Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Ащина Наталья Владимировна

В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают различные опыты. Во второй части урока учащиеся рисуют пейзаж зимнего хвойного леса используя метод "тычка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства.

Тема: Снег и лед.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: интегрированный

Цель урока:

Дать представления об отличительных особенностях снега и льда.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда. Познакомить с творчеством художников – пейзажистов.

2.Учить рисовать хвойный зимний лес, используя метод «тычка».

3.Развивать воображение, познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

4.Воспитывать любовь к природе, учить видеть прекрасное вокруг нас.

Оборудование:

1.Снег и лед

2.Стаканы, блюдца, чайная ложка

3.Полоски цветной бумаги

4.Карточки

5.Репродукции картин русских художников Б. Кустодиева «Масленица», И. Шишкин «Сосна», К. Юона «Русская зима»

6.Мультимедиапроектор

7.Магнитофон

                               Ход урока:

I.Организационный момент:        

1. В классе у нас очень много гостей,

  Поприветствуем их дружно, чтоб им было веселей.

  Долгожданный дан звонок

  Начинается урок

  Вы, ребята, все готовы на уроке отвечать?

  Все готовы? Все в порядке?

  Можно начинать урок.

  Просьба всем тихонько сесть.

  А сегодня на уроке

  Не придется вам скучать

  Ведь сегодня все мы будем

  Сравнивать и наблюдать

  Предстоит вам много думать,

  Делать выводы самим

  И поэтому, сегодня очень тихо мы сидим

  Думаем внимательно

  Работаем старательно.

2.Звучит музыка, появляются Льдинка и Снежинка

Снежинка:

В небе зародилась из капельки воды
Звездочка резная дивной красоты.
Хрусталиком искристым с неба прилечу,
Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка:

И я тоже капелькой чистой была.
А когда замерзла, словно замерла.
Тоже я искристая, ростом невеличка.
Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!!

Снежинка:

А вот и нет!!
Я – из солнца, серебра!!
Ты же – мутная вода!
Просто замарашка!!
Тоже мне, близняшка.

Льдинка:

Да опомнись!! Вот так да!!
Все же, я твоя сестра!!

Учитель:

Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?
О чем они вас просят?

Дети:

Доказать, что они родные сестры.

Учитель:

Чтобы доказать родство снега и льда, нам нужно исследовать их свойства. А помогут нам в этом опыты.

II. Новый материал.

1) Практическая работа.

Опыт 1.

Учитель. Положите в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставьте их на некоторое время в сторону.

Опыт 2. 

Учитель: А какой цвет у снега? Найдите полоску бумаги, по цвету соответствующую снегу. Покажите. Верно.

Учитель: Белее снега нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии. Попробуйте продолжить. А какого цвета лед? Найдите полоску, по цвету соответствующую льду.  

Дети: Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т.е. бесцветный.

Опыт 3.

Учитель: В стакан со снегом опустите ложечку. Видна ли ложка? Значит по прозрачности, какой снег? Возьмите листочек бумаги и напечатайте  слово лед. Положите на него кусочек льда. Что вы заметили? Что вы можете сказать о льде?

Дети. Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.

Учитель. А теперь возьмите ложку и попробуйте разрыхлить снег. Получается? А сейчас лёд. Что заметили? Какой вывод можно сделать? Дети. Снег - рыхлый, лёд - плотный.

Опыт 4.

Учитель. Установим еще одно свойство льда. (Учитель роняет лёд, лёд раскалывается) Что произошло? Как бы вы назвали это свойство льда?

Дети. Лёд - хрупкий.

Учитель. Можно ли точно так же поступить со снегом? Почему?

Дети. Нет. Снег – рыхлый, мягкий. Он не расколется.

Далее завершается работа по первому опыту.

Учитель. Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Так что такое снег и лёд?

Дети. Снег и лёд - это замёрзшая вода.

Учитель. Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры?

Дети. Да, доказали.

2) Обобщение по таблице.

Свойства

Цвет

Прозрачность

Действие тепла

Другие свойства

Снег

Белый

Непрозрачный

Тает, превращается в воду

Рыхлый

Лёд

Бесцветный

Прозрачный

Тает, превращается в воду

Плотный, хрупкий

Учитель: Чем похожи снег и лёд? Чем отличаются друг от друга?

III. Физминутка.

Снежинка:

Как люблю во время вьюги
Я по воздуху летать.

Льдинка:

А я люблю, когда ребята
Начинают льдом играть.

Снежинка:

Обожаем мы движенье,
Если музыка под стать.

Льдинка:

Всех ребят без промедленья
Приглашаем танцевать.

Снежинка:

Встаньте дружно. Не зевайте
И за нами повторяйте.

IV. Новый материал (продолжение)

3) Снег и лёд в природе

Снежинка:

В природе мы царим везде
На благо матушке – земле.

Льдинка:

Услышать мы хотим сейчас
Где вы ещё встречали нас?

Снежинка:

Представьте нам без промедленья
Другие наши проявления.

Учитель:

Снег и лёд наблюдаются в природе в разных видах. Отгадайте загадки:

а)

Снег с берёзы повалился
На Андрюшу комом – хлоп!
Из Андрюши получился
Рыхлый беленький ….. (
сугроб)

б)

На стекле вдруг вырос лес
Полный сказок и чудес,
Появились белы горы
То морозные ….. (
узоры)

Учитель:

А в какое время года можно наблюдать эти явления природы?


Нужно выбрать, какие ещё явления природы связаны со снегом и льдом.

4) Карточка

Учитель. Нужно выбрать, какие ещё явления природы связаны со снегом и льдом.

(Самостоятельная работа.)

1) сосулька


2) снегопад


3) иней






гроза


снег, лед


ураган






4) пурга


5) метель


6) гололёд

 

Учитель:

Проверим. (Дети называют с места, учитель заполняет на доске.)

Учитель:

А почему вы не выбрали  грозу и ураган? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель:

На что похож рисунок, получившийся в результате вашей работы? (На снежинку)

Учитель:

Посмотрите, как много в нашем снежном царстве разных красивых снежинок. А вот какие ещё бывают снежинки по форме: столбик, запонка, игла, крупа, ёж, пластинка, звезда. (показ слайда)

Учитель: Как называется картина изображения природы? (пейзаж)

Учитель: Как необыкновенно прекрасен зимний лес. Заснеженные поляны, покрытые стволы и ветки деревьев, усыпанные снегом, одетые в хрустальные наряды березы и ели. Художники в своих работах запечатлели различные моменты зимы. Какими красками пользуются художники, рисуя снег?

 Дети: Голубыми, синими, фиолетовыми

Учитель: Какие это краски? 

Дети: Холодные.

Учитель: Я хочу познакомить вас с картиной замечательного русского художника И. Шишкина. Но прежде, я расскажу об истории ее появления. Художник в своем творчестве уделял много внимания именно вечнозеленым красавицам – елям и соснам в разное время года. Однажды художник прочитал стихотворение М.Ю. Лермонтова “На севере диком”. Я прочитаю вам отрывок из этого стихотворения:

                       На севере диком стоит одиноко

                       На голой вершине сосна.

                       И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                       Одета, как ризой, она…

Учитель: Что представили вы, прослушав эти строки, какие картины нарисовали в своем воображении?

Дети: Сосна на горе, укрытая снегом…

Учитель: Художник был потрясен выразительностью этих строк, описания, представил эту картину и нарисовал: освещенный луной утес, заснеженные вершины гор, укутанную белым покрывалом сосну. Посмотрите и вы на эту картину.

 (Учитель показывает репродукцию картины И. Шишкина “Сосна”)

Учитель: Нравится вам эта картина?

Дети: Да, очень.

Учитель: Чем?

Учитель: Красиво, необычно.

Учитель: Как, по-вашему, смог художник передать то, что сказал поэт?

Учитель: Прочитал описание, представил и нарисовал.

5) Рисование пейзажа

Снежинка:

Мы рады, знаем, что нужны
Ваши слова для нас важны.

Льдинка:

Только мы везде бывали, многое видали.
А что узнали, то вот нарисовали.
(
Указывают на доску)


Учитель: Ребята, закройте глаза и представьте, что в тихий зимний день мы входим в лес. Под деревьями лежат глубокие сугробы. Стволы деревьев покрыты серебристым налетом. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно- зеленые ветки высоких и маленьких елей. Долго можно любоваться торжественностью и красотой зимнего леса. Высокие, могучие, пушистые ели утопают в глубоком снегу. Голубые тени ложатся на сугробы.

Учитель: А теперь мы будем возвращаться в наш класс. Как только перестанет звучать музыка, вы откроете глаза.

Учитель: Вы запомнили ту чудную картину, которую я вам нарисовала словами? Ведь каждый увидел ее по-своему. Попробуем нарисовать эту елочку. Я на своем листе  покажу порядок работы, но сначала вспомним правила выполнения работы при рисовании «тычком» (Учащиеся называют правила работы «тычком»)

Учитель: Работать будете на приготовленном листе, без карандаша, используя зеленую, белую и коричневую  гуашь.

Подготовка руки к рисованию (упражнение – разминка):

                            Кисточку возьмем вот так:

                        Это трудно? Нет, пустяк.

                        Вверх – вниз, вправо – влево

                        Гордо, словно королева,

                        Кисточка пошла тычком.

                        Застучала «каблучком».

                        А потом по кругу ходит,

                        Как девицы в хороводе.

                        Вы устали? Отдохнем

                        И опять стучать начнем.

                        Мы рисуем: раз, раз…

                        Все получится у нас!

7) Обобщение

Снег и лёд – это надёжное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это весёлые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы.

V. Итог урока

Учитель:

Что нового узнали, ребята, побывав в нашем царстве снега и льда? А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Дети:

Да, хотим.

Учитель:

Вдруг подуло теплым ветром,
В небе солнце заискрилось,
Все сугробы потемнели –
В город к нам пришла весна.
Что же стало с нашей Льдинкой?

Льдинка:

Я ужасно огорчилась,
Что Снежинка не признала
Факт, что я её сестра…

Снежинка:

И под солнышка лучами
Льдинка плакала от горя.
И, растаяв, превратилась
Снова в капельку воды.

Льдинка:

И Снежинка, между нами,
Победив со мною в споре,
Капелькой влилась весною
В полноводные ручьи.

Учитель:

Тут и встретились сестрёнки
Среди миллиона капель.
Сразу же узнав друг друга
Засмеялись, обнялись.

Снежинка:

И о том, что будем вместе
Летом с неба ливнем падать,

Льдинка:

А зимой кружиться в небе
Снегом белым, поклялись.

Учитель:

Пусть хранят вас амулеты
В знак добра, любви к природе,
Чтобы вас "зимы приветы"
Грели при любой погоде.

Снежинка и Льдинка дарят детям амулеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики

      Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли».    При подготовке к конферен...

Конспект интегрированного урока окружающего мира "В декабре, в декабре"

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях, происходящих в природе зимой.Задачи: ·        Развивать связную речь;·...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов

Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"

На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....