БЕРЕГИТЕ ВОДУ
материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Пуртова Ольга Валентиновна

БЕРЕГИТЕ ВОДУ

Урок природоведения в 3 классе

Цели:

1.      Обобщить знания детей по теме.

2.      Довести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения.

3.      Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: компьютерная презентация, киноаппарат, глобус, материалы для опытов: мензурка со стеклянной трубкой, воронки, спиртовка, стаканы для воды, таблицы, карта Марий Эл, стенд «Берегите воду».

 

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

П. Вступительное слово учителя:

— Сегодня в нашем зале состоится научная конференция. Слово конференция в переводе с латинского обозначает «вместе обсуждать». Вот мы вместе и будем обсуждать глобальную проблему, которая волнует весь мир — это бережное отношение к воде, её охрану.

-В зале собрались ученые, журналисты, гости. Тема подробно изучалась в течение 3 уроков, поэтому, думаю, многие захотят высказаться по этому вопросу.

 

Слайд №1(фотокрафия водопада Кивач)

Ученик.Не умыться, не напиться

                Без воды. 

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

 

— В древнегреческом языке вода— «гидра». В латинском — «аква». — Какие современные слова нашего языка, образовавшиеся от этих корней, вы можете назвать? (Гидросфера, гидростанция, гидравлика, гидротехника, гидроэлектростанция)

(Акваланг, акварель, аквариум, акватория, аква — минерапь)

— Какой только воды не бывает на свете! Есть вода морская, а есть ещё и ... (речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, газированная и минеральная, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже тяжелая, а есть вода веселая. Пресная, привозная, местная, целебная, талая, сточная, проточная, чистая, грязная... ну, и вообще разная).

-Вода — самое распространенное в природе вещество. Посмотрите на глобус. Голубой цвет — вода. Раскрутим? Какого цвета шар? (Голубой). О чем это говорит? (О том, что на Земле воды много)

-Если представить, что Земля 1, то вода занимает...

-Почему же возникла проблема бережного отношения к воде? (Потому что большая часть воды соленая, а мы употребляем пресную). Пресной воды на земле менее 3%, из этих 3% 2% заключено в полярных льдах Арктики и Антарктики (остается 1%).

 

Слайд№2(фотография озера Байкал)

-На территории нашего государства находится озеро Байкал, в котором 1/5 часть пресной воды планеты и 80% запасов пресной воды России.

 

III. Обобщение знаний по теме.

— Чтобы охранять воду, нужно знать её свойства.

— Кто хочет назвать свойства воды и подтвердить свои

мысли доказательствами и опытами?

 

1. Свойства.

Один ученик называет свойства, все дети проводят опыт

1) прозрачность      2) бесцветная        3) текучесть

4) растворитель      5) без запаха         6) фильтруется

 

— Вода имеет три состояния. Какие?

1) жидкое       2) твердое       3) газообразное

 

2. Использование воды.

— Значение воды бесспорно велико.

— Где человек не использует воду? А где использует?

 

Слайд №3(данные об использовании воды)

1)     Каждый день человек использует для пищи 2-3 литра воды (2x30 — 60 л).

2)     Для работы фабрик и заводов: для получения 1 т стали — 150 т воды.

3)     В сельском хозяйстве: для получения 1 т пшеницы — 500 т воды, 1 т риса — 400 т воды, 1 голова крупного рогатого скота в день — 200 л, мелкий скот — до 15 л.

 

— Для нужд сельского хозяйства нужно больше всего воды, потому и пословицы о воде создали люди, занимающиеся земледелием.

— Откройте (тетради) записи. Прочитайте пословицы и поговорки, которые вы подготовили к конференции.

Дети читают пословицы и поговорки.

Слайд №4-(пословицы)

-Прочитайте пословицы.

Земля кончается там, где кончается вода

Вода — душа урожая

Без воды нет жизни

-Данные пословицы создали жители Узбекистана, Таджи­кистана, Туркмении — стран ближнего зарубежья. Воды в этой местности мало, осадки выпадают редко. Питьевую воду приво­зят на продажу в бочках.

4) Для бытовых нужд в разных городах вода затрачивается по-разному .

 

Слайд №5

Лондон — 230 литров  в сутки, Париж — 250 литров , Москва — 350 литров.

А в п. Советский « 140литров в день на каждого жителя. Но
как отмечают работники водозабора, в различное время года пот-
ребление воды неодинаково: если зимой 70 л, то летом более 200 л

Вся использованная вода — грязная вода. Без очищения
фильтрации пользоваться такой невозможно. Более 25 тыс. человек в мире ежедневно гибнут от нехватки воды и употребле­ния грязной воды.

 

IV. Сообщение о родном крае.

— В нашем крае более 200 озер, но многие из них уже на­
ходятся под охраной государства (показ на карте). Это такие
озера, как Кичиер, Яльчик, Глухое (Волжский р-н), оз. Нужьял
(Горномарийский р-н), оз. Таир (Звениговский р-н) — всего 27.

В нашем районе есть удивительное озеро Кундушнурское. Образовалось оно провалом земли. Уникально оно тем, что уче­ные нашли на его дне реки орехи, которыми могли питаться мамон­ты. Озеро богато растительностью и рыбой. Посмотрите, какие рыбы там живут.

Слайд №  6  (изображены рыбы , растительность местного водоёма)

V. Физкультминутка.

-Подойдите к озеру, (учитель показывает на экран): пес­-
карь, щука, вьюн, окунь, сорожка, карась.

— Подойдите к воде (дети шагают вперёд).

— Умойтесь (ладонями касаются лица).

— Зайдите в воду (шагают вперёд).

— Присели {приседают).

— Поплыли (движение руками).

— Не заплывайте далеко, так как глубина озера местами

достигает 30 метров.

— Возвращаемся обратно (движение назад).

— Вышли, вытираемся (движения, изображающие выти-

рaние)_

— Вокруг озера есть родники, вода в них очень вкусная, попробуйте! (Пьют воду из родника)

— Вкусная? Стоит такую воду беречь? (Да)

 

VI. Выводы о том, как сохранить воду.

— Что же люди делают и должны делать, чтобы сохранить воду?

а)        Строить очистные сооружения: прочитайте документы
на с. 42.

— Некоторые «ученые» побывали на очистных сооружениях нашего поселка. Послушаем их (дети (1-2) читают свои сочинения).

Мы с классом ездили на очистные сооружения. Сначала нас повели к пескоуловителю. Он задерживает песок. Потом нам по­казали отстойник, который используется для задержания мусора.

В лаборатории мы видели через микроскоп микробов, ко­торые живут в воде. Это полезные микробы — инфузории. Они выделяют кислород. После очищения вода спускается в реку. Экскурсия нам очень понравилась.

б)        экономно использовать воду;

в)        следить за тем, чтобы были исправны краны (из неисправного за сутки вытекает 60 литров воды);

г)        следить за тем, чтобы по рекам плавали исправные суда, чтобы не выливалась нефть, мазут. От разлива нефти гибнут птицы, растения, рыбы.

д)        не выбрасывать мусор в реку и на берег.

—       Наша журналистка побывала на берегу реки одного крупного промышленного города. Вот что она рассказывает.

VIIИнтервью с журналисткой(ученица).

Журналистка. Ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 18 кустов рельсов, 9 мотков колючей прово­локи, 43 огнетушителя, 31 топор, 38 сковород, 108 чайников и кастрюль, 2486 разбитых бутылок, 2214 консервные банки.

Неслучайно с началом купального сезона в больницы обра­щается много людей с травмами, полученными при купании.

VIII. Вести из экологического клуба.

— В нашем районе есть экологический отряд при Доме де­тского творчества, который в летнее время не только отдыхает, но и приносит большую пользу природе. Участник этого отряда хочет поделиться своими впечатлениями и показать фотоальбом.

 Ученик.Летом я был в экологическом лагере «Родничок» .Мы ходили в лес огораживать муравейники. Муравьи уничтожают вредных личинок и этим спасают наш лес. Очищали и нашу речку Ронгу и родник на Паймуре от мусора. Много было бесед об охране родной природы. Мы знаем, что нельзя рвать цветы ломать ветки деревьев и кустарников. Наш девиз:

Давай пройдемся медленно по лугу

 И «здравствуй» скажем каждому цветку.

 Я должен над цветками наклониться

 Не для того, чтоб рвать или срезать,

 А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

 

IX. Интервью с «американским» учёным.

— Проблема охраны воды волнует весь мир. Подтвержде­ние этому — присутствие американского ученого .... и его пе­реводчицы ....

Американский ученый(по-английски с переводом). Аме­риканский народ тоже волнует проблема охраны воды. В кон­це октября этого года американские ученые запустили на Марс спутник в поисках воды!

Планируется в отправить на Марс марсоходы, кото­рые будут обследовать поверхность планеты в поисках воды!

— Видите, воду ищут уже не только под землей, но и на Марсе.

 С каким призывом вы хотели бы обратиться к людям Земли?

X.        Домашнее задание:изобразите свой призыв на плакате, лучший поместим на стенд.

XI.      Просмотр фильма.

— А сейчас посмотрим фильм: «Вода в природе»

XII.    Итог урока. Слайд №7(стихорворение на фоне фотографии о природе)

— Хочется закончить нашу конференцию стихотворением

Михаила Дудина. Читаем вместе.

 

Берегите Землю,

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики...

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю,

Берегите!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...

урок по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс

Урок-проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области." с использованием мультимедийной презентации....

"окружающий мир" 3 класс "Вода. Берегите воду"

Вода - прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества. Вода - находится в природе в трех состояниях: жидком,...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду»,

   Урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду», в форме обобщение и систематизация знаний, урок усвоения новых знаний.   ...

Урок "берегите воду"(в рамках Всероссийского урока Чистой воды)

Урок посвящен экологическому воспитанию и формированию правильного отношения к воде как к величайшему природному дару.В занимательной форме учащиеся узнают о значении воды....

«Берегите воду! Значение воды в жизни человека»

Цель: познакомить со значением воды в жизни человека.Тип урока: урок – исследование.Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, ...