Урок по окружающему миру "Воздух. Охрана воздуха от загрязнений" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Материал урока опирается на ранее полученные знания обучающихся о воздухе по УМК "Планета знаний". Урок позволяет развивать наблюдательность детей, их познавательный интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 154.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе.
Тема: «Воздух. Охрана воздуха от загрязнений».
Дата проведения:
Цель урока: формирование у учащихся научного представления о воздухе и его свойствах; развитие умения исследовать; воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования понятия «свойства воздуха»
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- создать условия для формирования у детей представления о том, что воздух необходим для жизни через исследование его свойств;
-дать представления о применении воздуха в жизни человека.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;
- развивать мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
- извлечение необходимой информации из увиденного;
- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;
- выдвижение предположений и их обоснование;
- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
- осознание уровня и качества усвоенного.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,
- знать значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя его существенные признаки;
- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.
Техническое оборудование: таблица - опора « Свойства воздуха», надувные шарики, стакан с водой, соломинка, глобус, мультимедийная установка, проектор, презентация PowerPoin.
ХОД УРОКА
1.Мотивация к учебной деятельности.(Сл.2)
- Девиз урока: «Знаешь – говори,
не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова?
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
2. Актуализация знаний
- Знакомьтесь: это Воздушный Шарик.
Если вы угадаете, что спрятано у шарика внутри, вы узнаете тему урока.
(Сл.3)- Перед вами карточки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Зачеркните предметы, созданные руками человека.
Карточка
Виноград, дом, облако, звезда, дерево, шоколад, улитка, хомяк.
- По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово. (Воздух) (Сл.4)
- От какого слова происходит слово воздух?
(От слова вдыхать.)
- Итак, тема урока «Воздух. Охрана воздуха от загрязнений»
3. Повторение изученного.
- Какого цвета больше на глобусе?
- Что обозначено голубым цветом?
- 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северно-Ледовитого океанов существует ещё один-самый большой океан.
И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.
Словно огромные серебряные рыбы проплывают по его просторам самолеты.
- Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись? (Воздушный, пятый)
- Много веков ученые думали, что воздух сам по себе имеет голубой цвет. Правы ли они?
(Ответы детей)
- Как только не называют воздух: воздушная оболочка, воздушный океан.
А как еще? (Атмосфера). (Сл.5)
- Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой. Это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает планету от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи Солнца сожгли бы все живое.
- Повторим, из чего состоит воздух?
(Воздух – смесь газов). (Сл.6-7)
Давайте послушаем интересную информацию о воздухе.
(Сообщение учащихся о воздухе.)
– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.
- У каждого из вас на столе карточка «Свойства воздуха». Давайте обобщим все наши предыдущие знания и заполним таблицу.
- А вы верите, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще?
- В классе мы видим доску, парту, за окном-облака, деревья. А можем ли мы видеть воздух?
Опыт:
Я опускаю соломинку в стакан с водой. Слегка в нее дую. Что появилось? (Пузырьки воздуха)
Вывод: при помощи зрения можно обнаружить воздух.
Свойства воздуха.
Сост. в природе | Цвет | Запах | Вкус | Форма | Как проводит тепло | |
- Итак заполним 1 столбик. В каком состоянии находится воздух в природе?
(Газообразном)
- Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
- А какого цвета воздух?
Вывод: воздух бесцветный
- Заполняем второй столбик.
- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
- Вдохните носом воздух. Закройте глаза .
(Распыляется дезодорант)
- Изменился ли запах в классе?
Вывод: воздух не имеет запаха
Заполняем 3 столбик.
- Лизните воздух. Какой у него вкус?
Вывод: воздух безвкусный
Заполняем 4 столбик.
- Возьмите в руки воздух. Какую имеет форму?
Вывод: воздух не имеет форму
Заполняем 5 столбик.
- У воздуха есть ещё одно интересное свойство.
(Сообщение учеников.)
У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.
– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
Вывод: воздух плохо проводит тепло.
- Где человек использует это свойство?(Двойные рамы, шубы из меха)
- Возьмите в руки листок. Помашите около лица. Что ощущаем? (Движение)
- Как в природе называется движение воздуха? (Ветер)
- Давайте посмотрим на ваши рисунки, на которых вы изобразили работу воздуха.
- Какие ещё свойства воздуха использует человек?
(Движение воздуха вырабатывает энергию)
(Рассказ учащихся о ветряной мельнице учебник с. 55)
- Люди заметили, что, когда топится печь, из трубы вверх поднимается тёплый воздух.
Это свойство воздуха и решили использовать для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.
- Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать?
Вывод: воздух сжимаем и упруг.
Вывод: Воздух сжимаем и упруг.
- Итак, подведем итог нашей таблице и повторим, какие свойства воздуха использует человек: (Сл.8)
- воздух сжимаем и упруг;
- воздух движется;
- горячий воздух поднимается вверх;
- воздух сохранят тепло
ФИЗМИНУТКА
4. Изучение нового материала.
- Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
( Ответы )
- Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. (Сл.9)
Вдыхаемый человеком воздух должен быть свободен от пыли, дыма, микробов, Ведь действительно как легко дышится в лесу, саду, поле, берегу моря! Чистый воздух сосновых лесов, горный, морской воздух обладает целебной силой. Недаром санатории, дома отдыха, детские лагеря строят в лесах и на берегах водоемов, ВДАЛИ ОТ ЗАВОДОВ И ФАБРИК. Специальные наблюдательные посты берут пробы воздуха и определяют, сколько в нем содержится вредных веществ. С помощью наблюдений было установлено, что в одном кубическом сантиметре воздуха большого города можно насчитать 50.000 пылинок, а в таком же кубике горного воздуха всего 400. (Эл. учебн.)
- Ребята, а от чего воздух может загрязняться? (Сл.10)
- Наиболее явный признак загрязнения воздуха-дым, поднимающийся из печных труб жилых домов, труб электростанций, заводов, фабрик и предприятий.
Дым состоит из частиц топлива, пепла, жира, мельчайших частиц металлов и других веществ. Некоторые из них, попадая в организм человека, могут вызвать болезни.
При сгорании топлива вместе с дымом в атмосферу поступает углекислый газ. В последние годы, по наблюдениям ученых, количество углекислого газа в воздухе постоянно возрастает. Избыток углекислого газа вреден для здоровья.
Особенно загрязняют воздух выхлопные газы автомобилей, в которых много вредных веществ. Чтобы люди были здоровыми, воздух, который нас окружает, должен соответствовать санитарным требованиям.
Законом об охране природы установлены следующие правила.
(Эл. Учебник с. 57)
- Какой же вывод мы можем сделать из вышесказанного?
(Чистый воздух нужен всем)
5. Закрепление изученного материала
- Давайте определим, какое производство не приносит вреда окружающей среде.
(Эл. Учебник с. 57)
Так каковы пути решения данной проблемы? (Сл.11)
(На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы.
Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.)
- Подумай! Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины?
(Сл. 12) Чтобы обеспечить существование всех форм жизни на Земле, необходимо создавать условия для сохранения воздушного пространства планеты.
- Мы сегодня подвели итог нашим знаниям о свойствах воздуха, обсудили проблему охраны воздушных масс. Давайте проверим наши знания с помощью теста
Тест «Воздух. Его охрана» (Сл.13,14,15,16)
- Какие вещества входят в состав воздуха?
А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод
- Какой газ воздуха необходим для дыхания?
А. азот
Б. кислород
В. углекислый газ
- Какими свойствами обладает воздух?
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха
- В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло
- Как нужно охранять воздух от загрязнения?
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б
- Это интересно! (Слайд 17 )
На сжигание 15-20 охапок дров в печке расходуется столько кислорода, сколько его потребуется на дыхание одного человека в течение одного года.
При сгорании тонны угля кислород потребляется в количестве, необходимом для жизни десяти человек в течение года.
Проходя тысячу километров, один автомобиль расходует столько кислорода, сколько нужно одному человеку на год.
(Слайд 18)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер, хулиган,
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем, счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой –
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Раз наша Земля – это единственная планета, на которой существует жизнь, нам необходимо её беречь.
- У вас у каждого на парте лежат 2 картинки: на одной красивый цветок, а на другой фото задымленного промышленными отходами города. Выберите ту картинку, которой вы бы хотели украсить нашу планету.
− Посмотрите, какая красивая стала наша Земля. И я уверена, что вы приложите все усилия, чтобы она цвела, а не погибла от нашей с вами деятельности.
- А теперь поднимите руки те, кто уходит с сегодняшнего урока в хорошем настроении, желанием приносить пользу окружающей среде. (Сл.19)
- Вы знаете, наш гость рад, что смог сегодня помочь вам разобраться со сложными вопросами. Наш воздушный шарик рад видеть ваши улыбки и в ответ дарит свою!
- Оценки за урок
(Сл.20) Д.з. с. 56-57 переск., отв на вопр. Р.т. с.23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру. Значение воздуха. 3-й класс.
Урок проведен по УМК "Планета знаний".Тема урока: Значение воздуха. Урок составлен со всеми УУД, которые требуются по ФГОСу. Надеюсь, что урок пригодится всем работающим по комплекту "...
Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных" 3 класс
Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных " для 3 класса разработан в соответсвиями ФГОС...
Презентация к уроку окружающего мира "Охрана природы осенью" 2 класс (А.А.Плешаков УМК "Перспектива")
Представители флоры и фауны России, занесённые в Красную книгу....
Урок окружающего мира "Свойства воздуха" во 2 классе
Цель урока выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе; учить проводить опыты, фиксировать и анализировать результаты;воспитывать бережное отношение к природе....
Технологическая карта урока (проект). Окружающий мир. Охрана животных. 3 класс.
Технологическая карта урока (проект) по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: "Охрана животных" . Класс: 3....
Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»
Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"...