Урок по окружающему миру "Состав воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Шаповаленко Нина Анатольевна

Урок по системе Л.В.Занкова, окружающий мир "Состав воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_sostav_vozduha.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Состав воздуха

Цели:

а) образовательные: познакомить учащихся со способами обнаружения воздуха и его составом; формировать представление о том, что такое воздушная среда, и каково ее значение для жизни.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения

(слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя:

презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;

2 свечи и банка;

карточки

Оборудование для учеников:

баночки с водой;

соломинки;

воздушные шары;

учебник и тетрадь.

Форма работы – коллективная

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель: -  Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите друг на друга , подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение?

2.Актуализация знаний,  целеполагание.  

Учитель: – Кто скажет, без какого вещества не может быть жизни?

- У нас получилось несколько вариантов ответов. Я загадаю загадку, и отгадка будет ответом на мой вопрос.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.                                                        

Дети: Мы будем изучать воздух.

Учитель: Какие цели поставите перед собой?

Дети: Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое про воздух, …

Учитель: Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать.

Задачи:

План.

1. Для чего нужен воздух на Земле?

2.  Состав чистого воздуха.

3. Может ли меняться состав воздуха?

4.  Источники загрязнения воздуха.

5.  Природные фильтры очистки воздуха.)

1. Для чего нужен воздух на Земле?», (различные ответы детей)

- Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом - воздухом. Мы его не видим, не чувствуем. Но если оно вдруг исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут всё живое.

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».  (слайд №1)                      

2.Состав воздуха.

1)Чтение 1 абзаца в учебнике с. 117 (слайд №2,3,4)

Из азота делают удобрения.
Кислород используют ещё для сварки.
Углекислый газ – добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.

2)Практическая работа

Опыт со свечами, когда одна горит на открытом воздухе,

 а другую закрыли стаканом)

Учитель: Что наблюдаем? Возникновение проблемы: почему одна свеча горит, а другая – нет? Какие будут предположения?

- Под стеклянной посудой закончился кислород.

- Как вы думаете, сколько литров кислорода нужно человеку?

- Взрослый человек потребляет 20 литров кислорода в час.

3)Самостоятельная работа (исследование)

- Представьте: свеча - человек, который дышит в помещении, стеклянная посуда - комната с плотно закрытыми окнами и дверями.

- Каким будет воздух в этой закрытой комнате?

- Воздух будет душным, в нём станет меньше кислорода, а углекислого газа больше.

- Что показало наше исследование? Состав, каких газов менялся?

- Менялся состав кислорода и углекислого газа.

- Теперь вы можете сказать, почему мы постоянно проветриваем нашу классную комнату?

-  Мы проветриваем классную комнату для того, чтобы в ней было больше кислорода.

 - В воздухе много кислорода, а кислород  поддерживает горение.

- Что входит в состав чистого воздуха?

- Кто хорошо запомнил состав чистого воздуха?

на доске показать состав воздуха с помощью условных знаков:

- вспомните опыт, почему погасла свеча?

4)Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант.

Нарисуйте с помощью условных знаков, как вы   представляете состав воздуха в классной комнате, где много людей, а окна и двери закрыты.

2 вариант.

Нарисуйте с помощью условных знаков, как вы   представляете состав воздуха в классной комнате, где много людей, а окна и двери открыты.

молекулы азота - зелёного цвета, молекулы кислорода - красного цвета, молекула углекислого газа - красные с чёрным, водяной пар - синие с красным, пыль - чёрный треугольник, бактерии - палочки, пыльца растений - звёздочка.

Проверка по образцу на доске.

- Поднимите руку, кто хорошо разобрался в этом задании?

- Кто затруднялся? Где?

- Кто не разобрался?

4.- Продолжим наше исследование и совершим небольшую экскурсию.

- Что же загрязняет воздух?

- Воздух загрязняют автомобили, заводы.

(Сообщение)- В воздухе растёт количество углекислого газа, который выбрасывают промышленные предприятия и автомобили. Средний автомобиль сжигает за час работы 20000 л кислорода. А один реактивный самолёт только на старте «съедает» 120 млн л кислорода.

5.Что необходимо делать человеку, чтобы воздух оставался чистым?

Устанавливать очистительные сооружения на предприятиях, заводах

- Как вы понимаете значение слова фильтры?

-  Фильтры - это очистительные сооружения.

- Что в природе может очищать воздух? (прикрепляет картинку с дубом)

- Один дуб вырабатывает за год столько кислорода, что его достаточно для поддержания жизни 10 людей.

- Чаще других деревьев в городе сажают тополя, во-первых, потому что они прекрасно очищают городской воздух от пыли и копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья.

    Среди других природных фильтров тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя  и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.

- Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!

 Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.
Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов –
 углекислый газ.

Пока на Земле есть водоёмы и зелёные растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса Земли называют лёгкими нашей планеты

- Особенно опасен угарный газ (показать модель молекулы угарного газа). Этот ядовитый газ выделяется от машин, образуется при сжигании кучи листьев, при пожарах. Если он попадает в организм человека, он занимает место кислорода т.к. сильнее его и заполняет все клетки организма ядом. Человек погибает.

Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера?

- Без еды человек может обходиться 5 недель, без воды - 5 дней, а без воздуха самое большое 5 минут.

Значение атмосферы для жизни на Земле.

Карточка №2

Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Кроме того, атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей - невидимок – ультрафиолета. И еще одну работу выполняет атмосфера – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром. Если бы не атмосфера – Земля была бы голой пустыней.

Дети:

1. Защищает от метеоритов.

2. Предохраняет от перегрева и от морозов.

3. Защищает от губительных солнечных лучей.

4. Следит за климатом на планете.

Учитель: Прочитайте текст и поставьте на полях знак «v», если эта информация вам знакома и «+», если это для вас новое)

Учитель: Что нового узнали об атмосфере?

Учитель: Воздушный океан разлился над Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси.

         

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

6.1. Учитель: Что узнали о воздухе?

Учитель: Назовите тему урока одним словом (воздух);

Учитель: Назовите 2-3 признака воздуха (прозрачный, бесцветный, без запаха);

Учитель: Назовите 2-3 действия, которые производит атмосфера (защищает, следит и предохраняет);

Учитель: Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);

Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

Воздух

Лёгкий, бесцветный, невесомый,

Защищает и предохраняет,

Воздух должен быть чистым!

Воздух – это жизнь!

6.3. Домашнее задание

Учитель:  Домашнее задание: с.47- 50, читать, с. 50, ответить на вопросы (табличка.)

– Кто главный потребитель углекислого газа? (Растения, леса.)

– На Земле вырубаются леса со скоростью 120000 кв. метров в минуту. Вот и получается, что углекислого газа накапливается в атмосфере все больше, а потребляется он растениями всё меньше, поэтому количество его в атмосфере увеличивается.

. Соедини линиями:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Конспект урока по окружающему миру:"Воздух" 2 класс. Программа "Школа России"

Конспект урока  по окружающему миру для 2 класса с презентацией...

Урок по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»(слайд 1)1.    Организационный момент.Есть на земле огромный дом (слайд 2)Под крышей голубо...

Приложение к уроку по окружающему миру "Воздух"

Содержание приложения можно включить в урок...

Урок по окружающему миру "Воздух. Охрана воздуха от загрязнений" 3 класс

Материал урока опирается на ранее полученные знания обучающихся о воздухе по УМК "Планета знаний". Урок позволяет развивать наблюдательность детей, их познавательный интерес к окружающему ми...

Конспект урока по окружающему миру «Свойства воздуха. Охрана воздуха»

Урок окружающего мира в 3 классе.Учебник: Окружающий мир 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013Тема урока: «Свойства воздуха. Охрана в...