Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Лес - наше богатство"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Афонина Татьяна Васильевна

Это материал для проведения декадного мероприятия по окружающему миру. Игровые моменты,  богатый познавательный материал позволит заинтересовать любую аудиторию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_okruzhayushchemu_miru.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

«ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО» Цели и задачи мероприятия:

-Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях.

  1. Популяризировать лучшие книги по природе и экологии.
  2. Привлечь детей к чтению и запоминанию стихов и песен, пословиц и поговорок о лесе.
  3. Учить детей бережно относиться к природе.
  4. Доставить детям радость от участия в общем празднике.
    Оформление зала

1.Для украшения сцены использовались изображения березы, птиц, целебных трав и цветов

2.Организована и оформлена книжная выставка на тему: "Природа-мир, тайник вселенной Разделы:

Красота, дарующая радость. Заповедными тропами.

Певцы родной природы. Тайны целебных трав. Плач природы.

Выставка "Лесная кладовая"

(детские рисунки, поделки и сочинения о природе.)

3.Прослушивание музыкальных композиций: музыка леса, пение птиц, мелодии природы,

журчание воды.

СЦЕНА 1.   Звучит музыка леса.

   1 вед.   Шуми, шуми, зелёный лес!

     Знаком мне шум твой величавый,

     И твой покой, и блеск небес

    Над головой твоей кудрявой.   (СЛАЙД с изображением леса)

  Исполняется песня «Наш край»

2-вед.  Трудно представить себе землю без лесов.

        Лес - чудесное творение природы.

          Я так боготворю деревья,

         Их доверьем дорожу.

В лес вхожу, как будто к другу в дверь я,              Как по храму, по лесу хожу.

3-вед.

В природе шагу не ступить,

 Чтоб тотчас так и сяк '.  

 Ей чем-нибудь не навредить

 За этот самый шаг.

   1 вед.   Когда-то леса покрывали огромные пространства планеты.

 Сейчас их осталось 1/3 часть.

   2 вед.   Леса ничем не заменить, здесь пропадает шум городских улиц.

  3 вед.   50% пыли в городе оседает на стволах и листьях деревьев.

   1 вед.   В лесном воздухе в 300 раз меньше микробов, чем в городе.

СЦЕНА 2.

Звучит музыка природы: пение птиц.

Выходят три человека с ружьями и лукошками.

   1 вед.   Любят люди, особенно горожане, побродить по лесным тропам, опушкам и полянам.

 Посидеть над раскидистой тенью деревьев.

  2 вед.   Ещё бы! Лес дарит бодрое состояние, хорошее настроение, удовольствие.

3 вед.   Умиротворенность! А как вкусны грибы и ягоды!

    1 вед.   Размечтались! А знаете ли вы, что если группа из 10 человек будет приходить на

 полянку один раз в неделю, то на эту полянку уже не прилетят птицы.

  2 вед.   А если два раза в неделю?

3 вед.   Пиши пропало. Погибнут травы, а деревья начнут "думать".

   1 вед.   Похоже, что наша роща задумалась. Остаётся один ярус, а второго яруса, маленьких

деревьев и кустарников, почти не видно. (Вздохнул.)

  2 вед.   . Затоптали, замучили...

О, не гневайся, лес!

О, не думай, что нам безразлична судьба твоя!

Вижу во сне, как ты лечишь воздухом меня животворным.

О, твой воздух медовый в цене всегда был!

  3 вед.   Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа

СЦЕНА 3. Звучит музыка природы.

   1 вед.   Задумалась и я. Из чего, собственно, состоит наша роща?

Какое дерево в ней главное?

  2 вед.   Любой знает: главная красавица в лесу - русская берёза.    

3 вед.   В старину о березе говорили: дерево "об четыре дела".

Выходят три человека

1-ч (входит с лучиной). Берёзовая лучина горит без копоти - в старину заменяла электричество.

2-ч. Часто слышим мы: "Скрипит, как несмазанное колесо". А колесо-то единственного транспорта, телеги, смазывали берёзовым дёгтем. Готовили его из коры.

З-ч. А больных чем исцеляли? Отваром берёзовых почек от боли, болезней суставов - и сейчас советуют.

Выходят девочки в русских нарядах с ленточками в косах, с веточками в руках.

1  д. Древние славяне считали берёзу священным деревом, она была символом света, чистоты и женственности.

2 д. Её посвящали богине Ладе. А ещё на Руси это растение было связано с весенним церковным девичьим праздником - Троицей, проходящим через семь недель после пасхи.

1 д. Девушки украшали берёзу лентами, плели венки, водили хороводы, пели песни.

О лес! О жизнь!

О солнце свет

О свежий дух берёз!

Исполняется танец "Березка"

Рассказ берёзы.

И. Вутырина

Я берёзка белая,

Я в лесу жила.

Горем поделиться

К вам сюда пришла.

Про мою обиду

 Про мою беду,

С самого начала

Речь я поведу.

Я шумела весело

Летом и весной,

Птицы голосистые

Пели надо мной.

Приходили люди

В жаркий летний день

Под моими ветками

Находили тень.

Радовались, глядя на мою листву,

Радовались люди,

Что и я живу.

 Но житью хорошему

 Вдруг настал конец:

В лес пришёл однажды

Мальчишка-сорванец.

Он порезал ножичком всю

Мою кору.

Было очень больно мне.

Думала - умру.

Он не успокоился,

-Он поджёг меня!

Корчились листочки

Сохли от огня...

Вы ему напомните

Сорванцу тому,

Про берёзку стройную

В пламени, в дыму...

Ведь берёзка каждая тоже хочет жить.

С ветерком шептаться,

С ручейком дружить.

Ведь берёзку каждую

Следует беречь.

Ну, зачем берёзку

Резать или жечь?

Входят девочки в костюмах липы.      

Ведущий: Что это за деревья, что вы о них знаете? -

1  ученица: Цветёт липа в июне-июле. Её душистые цветы содержат много нектара.

Пчёлы собирают его. Липовый мёд очень вкусный, в нём много витаминов.

Это лучший целебный мёд.

2  ученица: Древесина липы мягкая и лёгкая. Её используют для изготовления фанеры, игрушек.

3    ученица: Кора липы даёт мочалку, из которой плетут корзины, веревки

Входят ученики в костюмах сосен.

 Ведущий подходит к соснам и предлагает им рассказать о себе.                        

1 ученик: Сосна - красивое дерево.  

Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки. дятлы, клесты.

2 ученик: применяется в кораблестроении, из сосны строят дома.                                                                                                        

3  ученик: Из древесины делают мебель, а также изящные скрипки, издающие нежные звуки.

4  ученик: Сосна даёт нам душистую жёлтую смолу, из которой на химических заводах вырабатывают лекарство и другие ценные вещи. В хвое сосны содержится витаминов.

5 ученик:

Откуда стол пришёл?

С. Я. Маршак

Берёте книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол,

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришёл?

Недаром пахнет он сосной

Пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол - сосновый стол

-К нам из лесу пришёл.                                                                                                                  I

6 ученик: В сосновом лесу растут самые ценные грибы: белые, рыжики.

Входит нарядная ёлочка-малютка.        

Я самое известное детям дерево. Не правда ли, в нашей жизни надолго остаётся

новогодняя ёлка, украшенная игрушками?

Дети поют "Песню о ёлке".

Ведущий: Ребята, а что вы знаете о красавице-ёлке?

1   ученик: Из древесины изготовляют бумагу, искусственный шёлк. Из 1 кубического метра еловой древесины можно получить полтора метра шёлковой ткани.

2 ученик: Из древесины изготовляют мебель, железнодорожные шпалы, столбы, музыкальные инструменты.

3 ученик: Из опилок получают спирт.

4  ученик: Из древесины получают целлюлозу, глицерин, кормовые дрожжи.

5 ученик: Хвоя ели богата витаминами. В лесах еловых много грибов и ягод.

   1 вед.   Черёмуха душистая              

              С весною расцвела                          

              И ветки золотистые,

              Что кудри завила.

  2 вед.   За красоту, обильное цветение и поэтический облик о черёмухе сложено много песен, стихов, загадок и поговорок.

  3 вед.   И всегда это образ нежной девичьей красоты, образ невесты в подвенечном наряде.

   1 вед.   "Сказать, какой именно запах у черёмухи, невозможно, - писал М.М.Пришвин, - не с чем сравнивать. Весной понюхаешь - вспоминаешь детство, своих родных, соединишься со всем прошлым".

   2 вед.   Кто не пробовал ягод черёмухи? Вкусные, спелые и сладкие!

3 вед.   Плод черёмухи - вернейшее, древнейшее лекарственное средство! С каменного века известно.

   1 вед.   И не только плоды - кора, листья и цветки тоже лекарственные. Лихорадка, ревматизм - пей отвар из коры, а закашлял - отвар из листьев.

   3 вед.   Расцвела сирень, черемуха в саду

               На моё несчастье, на мою беду.

  1 вед.   С цветами черёмухи связывают приметы сельскохозяйственного года: урожай на черёмуху, так и на рожь; пшеницу сей, когда черёмуха зацветёт.

   2 вед.   : Города и парки украшает тополь. А знаете ли вы, какое дерево живёт до 1000 лет и выше?  (Дуб)

  3 вед.   : У дуба очень ценная древесина. Её используют для изготовления ценной мебели, в судостроении, при строительстве плотин, зданий.

1 ученик: Кора дуба богата дубильными веществами.

2 ученик: Жёлуди идут для откорма свиней, других животных. Из них можно приготовить напиток, напоминающий кофе.

1 вед.   :

Нас много, ребята!

 Пусть каждый из вас

Посадит сейчас.

Хоть кустик для сада.

СЦЕНА 5. Звучит музыка «В мире животных».             

   2 вед.   В лесу живут братья наши меньшие: птицы и звери . Среди них множество наших верных друзей.Птицы- защитники лесов, полей, садов. Они охраняют леса, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых.

   3вед.   Очень тяжело птицам зимой без корма.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку в ее конуре.

 Но больше всего беспокойно за птиц,

за наших воробушек, галок, синиц,

ведь очень уж холодно в воздухе им.

 Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда им будет легко

 Пережить холода.

Сценка «На лесной поляне»

(Ворона и синица)

Ворона: Кар-р-р, кар-р-р... Хулиганы!

Ох, и тяжело нам, воронам, живётся.

Всех опасаться приходится, особенно ребятишек,

Как только увидят меня, так и норовят камнем попасть,

Того и гляди искалечат.

Синица: Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона!

А я слышу, кто-то здесь разговаривает,

Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона: Кар-р-р... Ели ноги сейчас из деревни унесла. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганьё! (грозит кулаком) Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, А ребята камнями в меня.

Синица: (вздыхает) Да, и нам синицам, зимой не легче живётся.

Всё летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба

Найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдёшь, голодной

засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только

девять. Бедные мои сестрички.

Ворона: Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, Говорил, что не знает, как пережить зиму.

Синица: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том,

Что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всему

городу кормушки развесили.

А в них разный корм, семечки, хлебные крошки, сало.

Ворона: Что это ещё за кормушки? Я что-то такое в прошлом году видела у одного дома. Я три дня ничего не ела, села на ветку, сил нет.

Ну, думаю, все, конец мне пришёл. Глядь, а на дереве висит кормушка. Заглянула в неё, а там семечки... Так и выжила я в ту зиму.

Синица: И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там нет ничего, забыли ребята корм насыпать. Так и останешься голодной.

Ворона: Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица; Не знаю, сороке верить трудно. Она вечно разносит всякие небылицы по лесу.

Ворона: А как здорово было бы с кормушками! Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица: Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все-таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов к нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!

Пусть птица, любая зверушка

знает - в лесу ей готова кормушка,

Отличная, новая лесная столовая!

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Обязательно нужно беречь и животных.

ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ

  1. На ветке не птичка-

       Зверек-невеличка.

         Мех теплый, как грелка

         Кто же это? (белка)            

2.   Строят домики на речке

      Звери, а не человечки.

Вот так звери!

Нор не роют,

Но зато плотины строят.

Все они одеты в шубы,                                   ,  

Инструмент не пилы-зубы, (бобр)      

3.Он бежит, оскалив пасть,

   На овец готов напасть, (волк)        

4.    Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много,                  

А нитки ни одной, (еж)                 '

5.    Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы?(заяц)

  1. Хитрая плутовка,                      

Рыжая воровка,

Пушистый хвост-краса!

Кто это? (лиса)

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

  Ходит смело и легко,

       Рога раскинув широко, (лось)        

8.   Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)          

9.Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Пасется весь день.

Кто это? ...(олень)              

10.Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это...(рысь)                

Песня «Почему медведь зимой спит?»

Однажды весной на зелёном лугу

Лосиха с лосёнком щипала траву.

Как вдруг из-за сосен стоящих рядком,

По ним полыхнуло тяжёлым свинцом.

Лосиха упала. "Спасайся, беги!

Беги мой детёныш, подкрались враги!

Нам больше с тобой не ходить по лугам,

Беду или радость узнаешь ты сам.

Лосенок умчался – попробуй, слови!

Лосиха лежала в багряной крови!

Когда же не будет жестоких людей?

Хочу, чтобы не было их поскорей.

Пусть лоси гуляютна сочном лугу,

И выстрелов взрывы не рвут тишину!

Человек!

Щади зверей и птиц,

Деревья и цветы,

Ведь это всё слова,

Что царь природы ты!

Пусть птицам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

 

СЦЕНА 6. Звучит музыка природы: журчание воды, пение птиц.

1-в. В лесу на поляне можно найти всё необходимое для поддержания жизни и здоровья человека. Пищевых растений насчитывается более 200 видов.

2-в.

Панацея, панацея,

Животворная трава,

 О тебе не оскудеет

В селах северных молва.

Не однажды и не дважды поранившим ноги

Ты целебной силой своею помог.

Подорожник!          Всегда ты растёшь на дороге. Рос ли ты, когда не было в мире дорог?

3-в. Уже более 2000 лет применяется подорожник для лечения. Названия: порезник, ранник, чирьевая трава -даны ему за ярко выраженные свойства заживлять раны.

1-в. Ранней весной появляется уникальное растение, которое вызывает уважение и восхищение.

2-в. Уважение потому, что не позволяет себя обижать, отрезвит уколами многочисленны колючих волосков.

3-в. Восхищение потому, что появляется очень рано, весной, когда кругом лежит снег. 1-в.

Я цветы обходил стороной,

Их считал за ненужное диво,          

Я искал те места, где крапива        

Непреступной стояла стеной.                            

Обжигаясь зелёным огнём,

Обрезал ей колючие ножки,

Необычного цвета лепёшки,

Обжигаясь, мы ели потом.

А сейчас я, любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо.

на задворках стоит крапива,

 Словно память тех грозных годов.

2-в. Крапива у русского народа пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы и ведьм.

3-в. Народная мудрость гласит: "Одна крапива заменяет семерых врачей"

1-в. Кровоостанавливающее средство.

2-в. Укрепляющее средство.

3-в. Травяные добавки листьев зверобоя, душицы, малины, смородины, лепестков мяты улучшают аромат чая и различных напитков, придают им целебные свойства.

Исполняются стихи-поэта Дудина М. "Берегите землю".

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

2-в.

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

3-в.

Полумесяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!

Звучит музыка природы, журчание воды, пение птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Цветы нашей Родины"

Урок посвящён необычайно красивому, сказочному, волшебному творению природы - цветам. Ребята рассказывают легенды о цветах, стихотворения, загадывают и отгадывают загадки, знакомятся со сво...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Лес- наше богатство"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Лес- наше богатство".Цели:проверить знание материала у учащихся о лесной полосе;развивать познавательные природоведческие интересы;воспитывать чувство любв...

Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру "Птицы наши друзья" для учащихся 1-2 классов

Материал  внеклассного мероприятия  по окружающему миру "Птицы наши друзья"  для учащихся 1-2 классов можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы "Как зимуют птицы?"...

Внеклассное мероприятие на тему: «Байкал – наше богатство», 3 класс.

Цели мероприятия:Обобщить понятия малая и большая Родина;Воспитывать у обучающихся чувства ответственности за судьбу озера Байкал, его экологию, любовь к своей Родине;Сформировать через образ Байкала ...

Конспект внеклассного мероприятия. Тема: Викторина «Лес – наше богатство»

Данный материал содержит в себе материал для учащихся начальной школы по воспитанию бережного отношения к природе....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру Игра-путешествие: «Наши зелёные друзья»

Данная игра-путешествие проводится с целью закрепления полученных знаний о комнатных растениях, как о живых организмах, развития  у детей интереса к растительному миру и бережного ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру 2 класс "Братья наши меньшие"

Цель воспитание любви и доброго отношения к животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность.Задачисодействовать воспитанию гражданской позиции, бережного отношения у учащихся ко всем...