календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс, школа 21 века
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс, школа 21 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.doc | 70.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение
«Харламовская школа»
Таврического района Омской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО Зам.директора Директор
____________________ _________________ ОУ «Харламовская школа»
____________________ Иноземцева Н.В. __________________
Протокол №____. Кабылдакова Г.К.
от «___» сентября 20__
Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Окружающий мир»
Класс4
Всего часов на учебный год__68___
Количество часов в неделю__2_____
Составлена по УМК:
* программа Окружающий мир: программа: 4класс/Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013
* учебник Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. -4--е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
*Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
Составитель:
Кызметова Я.А.
учитель начальных классов
Общебразовательного учреждения
«Харламовская школа»
Таврического района Омской области
2015 - 2016 уч.год.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой (М.:Вентана-Граф). Программа рассчитана на 68 часов – 2 часа в неделю. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом: – Н. Ф. Виноградова и др. Окружающий мир: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф,
- Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова «Окружающий мир» : 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана - Граф, 2013г.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания. В программу 4 класса включены темы, позволяющие в дальнейшем применять свои знания в практической деятельности:
– некоторые правила предупреждения травм;
– нормы здорового образа жизни;
– государственная символика,
– даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
– народы, населяющие Россию;
– название Основного закона страны;
– имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России; – достопримечательности родного края.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Окружающий мир. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.
Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях[1].
Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.
Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).
Природные сообщества родного края (2-3). Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон.
Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление).
Правила поведения в природе.
Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
Родной край – малая Родина. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте).
Опыт практической деятельности.
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность.
- Общая характеристика учебного предмета
Изучение окружающего мира на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
* формирование социального опыта школьника, осознания им элементарного взаимодействия в системе «человек—природа—общество»;
* воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
* понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
* воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основные задачи предмета:
– формирование социального опыта школьника,
- осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа общество»,
- воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
*устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа-общество»;
*осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно- эстетических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
*подходит к пониманию себя как индивидуальности своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
*подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Программа Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» в 4 классе рассчитана на 68 часов. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 учебных недель).
Экскурсии (4 часа за год). В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы проводятся во время изучения нового материала по темам:
- Составление режима дня школьника для будней и выходных.
- Подсчѐт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.
- Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов).
- Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта:
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014г.
2.Виноградова Н.Ф. Учимся познавать мир: 4 класс: рабочая тетрадь № 1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, О.Т. Поглазова. – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания в каждой четверти.
Изменения, внесѐнные в рабочую программу: добавлены 2 часа при изучении раздела «Человек-живое существо (организм)».
Основные формы организации учебной деятельности – урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, комбинированный урок, урок-экскурсия, урок обобщения, практическая работа, урок проверки знаний и умений.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объѐм учебного времени составляет 270 часов. Отбор форм организации обучения осуществляется с учѐтом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определѐн по каждому разделу программы.
Экскурсии включают наблюдения; практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Количество часов. Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа по предмету «Окружающий мир» предусматривает 2 часа базисного учебного плана в четвѐртых классах. Таким образом, в 4 классе за год должно быть проведено 68 часов
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; 6 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
5.Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
4 класс (68 ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
(16 ч) Человек — живое существо (организм)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
(12ч) Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление гриппе, аллергии и др.).
(2ч) Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
(5ч) Человек среди людей. Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться? ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Человек и общество, в котором он живет (5 ч)
(10ч) Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). (10ч)
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина (особенности положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
(12ч)Человек – творец культурных ценностей
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.). Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
(5ч) Человек защитник своего Отечества
(3ч) Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчѐт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов). Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
2. Наглядные пособия.
1. Таблицы. Растения и животный мир.
2. Географические карты. Физическая карта.
3. Глобус.
4. Иллюстрации с изображением растений, животных.
8. Планируемые результаты.
К концу 4 класса ученик должен знать:
- науки, изучающие организм человека; понятия - «орган», «организм», строение и функции органов человека;
- условия, необходимые для развития и жизни, профилактические меры
предупреждения заболеваний;
- вредные полезные привычки, правила безопасного поведения;
-правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;
-понятие «ориентирование», «горизонт», «стороны горизонта», «масштаб»;
-единицы измерения времени и как определяли время в разные эпохи;
-способы изображения земной поверхности, устройство и назначение компаса, условные обозначения на плане, карте;
- названия, свойства и использование полезных ископаемых, их условные обозначения, месторождения полезных ископаемых.
- названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения; природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей; меры по охране природы.
- наиболее важные события в истории России символику.
- названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения;
- природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей;
- меры по охране природы.
уметь:
- различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно- этические нормы поведения; оказывать первую помощь.
-определять стороны горизонта по компасу, по солнцу, по местным признакам;
-читать и составлять план местности;
- находить существенные отличительные признаки полезных ископаемых, выявлять взаимодействие между состоянием природы и деятельностью человека, выполнять простые опыты, пользоваться простыми таблицами, схемами, обозначать условными знаками, находить месторождения по условным знакам;
- сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека;
- показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, выделять главное в тексте, пересказывать содержание, объяснять отдельные термины, самостоятельно выполнять творческие задания;
- сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека.
называть (приводить примеры):
- признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
- основные органы и системы органов человека и их функции;
- правила здорового образа жизни;
- права гражданина и ребенка в России;
- основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
- народы, населяющие Россию;
различать (соотносить):
- год и век, арабские и римские цифры;
- искусственные тела (изделия и тела природы);
- полезные и вредные привычки;
- эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
- события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
- применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
- узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
- составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные времена», «Родной край»;
- объяснять значение понятий «человек – живой организм», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
- в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
- работать с географическими и историческими картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню учащихся | УУД | Вид контроля | Материально техническое обеспечение | Домашнее задание | Дата |
1 1 | Организм человека | Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений). Закрепление понятия организм | Знать общее представление о строении организма человека. Уметь называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных) | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; | Тематический. | Рисунки с изображением систем органов человека Т. №21 | С.6 -7пересказ | 01.09 |
2 | Нервная система. | Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме. Головной и спинной мозг | Знать основные органы и системы органов человека, их функции. Раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека. Объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки». Различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих. Знать права гражданина в России. Составлять связный рассказ на темы раздела. В повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым) | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | Фронтальный, индивидуальный | Плакат- схема «Строение нервной системы» Т. №32 | С.8-10 пересказ | 04.09 |
3 | Двигательная система организма человека | Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) | Фронтальный, индивидуальный, | Энциклопедия «Человек» Т. № 28-29 | С.11-17 пересказ | 08.09 | |
4-5 | Пищеварительная система | Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами. Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. | Фронтальный, индивидуальный | Энциклопедия «Человек». Кроссворд Т. №30 | С18-20 пересказ; Составить схему | 11.09 15.09 | |
6 | Дыхательная система | Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания | Знать и уметь применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни | Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | Фронтальный, индивидуальный | Энциклопедия «Человек» Т. №27 | С.21 -24 подготовить рассказ | 18.09 |
7 | Кровеносная система. | Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции | Уметь: – называть основные органы кровеносной системы и их функции; – раскрывать значение кровеносной системы человека | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Фронтальный, индивидуальный | Схема кровеносной системы, схема кровообращения т. №31 | С.24-25 пересказ | 22.09 |
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества | Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения | Иметь представление о строении кожи. Уметь: – называть органы выделения; – раскрыть значение органов человека | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Фронтальный, индивидуальный | Выделительная система- Плакат схема Т. №27 | С.29-30 пересказ | 25.09 |
9 | Кожа. | Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Тематический, фронтальный, индивидуальный | Строение и функции кожи. - схема | С.30-33 пересказ, Р. Т. с. 15 | 29.09 | |
10 | Как человек воспринимает окружающий мир. | Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств | Ознакомить с органом зрения. Знать правила гигиены органов зрения. Знать правила гигиены органов слуха. Знать о роли органов обоняния и осязания в жизни человека. Уметь самостоятельно применять знания Знать о значении эмоций в общении людей. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Тематический | Строение органа зрения- схема | c.34-37 пересказ | 02.10 |
11 | Слух. Гигиена слуха | Знать правила гигиены органов слуха. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Тематический | Строение органа слуха(схема) | С.38-40 пересказ | 06.10 | |
12 | Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека | Знать о роли органов обоняния в жизни человека. Знать о роли органов осязания в жизни человека. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Тематический | Дегустация. Рецепторы | С.40-45 пересказ | 09.10 | |
13 | Урок обобщения. Тема: Органы чувств. | Уметь самостоятельно применять знания. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Практический. Самостоятельная работа | Тест | Тест, повторить записи | 13.10 | |
14 | Мир чувств | Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека | Знать о значении эмоций в общении людей. Уметь: – различать эмоциональные состояния и чувства окружающих; – видеть и понимать чувства в музыке, живописи, поэзии | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | Текущий | «Учитесь властвовать собой» – правила | С.46-47пересказ, подбери фотографии о разных чувствах | 16.10 |
15 | Внимание. | Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития | Знать о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах. Уметь выполнять упражнения по тренировке памяти, внимания. Знать отличия человека от других объектов живой природы. Знать об этапах развития человека. Знать об угрожающих здоровью вредных привычках. Пропагандировать здоровый образ жизни. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Текущий | С.48-52 пересказ | 20.10 | |
16 | Память. | Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. | Текущий | С.53-57 Подобрать задания для развития памяти | 23.10 | ||
17-18 | Режим дня. | Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. Режим дня. Здоровый сон. Правильное питание. | Знать правила сохранения и укрепления здоровья, правила здорового образа жизни. Соблюдать режим дня. Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения. | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | текущий | Т. № 45 | С.58-66 пересказ Составить режим дня. | 27.10 30.10 |
19 | Правила закаливания | Польза закаливания для организма человека. Правила закаливания. Можно ли снять усталость. | Знать правила сохранения и укрепления здоровья Знать, что такое здоровье, компоненты его составляющие, о влиянии вредных привычек на организм человека. Уметь выполнять правила здорового образа жизни | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | текущий | С.67-70 пересказ Рассказ «Люди – «моржи». | ||
20 | Можно ли снять усталость? | Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков Их вред для организма и предупреждение | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | текущий | презентация | С.70-71 пересказ Сообщение о вредных привычках | ||
21 22 23-24 | Поговорим о вредных привычках. Вред для организма и предупреждение вредных привычек. Когда дом становится опасным. | Поведение во время пожара. Огонь- друг и враг. Как уберечь себя от ожогов. Как дышать, если кругом дым. Острые предметы - это опасно. Как пользоваться газовой плитой. Работа на компьютере | Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах). Знать, как уберечь себя от опасности Знать и соблюдать правила дорожного движения Уметь работать с дополнительной литературой Уметь: Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности). использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Оценка жизненных ситуаций и поступков. | текущий | Бинт, вата, жгут | С.72-73 пересказ С.73-74 пересказ С.74-76 пересказ Приготовить плакат: «Осторожно вредные привычки | |
25-26 | Улица полна неожиданностей. | Какие опасности подстерегают детей на дороге. Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | текущий | Дорожные знаки | С.84-87 пересказ Нарисовать знакиДД | ||
27-28 | Если случилась беда. | ОБЖ Первая помощь при несчастных случаях. Помощь при травме. Перелом. Если гроза застала тебя на прогулке, как поступить. | Знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях Уметь: Устно описывать объект природы Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Знать правила сохранения и укрепления здоровья Знать съедобные и ядовитые грибы, ядовитые растения. Уметь отличить ядовитые грибы. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | текущий | С.88-92 пересказ С.92-98 пересказ | ||
29 | Чем человек отличается от животного? | Отличие человека от животных: умение думать и говорить | Знать отличия человека от других объектов живой природы. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Текущий | Рисунки | С.100 -104составить рассказ | |
30 | От рождения до старости (развитие человека) | Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Охрана детства. | Знать об этапах развития человека. | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Текущий | С.105-112 пересказ | ||
31 | Поговорим о доброте. | Обсуждение историй. Качества человека: внимательность, неравнодушие. Отзывчивость | Знать правила нравственного поведения Уметь работать с дополнительной литературой Уметь: Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности Решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Знать правила нравственного поведения Знать правила общения Уметь писать письма. Знать правила общения, правила нравственного поведения | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Текущий | Выставка книг | С.114-117 написать сообщение «Что такое доброта» | |
32 | Что такое справед-ливость. | Понятие о справедливости. Учимся быть справедливым. Обсуждение историй | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | Текущий | С.118-126 пересказ | |||
33 | О смелости | |||||||
Текущий | У. с. 126-127 | |||||||
34 | Умеешь ли ты общаться? | Обсуждение историй. Диалоги учащихся.Учимся вести беседу | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Текущий Т | У. С.128-138чит. написать письмо другу, дедушке и др. | |||
35 | Умеешь ли ты общаться? | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Текущий | плакат | С.120-122 пересказ Р. Т. с. 29 - 30 | |||
36 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | Природные зоны России: ледяная зона, зона тундры, тайга, зона смешанных лесов, зона степей, пустынь, влажные субтропики. Расположение природной зоны. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. | Знать, что такое природные зоны. Знать особенности каждой зоны. Уметь характеризовать природные зоны России по плану: Расположение природной зоны. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. Уметь работать по плану, самостоятельно составлять план действий, составлять связный рассказ. Уметь работать с картой. Уметь работать с дополнительной литературой Уметь: Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности Решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы Устно описывать объект природы Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | Текущий | Географическая карта | С.6-11 пересказ В Атласе отметить Арктику. С.11-17 пересказ | |
37 | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов | Расположение природной зоны. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. | Текущий | Географическая карта т. № 34 | С.18- 25пересказ | |||
38 | Природные зоны России. Степи пустыни.
| Расположение природной зоны. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. | Текущий | Географическая карта т. №37 | С.30-31 пересказ С.32-34 пересказ Сообщение о растениях этой зоны. С.35-36 пересказ | |||
39 | Почвы России. | Почва, ее значение для жизни человека. Почва. Охрана природных богатств Наблюдения в природе. Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Плодородие как главное свойство почвы. | Знать значение почвы в природе и в жизни людей. Знать, как охраняются природные богатства Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, происходящие с объектом. Описывать объекты наблюдения. | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Текущий | Карта почв | С.37-39 пересказ | |
40-41 | Рельеф России. | Что такое рельеф. Равнины: Восточно - Европейская, Западно-Сибирская. Урал - каменный пояс. | Уметь работать с картой. Показывать на карте, глобусе равнины. Удовлетворять познавательные интересы, находить дополнительную информацию о родном крае, родной стране, нашей планете. Уметь работать с картой Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Текущий | Географическая карта рельефа | С.40-51 Пересказ подготовить сообщение о своём крае | |
42 | Как возникали и строились города. | Что означает слово город. Как выбиралось место для строительства города. «Кремлёвские» города. Для чего нужны названия улицам. О чём может рассказать название улицы. | Знать, как возникали и строились города, как появились улицы. Самостоятельно устанавливать последовательность действий для учебной задачи, определять способы контроля оценки Решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | Текущий | С.51-58 пересказ подготовить об одной из улиц нашего посёлка | ||
43- 44 | Россия и её соседи. Япония. Россия и её соседи.Китай. | Границы России. Границы соседних стран. Знакомство с Японией- Страной восходящего солнца, Китаем- страной природных контрастов. | Уметь работать с картой. Уметь работать с дополнительной литературой Уметь: Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране. Уметь показывать на карте, глобусе границы России, некоторые города России (столицу, родной город). Знать Границы соседних стран. Уметь находить и показывать на карте Россию, Японию, Китай, Финляндию, Данию. | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | Текущий | презентация | С.59-61 читать С.62-65 читать | |
45 | Россия и её соседи. КоролевствоДания. | Границы России. Границы соседних стран. Знакомство с Финляндией- нашим северным соседом, Королевством Дания. | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | Текущий | презентация | С.66-68 , задания. | ||
46 | Что такое культура | Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). Беседа «Памятники культуры нашего города» | Называть основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры). Различать год и век, соотносить арабские и римские цифры. Различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация) Уметь работать с дополнительной литературой Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки | Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Слушать и понимать речь других. | Текущий | С.70-71 пересказ | ||
47 | Из истории письменности. | Знакомство с понятием «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. | Текущий | С.71-675пересказ | |||
48-49 | О первых школах и книгах | Знакомство с деятельностью князя Владимира Мономаха и его «Поучением». Расширение знаний о художественных ремеслах Древней Руси и об истории русского искусства и культуры, о русских мастерах, Первая азбука | Уметь составлять связный рассказ на тему. Узнавать по тексту, к какому времени относится это событие. Соотносить результаты наблюдения с целью наблюдения, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки Решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. | Текущий | С.76-80 пересказ Приготовить сообщение | ||
50 | Чему и как учились при Петре 1. | Просвещение в России при Петре I во второй половине XVIII века. Знакомство с реформами в образовании. Первые университеты в России | Уметь: – различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе; – составлять связный рассказ на темы раздела; | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. | Текущий | С.81-84 пересказ задание на стр 71 | ||
51 | Русское искусство до 18 века. | Русские иконы. Художественные ремёсла в Древней Руси. | Знать особенности русского искусства до 18 века. Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Текущий | С.86-90 пересказ | ||
52 | Музыка и обрядовые праздники. | Знакомство с фольклорным творчеством русского народа. Русская народная песня и ее разновидности. духовная музыка Знакомство с народными артистами, театральным творчеством русского народа. Скоморохи, петрушки, шуты и другие кукольные персонажи. | Знать особенности музыки Древней Руси. Обрядовые праздники Уметь работать с дополнительной литературой Уметь: Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Текущий | Презентация | С.91-95 пересказ Задание стр. 95 | |
53- 54 | Искусство России 18 века. Архитектура,живопись, театр. | Архитектура. Живопись. Государственный публичный театр. | Иметь представление об архитектуре, живописи 18 века. Уметь работать с дополнительной литературой | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Текущий | С.96-103 пересказ Приготовить сообщение | ||
55 | Золотой век русской культуры 19 века. | Расцвет в литературе, музыке, архитектуре, живописи. А.С.Пушкин- «солнце русской поэзии». Расширение знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Творчество отечественных писателей и поэтов: Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого. Работа с дополнительной литературой. | Уметь работать с дополнительной литературой Уметь: Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Решать творческие задачи, самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы Давать оценку правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном, самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. Знать поэтов и писателей 19 века. Расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстова. Знать великих композиторов 19 века: М.И.Глинка, П.И.Чайковский. Расширить знания о их жизни и творчестве. Знать художников 19 века. Расширить знания о их жизни и творчестве | Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Текущий | портреты | С.104-107 пересказ | |
56 | Поэты и писатели 19 века. | Текущий | портреты | С.107-112 пересказ | ||||
57 | Искусство России 20 века. | Достопримечательности. Художники, писатели, музыканты 20 века. | Знать художников, композиторов, писателей 20 века. Уметь работать с дополнительной литературой | Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. | Текущий | С.126-132 пересказ | ||
58 | Как Русь боролась с половцами. | Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской | Уметь: Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. – раскрыть причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России; – узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; раздела; – работать с географической и исторической картами; – выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради. Уметь описывать отдельные события из истории Отечества. Находить дополнительную информацию о родном крае, стране. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | Текущий | Карты презентация | У. с. 134-136 пересказ | |
59 | Битва на чудском озере. Куликовская битва.. | |||||||
Текущий | Карты презентация | У. с.136-1240 пересказ | ||||||
60 | Отечественная война 1812 года | |||||||
Текущий | Карты презентация | У. с. 140-143 | ||||||
61- 62 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. | Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали ВОВ | Уметь: Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. Знать о героических фактах и примерах отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость. Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные периоды. Знать литературные произведения, посвящённые борьбе русского народа с иноземными захватчиками. Уметь работать с картой. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. | Текущий | Книги презентация | С.144-1 54 пересказ Приготовить сообщение | |
63 | Гражданин и государство. | Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России. Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны | Знать: государственные праздники Уметь: – называть права и обязанности гражданина России; – составлять связный рассказ на темы раздела; – работать с географической картой Находить дополнительную информацию о родном крае, одной стране Уметь: Устанавливать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Уметь описывать отдельные события из истории Отечества. Знать государственную символику России. . Герб, флаг, гимн. | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | Текущий | презентация | С.156-157 пересказ | |
64 | Права и обязанности гражданина. | Декларация прав человека. Ознакомление. | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | Текущий | презентация | С.158-160пересказ | ||
65 | Символы государства. | Символы нашего государства. Герб, флаг, гимн. | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | Текущий | презентация | С.160-164 пересказ | ||
66-68 | Повторение пройденного материала.резервные уроки | Повторение и систематизация знаний | Знать пройденный материал. | Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Письменная работа | тесты | Сообщение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру "начальная школа XXI век" по ФГОС
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру "XXI век" по ФГОС...
календарно- тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России"
планирование по новым ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру программа "Школа России"
Программа по окружающему миру "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 век. 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 век. 4 класс....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс
СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....