два муниципальных театра («Стрела», театр Айсина), Дворец культуры, Дом Учёных ЦАГИ, Жуковский симфонический оркестр, две школы искусств и множество детских студий. Кинотеатр «Взлёт».
№7. «В городском музее развернута новая современная экспозиция «Жуковский музей истории покорения неба». Здесь собраны уникальные коллекции обмундирова́ния летного состава с начала 20 века и до наших дней, документов и личных вещей летчиков различных эпох, знаков, значков и медалей, посвящённых авиации. Каждый посетитель музея имеет возможность записаться в школу виртуального пилотирования».
- Отдельно стоит отметить спортивную жизнь города. Жуковский сегодня - областной легкоатлетический центр, родина многих прославленных легкоатлетов. Эстафету от знаменитых на весь мир Екатерины Подкопаевой, Олега Проценко и других подхватили Юрий Борзаковский, Андрей Епишин, Дмитрий Богданов.
№8. «Осенью 2005 года после реконструкции открылся спортивный комплекс «Метеор», который может по праву считаться одним из лучших не только в России, но и в Восточной Европе. Уже сегодня он принимает как общероссийские, так и международные соревнования. С 2006 года постоянную прописку в Жуковском получили международные легкоатлети́ческие соревнования «Мемориал братьев Зна́менских». Развитие «Метеора» продолжается: в настоящее время начались работы по строительству крытого легкоатлетического манежа, рассчитанного на 4500 зрителей. В 2008 году планируется завершение строительства бассейна».
- Ребята, кто из вас занимается спортом?
IV. Итог урока.
-Какой у вас замечательный класс. Я очень рада знакомству с вами, мне понравилось, как вы работаете на уроке. А вам понравился урок?
-Образ какого человека мы создали?
- Вас с уверенностью можно назвать настоящими жуковчанами! Давайте все вместе произнесём фразу: «Я – житель наукограда!»
И в заключение урока песня о нашем любимом городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.
Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....
Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".
Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...
Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"
Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...
Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»
Цели урока: - формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"
Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...