Урок по окружающему миру "Где зимуют птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Плешаков А. А. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gde_zimuyut_pticy_2.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – викторина «Где зимуют птицы?»

Задачи: 1) Расширить знания детей о птицах, закрепить знания детей о птицах перелетных и зимующих в наших краях;

2) Развитие памяти, внимания, мышления;

3) Воспитание заботливого отношения к ним.

Оборудование: карточки с изображением птиц перелетных и зимующих у нас, жетоны, надписи: зимующие, перелетные.

Ход урока.

I. Орг.момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Сели все за парту смирно, поздоровались учтиво.

Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришли дошкольники. Они вместе с вами поиграют и поучаствуют в викторине.

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все – таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы, но птенцы тоже бывают разные…

Итак, о чем мы с вами будем говорить ? Отгадайте загадки.

- Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна лишняя?

+  Воробей.

 - Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе. Перенесемся в лес.

- Послушайте как поют птицы!

загадки

Кассета «шум леса»

- Ребята, сегодня утром я получила письмо от лесных жителей. Давайте посмотрим, что же нам написали.

- Ребята, а кто догадался, что у этих птиц общее?

+ Они никуда не улетают никуда, а круглый год живут у нас.

- Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы еще знаете?

+ Галки, синицы, вороны, поползни, голуби.

- Кто запомнил, как называют этих птиц?

+ Оседлые.

- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень снежные зимы. И все – таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти , может быть одна-две доживают до весны.

- как можно помочь птицам зимой?

+ Сделать кормушки и насыпать туда зерно, крупу или хлебные крошки.

- Наши загадки еще не закончились. Кто отгадает следующие загадки?

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места.

+ Это перелетные птицы.

- Каких перелетных птиц вы еще знаете?

+ Скворец, соловей, журавль.

- Почему их называют перелетными?

+ Эти птицы совершают перелеты, перелетают с одного района Земли в другой.

- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают птицы.

Оказывается, помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто – то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

- К нам весной прилетают и скворцы. Давайте сделаем для них домики.

Письмо с загадками

Надпись «оседлые»

Рисунки птиц

Загадки в конверте

Рисунки птиц

Надпись «перелетные»

Листы с «крышей»

Физкульт минутка

Игра « Летает – не летает»

- Поиграем в игру « Третий лишний». Буду называть тройки птиц, найдите лишнюю.

Ласточка ,воробей, дятел.

Ворона, сорока, кукушка.

Снегирь, синица, скворец.

Сова, голубь, соловей.

Давайте откроем второе письмо.

- Вы знаете очень много птиц, а сможете ли узнать ее по описанию?

  1. Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (кукушка)
  2. Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивает с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой она прилетит к нашим домам за помощью и будет клевать все, что дадите, - зерно, крупу, кусочки мяса и сала.

        У этих птичек белые щечки и грудка, брюшко желтое, спинка зеленая, крылья серо – голубые, а на голове черная шапочка. ( синица)

- Молодцы!  

Письмо 2

Рисунок кукушки

Рисунок синицы

Итог урока.

Наша викторина подошла к концу. Я думаю, что сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим, где же зимуют птицы. Назовите оседлых и перелетных птиц.

призы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".

Открытый урок  по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина  «Окружающий мир»)...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Открытый урок по окружающему миру " Зима - покой природы", 1 класс "Школа 2100"

Знакомство ребят с зимними явлениями природы, воспитания чувства сопереживания, желания помочь нуждающимся животным в трудные времена года...

конспект открытого урока по окружающему миру "Зима.Зимние месяцы."

Урок знакомит ребят с зимними явлениями, учит отличать признаки зимы, устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений. Способствует расширению кругозора и увеличению словарного запаса....

Разработка урока по окружающему миру "Зима" 1 класс

I. Орг. момент. Психологический настрой.   Кто, угадай-ка,Седая хозяйка:Тряхнёт перинки, Над миром пушинки. (Зима)- Какое время года наступило? (Зима)II. Актуализация знаний и постановк...

Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс») Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Цели:закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.развитие умений сравнивать ...