Тематическое планирование по окружающему миру.3 класс.Начальная школа 21 века.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе по программе Начальная школа 21 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mirtematich.planir._3kl.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Преподавание курса «Окружающего мира» в 3 классе осуществляется в соответствии с:
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Программой основного общего образования по окружающему миру.
Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой ((Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф 2004г.).
Окружающий мир – взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе. В процессе изучения у детей формируется умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы.
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
осознает необходимость выполнения правил поведе ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в ос новной школе.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естествен нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от ношений.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наибо лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо димых для его индивидуального психического и личностно го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовле творить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип понимается как обеспе чение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз растную эрудицию.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко логического образования младшего школьника при ознаком лении его с окружающим миром.
5. Принцип поступательности обеспечивает- постепенно сть, последовательность и перспективность обучения, возмо жность успешного изучения соответствующих естественно научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изу чении природы и общественных явлений широко использо вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто рический музеи и т. п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, поче му человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темами: «Земля – наш общий дом», «Бактерии и грибы», «Животный мир Земли»
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Наша Родина от Руси до России».
История родной страны: как рождалось и развива лось наше государство, какие важнейшие события про изошли в его истории, как развивались экономика, культу ра, просвещение в нашей стране. Это содержание представ лено разделом «Как жили наши предки (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 3 класса.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обоб щения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го сударства.
В данном классе ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.
Для развития интереса используются электронные образовательные ресурсы.
Срок реализации программы 1 год. Учебный план 3 « Б» класса МОУ «СОШ №34 с УИП» отводит на изучение предмета по 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в учебный год.
Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин.
Требования к уровню подготовки
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
• тела живой и неживой природы;
• планеты Солнечной системы (2-3);
• свойства воздуха, воды, состав почвы;
• древние города и их достопримечательности;
• имена отдельных руководителей государства, деяте лей, просветителей Руси и России (в соответствии с про граммой);
• причины исчезновения растений и животных, отдель ных сообществ; различать (соотносить):
• год, век, арабские и римские цифры;
• названия русского государства и их соответствие исто рической эпохе;
• растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
• животных разных групп (одноклеточные — многокле точные, беспозвоночные — позвоночные);
• приспособления животных к среде обитания;
• особенности внешнего вида, строения животного в за висимости от среды обитания;
• понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
• объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
• объяснять необходимость бережного отношения чело века к окружающей среде;
• характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
• характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
• раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
• составлять описательный рассказ о животном (расте нии) по плану учителя
и самостоятельно составленному;
•соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке
природы, на пришкольном участке;
• характеризовать некоторые важнейшие события в ис тории российского
государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное
право, возникновение ремесел, развитие городов);
• рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской
Руси, России разных эпох;
• сравнивать картины природы, портреты людей, одеж ду, вещи разных эпох;
• работать с географической и исторической картой, глобусом
(в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра ботать с контурной картой по заданию учителя;
• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Учебно - тематическое планирование
по окружающему миру
Класс: 3 «Б»
Учитель: Иванова М.А.
Количество часов:
всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 2, тестов 2 ч.;
Административных контрольных срезов 1 ч.
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Перечень учебно-методических средств обучения:
1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Учимся думать и фантазировать: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Список литературы
Литература для учителя:
1.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
2.Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.
3.Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова.
4.Окружающий мир. Методика обучения, 1 – 2 кл. Автор Н.Ф.Виноградова, Вентана-Граф, 2010, Москва
Литература для учащихся:
1.Учебник «Окружающий мир» 3 класс: Н.Ф. Виноградовой–М.:Вентана – Граф, 2010
2.Рабочая тетрадь в 2-х частях «Окружающий мир» 3 кл. Н.Ф.Виноградова, Вентана-Граф, 2011г, Москва
Интернет ресурсы.
Окружающий мир
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Содержание тем учебного курса | Требования к уровню подготовленности учащихся | Учебно-методическое обеспечение | Дата проведения | |
1 | Где и когда ты живешь? | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России | Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России | Иллюстрации с изображением символики, карта Саратовской области. Презентация по теме | ||
Земля – наш общий дом | ||||||
2 | Солнечная система | Живая и неживая природа. Солнце | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы | Презентация по теме урока. Планетарий | ||
3 | Земля – планета солнечной системы | Земля – планета. Формат и размер Земли | Знать форму и размер Земли | |||
4 | Изображение Земли | Глобус как модель Земли. Географическая карта. Историческая карта | Уметь пользоваться географической картой и глобусом Знать: – основные условия жизни на Земле; – причины смены дня и ночи; – причины смены времен года; – как охранять природные богатства | Глобус. Географическая карта. Историческая карта. Книги (доп. лит.) по теме урока | ||
5,6 | Условия жизни на Земле | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года | Презентация по теме урока | |||
7 | Вода – условие жизни на Земле | Вода как условие жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств | Проект. Доклады. Иллюстрации | |||
8 | Воздух – условие жизни на Земле | Воздух как условие жизни на Земле. Охрана природных богатств | Проект. Доклады | |||
9 | Почва – среда жизни организмов | Почва, ее значение для жизни человека. Наблюдения в природе. Сравнение свойств наблюдаемых объектов | Знать значение почвы в природе и в жизни людей. Уметь проводить наблюдения зя явлениями природы | |||
10 | Почва – среда жизни организмов | Почва. Охрана природных богатств | Знать, как охраняются природные богатства | Коллекция минералов | ||
11 | Природные зоны России | Природные зоны | Знать, что такое природные зоны. Уметь характеризовать природные зоны России | Карта природных зон | ||
12 | Какие растения живут на Земле | Живая и неживая природа, их различия. Краткая характеристика объектов живой и неживой природы | Знать общие условия для жизни живых организмов | Презентация по теме урока | ||
13 | Растения и человек | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям Дикорастущие и культурные растения, их различия на примере растений родного края | Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Иллюстрации | ||
14 | Разнообразие растений на Земле | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения) | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; найти дополнительную информацию о растениях родного края, страны. Знать признаки растения как живого организма | Проект | ||
15 | Разнообразие растений на Земле | Растения родного края Тест | ||||
16 18 | Растения – живые тела (организмы) | Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Деревья. кустарники. Травы. Нахождение отличительных признаков. Растение как живой организм | ||||
19 | Как питается растение | Питание растений | Знать, как питаются растения | |||
20 | Размножение растений | Растения: части растений (плоды и семена). Размножение растений | Знать, как размножаются растения | Электронный материал | ||
21 | Продолжительность жизни растений | Продолжительность жизни растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения | Знать, какова продолжительность жизни растений | Презентация | ||
22 | Охрана растений | Роль растений в природе и в жизни людей. Бережное отношение человека к растениям | Знать, какова роль растений в природе и в жизни людей. Уметь оценивать воздействие человека на растительный мир | |||
23 | Грибы | Грибы как особая группа живых организмов | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека | Презентация | ||
Животный мир Земли | ||||||
24 | Животные – часть природы. Роль животных в природе | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Роль животных в природе | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | Иллюстрации | ||
25 | Животные и человек | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | |||
26 | Разнообразие животных | Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными, оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | Энциклопедия | ||
27 | Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – позвоночные животные Тест | Знать признаки позвоночных животных. Уметь различать группы животных по особенностям их внешнего строения | |||
28 | Птицы и звери - | Позвоночные животные. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении | Иллюстрации по теме урока, доклады | |||
29 | Животные – живые тела (организмы) | Особенности питания разных животных. Хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные животные | Знать об особенностях питания разных животных | Презентация | ||
30 | Жизнедеятельность животных | Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) | Знать условия, необходимые для жизни животных | Проект | ||
31 | Размножение животных | Размножение разных животных (млекопитающих, птиц, рыб) | Знать способы размножения животных | |||
32 | Поведение животных | Особенности внешнего вида животных. Питание, размножения животных | Знать особенности поведения животных | Доклады | ||
33 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни | Как животные приспосабливаются к условиям жизни | Знать способы приспосабливания животных к условиям жизни | Энциклопедия | ||
34 | Охрана животных | Охрана животных | Знать правила поведения человека в природе | |||
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) | ||||||
35 36 37 | Древняя Русь Древнерусское государство Московкая Русь | Как называли нашу Родину в разные времена | Знать название родной страны и ее столицы; государственную символику России | Проект, Доклады, презентации Музей краеведения, этнический музей | ||
38 | Российская империя | Государственная символика России (герб, флаг) | Иллюстрации с символикой | |||
39 | Советская Россия | Государственная символика России (герб, флаг) | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | |||
Как жили наши предки | ||||||
40 | Как тебя зовут? | Семья | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | Доклад Презентация, иллюстрации | ||
41 | Портрет славянина | Выдающиеся люди разных эпох | Знать, кто такие славяне | |||
42 | Характер славянина | Картины славянского быта, труда. Традиции людей и славян | Знать традиции славян | |||
43 | Характер славянина | Картины славянского быта, труда. Традиции славян. Вооружение воинов | Уметь описывать вооружение славян | |||
44 | О чем рассказывают вещи | Картины быта (жилище) Тест | Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека | |||
45 | О чем рассказывают вещи | Картины быта | Уметь давать характеристику быта русских людей | Музей краеведения | ||
46 | Как родилась рубаха | Изготовление одежды (головные уборы) | Знать, как изготавливали одежду | иллюстрации | ||
47 | Сколько стоят лапти | Изготовление одежды (обувь) | Знать, как изготавливали обувь | |||
48 | Русская трапеза | Традиции русской трапезы в разные исторические времена | Знать традиции русской трапезы | Энциклопедия | ||
49 | Русская трапеза | Традиции русской трапезы в разные исторические времена | Знать традиции русской трапезы в разные исторические времена | |||
50 | Во что верили славяне | Отдельные наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Выдающиеся люди разных эпох | Знать, во что верили славяне | Презентация | ||
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) | ||||||
51 | Что такое земледелие? | Картины труда, традиции и русских людей в разные исторические времена | Знать название нашей страны и ее столицы. Уметь показывать на карте некоторые города России; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов | Карта России | ||
52 | О крепостных и помещиках | Картины быта крестьян и помещиков. Труд крестьян | Знать, кто такие крестьяне и помещики | Репродукции русских художников, ст-ния Некрасова, иллюстрации | ||
53 | О крепостных и помещиках | Крепостная зависимость. Крепостное право | Знать, что такое крепостное право | |||
54 | Что такое ремесло | Картины быта, труда русского человека. Ремесло, ремесленники | Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники | |||
55 | Какие ремёсла были в России | Картины быта, труда русского человека | Знать, какие ремёсла были в России | |||
56 | Русская ярмарка | Картины быта, труда. Выдающиеся люди разных эпох | Знать, что такое ярмарка | |||
57 | О веретене, прялке и ткацком станке | Картины быта, труда русского человека | Знать, что такое веретено, прялка, ткацкий станок | |||
58 | О фабриках, заводах, капиталистах и рабочих | История Отечества. Фабрики, заводы. Капиталисты, рабочие | Знать что такое фабрика, завод; кто такие капиталисты, рабочие | |||
59 | О купцах, торговле и деньгах | Картины быта, труда. Деньги. Торговля | Знать что такое торговля; для чего нужны деньги | доклады | ||
60 | От палки до космического корабля | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России | Знать наиболее важные изобретения человека | |||
61 | Как человек научился летать | Летательные аппараты Тест | Знать историю изобретения летательного аппарата | |||
62 | Когда появился первый автомобиль | Картины быта, труда | Знать историю изобретения первого автомобиля | |||
Как возникали и строились города | ||||||
63 | Как дом вышел из-под Земли | Изба. Описание русской избы | Знать историю русской избы. Уметь описывать русскую избу | Иллюстрации уч-ся, после посещения музея краеведения | ||
64 | Первые русские поселения и города | Киев, Новгород, Владимир и др. | Уметь давать характеристику первым русским городам и поселениям | Презентация | ||
65 | Путешествие по старинным русским городам | Господин Великий Новгород Московия (Московская Русь) Город Владимир | Уметь давать характеристику Великому Новгороду Уметь давать характеристику городам Московской Руси Уметь давать характеристику городу Владимиру | Доклады | ||
66-68 | Уроки обобщения Россия XIX-XX веков. | Знать наиболее важные события древнерусской истории Знать наиболее важные события в истории России эпохи Петра I Знать наиболее важные события в истории России XX века | Доклады |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")...
Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРАвтор А. А. ПлешаковДанная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано»Пояснительная запискаУчебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Школа России
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс, школа 21 века
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс, школа 21 века...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)...