1.Организационный (1 – 2 минуты)
2.Актуализация знаний и постановка проблемы (1 – 2 минуты)
3. Сообщение темы и целей урока (1 – 2 минуты)
4. Совместное открытие новых знаний (20 – 25 минут)
Физкультминутка
Физкультминутка
5. Самостоятельное применение знаний (5 – 6 минут)
6. Итог урока (3 – 4 минуты) |
(Учитель читает стихи под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа) Слайд № 1
Ночью в полях, под напевы метели. Дремлют, качаясь берёзы и ели: Месяц меж тучек над полем сияет,- Бледная тень набегает и тает: Снится мне ночью: меж белых берёз Бродит в пушистом сиянье Мороз. И. Бунин
- Кто же так разукрасил лес? Слайд № 2 - Какой сказочный герой пришёл к нам сегодня на урок? (на доске рисунок Мороза Ивановича) - Мороз Иванович приготовил для вас небольшой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если будете активны и внимательны.
- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока
Но не страшен нам…(мороз)
- На коньках я мчусь вперёд,
Под ногами крепкий…(лёд)
- Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться, Нет, не звёзды, а пушинки, Не пушинки, а…(снежинки)
Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит девица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром. Поспешила к нам сама Белоснежная…(зима)
- С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? - Тема урока «Зима – покой природы» Слайд № 3 (открываю на экране тему урока)
- А почему зиму называют «покой природы»? - Каков главный вопрос нашего урока? - Итак, цель нашего урока – познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
1. Работа в паре.
- О какой тройке белых скакунов я говорила в загадке о зиме? - Расположите зимние месяцы по порядку (названия месяцев на доске и на партах) - Какой месяц заблудился? - К какому времени года отнесём месяц ноябрь?
- Многое о зиме вам уже известно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру. - Какие признаки зимы можете назвать? Cлайд № 3
- Становится холоднее
- Небо чаще покрыто облаками
- Осадки выпадают в виде снега
- Дни становятся короче, а ночи длиннее
2. Беседа о зимнем лесе. Слайд № 4 «Каковы особенности жизни деревьев зимой»
- Зимой в природе всё кажется тихим и безжизненным. - Каковы особенности жизни деревьев зимой? - Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов.
3.Практическая работа. (на партах и у учителя веточки сосны и ели)
- Но не все деревья сбрасывают листья. - Какие это деревья? - Рассмотрите веточки у себя на партах. - Веточки каких деревьев вы видите? - Как отличить сосну от ели? - Правильно, по шишкам ну и конечно же по длине иголок. - Рассмотрите строение иголок. Они покрыты восковым налётом. Поэтому им не страшен мороз.
4. Работа в учебнике (стр. 86)
А лес стоит загадочный, А лес стоит таинственный, Безмолвна тишина: Зверушек и пичужек – Всех спрятала зима.
- Откройте учебники на странице 86.
- Найдите, где прячутся звери и птицы на рисунке. - От кого и от чего прячутся звери и птицы? -Какие трудности они испытывают зимой?
5. Чтение текста «Звуки зимы». Слайд № 5
Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. «Хруст, хруст» - прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. «Тук, тук, тук» - трудится дятел, лесной санитар. Он лечит больные деревья. «Ци - ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг,как другие птицы?» - спрашивает молодая синичка. «Пинь – пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало,- отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых». И снова тихо в лесу.
6. Беседа о птицах. - О чём говорила молодая синичка? - Какие трудности испытывают зимой птицы?
- Многие птицы осенью улетели в тёплые края. - Вспомните, какие из них улетели? - Почему птицы улетают?
Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень тёплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезает большинство насекомых. Они прячутся к зиме и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё - таки некоторые остаются зимовать.
Слайд № 6 - Каких птиц мы можем встретить зимой? Слайд № 7 - Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла? - Как мы можем им помочь?
7. Работа в учебнике (стр. 84)
- Много снега намело. А сколько радости и веселья для ребятишек. - Какие зимние забавы изображены на рисунке? - Кого собрался лепить мальчик?
- Давайте отдохнём вместе с весёлым Снеговиком, который слепили ребята. - Выполняем движения вместе с нашим героем. (включается «Новогодняя физкультминутка)
8. Работа в рабочей тетради (стр. 36, задание № 4)
- Приготовьте синий карандаш. - Обведите карандашом предметы, которые встречаются только зимой.
9. Работа с доской. Слайд № 8 «Что встречаем – не встречаем зимой»
- Проверим, как вы выполнили задание. - Обменяйтесь тетрадями с соседом - Отгадайте загадки:
Из снега лепили, Вместо носа ловко, Вставили морковку. Глаза – угольки, губы – сучки. Холодная, большая, Кто я такая? (показ слайда № 8)
Вверх корнем растёт… (показ слайда № 8)
- Почему вы обвели именно эти предметы? - Все ли справились с заданием? - Верните тетради хозяину.
- Послушайте внимательно ещё одну загадку и скажите, какого предмета не достаёт в холодную зимнюю стужу?
- Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять. (показ слайда № 8)
10. Беседа о снеге.
- Без двух сестрёнок – варежек зимой просто беда. - А зачем нам нужны варежки? - Почему зимой выпадают осадки в виде снега?
Слайд № 9 «Подумай и расскажи, что случилось со снежной бабой»
- Что случилось со снежной бабой?
- Так что же может случиться со снегом, если его принести в тёплое помещение? - Что же такое снег?
- Послушайте и скажите, о чём так говорят:
Искристая, белая, Какая чистая, Какая смелая!
Слайд № 10 «Снежинки». - А знаете ли вы как образуются снежинки?
Слайд № 11 «Летят снежные пушинки». - Послушайте внимательно рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки» и узнаете много нового об образовании снежинок Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко – высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Слайд № 12 «Найди настоящую снежинку».
- Внимательно рассмотрите снежинки. - Какая из этих снежинок самая красивая? - Она похожа на настоящую?
- Сейчас свершится волшебство. - Мы превращаемся в лёгкие и пушистые снежинки.
Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе мы в кружок Получается снежок. Мы деревья побелили – Крыши пухом замели. Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. Налетел ветерок И умчался весь снежок.
1.Пословицы о зиме. Слайд № 13 «Подбери к началу выражений их продолжение…»
- Издавна русский народ слагал замечательные пословицы о зимушке – зиме.
Работа в группах. (на партах листочки с пословицами)
- Перед вами несколько пословиц. - Ваша задача подобрать к началу выражений их продолжение и получить народные пословицы о зимнем времени года.
- Какие пословицы у вас получились?
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
- Береги нос в большой мороз.
- Солнце – на лето, зима – на мороз.
- Объясните смысл каждой пословицы.
2. Тест. (на листочках) - А сейчас проверим, насколько вы внимательны были на уроке. - Я вам буду читать предложения, а вы внимательно слушайте. - Если вы согласны с моим предположением, то ставите плюс в варианте А, а если не согласны, то ставите плюс в варианте Б.
- Верно ли, что декабрь, январь и февраль – это зимние месяцы?
- Верно ли, что зимой дни становятся короче, а ночи длиннее?
- Верно ли, что зимой осадки выпадают в виде дождя?
- Верно ли, что деревья зимой дремлют?
- Верно ли, что перелётные птицы зимой не улетают в тёплые края?
- Верно ли, что насекомые прячутся к зиме?
- Верно ли, что зимой становится холоднее?
(таблица на доске) - Соедините плюсики карандашом. - Проверьте свои ответы с ответами на доске. - Оцените свою работу смайликами.
1. Слово учителя.
- Ни одно время года так не волшебно, как зима. - Как вы поняли, ребята, почему так говорят, «Зима – покой природы»? - Изменилась жизнь растений и животных? - Как же связать все эти изменения? Какое из них главное? 2. Чтение вывода. Слайд № 14 «Зимой в природе…»
- Прочитайте вывод.
Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора. Природа ждёт весну.
3. Самооценка.(в блокнотах)
- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным? - Какое задание было трудным? Почему?
- Нарисуйте в блокнотах с каким настроением вы заканчиваете урок.
- Поднимите свои карточки настроения.
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания. - Пришло время о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича. - Отгадайте, что это за сюрприз?
- Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться, Нет, не звёзды, а пушинки, Не пушинки, а…
- На память о сегодняшнем уроке Мороз Иванович дарит вам такие замечательные «снежинки» с пожеланиями на грядущий Новый Год.
|
- Мороз Иванович
Учащиеся отгадывают загадки
- Со словом «зима» Чтение темы урока
Предположения учащихся Ответы детей
- О зимних месяцах Один ученик выходит к доске - Ноябрь - Ноябрь – осенний месяц
Ответы детей
Чтение учащихся признаков зимы
Ответы детей
Ответы учащихся (хвойные) - Веточки сосны и ели - По шишкам и по иголкам
Рассматривают строение иголок
Открывают учебник на стр. 86 Рассматривают рисунок Ответы детей
Слушают текст, который читает учитель с учениками (ролевое чтение)
- Холодно и голодно птицам
- Трясогузка, зяблик, стриж, ласточка, соловей Ответы детей
-
Дятел, синичка, клёст, воробей, снегирь, свиристель, поползень
Открывают учебник на стр. 84
Ответы детей - Снеговика
Выполняют движения Снеговика
Открывают рабочие тетради Готовят синий карандаш Обводят снежную бабу и сосульку
Обмен тетрадями Дети сверяют и проверяют ответы с экраном
- Снежная баба
- Сосулька
- Они встречаются только зимой Анализ работ соседа
- Варежки
Ответы детей - Холодно
Рассказ детей
-Он растает
- Снег – это замёрзшая вода. Он тает в тепле.
- О снежинке
Предположения детей
Читает ученик
Рассматривают рисунок и выбирают самую красивую
Читают стишок и выполняют упражнения
Дети читают, рассуждают в группах и соединяют стрелочками пословицы
Ответы детей
Объясняют смысл каждой пословицы
Слушают объяснение учителя
Ответы детей: Да (А)
Да (А)
Нет (Б)
Да (А)
Нет (Б) Да (А) Да (А)
Соединяют Проверяют Оценивают
Ответы детей
- Стало очень холодно
Читают вывод хором
Ответы детей
Дети рисуют в блокнотах своё настроение Поднимают карточки настроения
- Снежинки
Дети получают подарок от Мороза Ивановича |
Создать положительный эмоциональный настрой.
Выработать план знакомства с зимним временем года.
Подведение к теме урока.
Формировать навык работы в паре
Повторить названия зимних месяцев.
Установить отличия зимы.
Акцентировать внимание на важную особенность зимы – короткий зимний день.
Устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений.
Практическим путём установить отличия сосны и ели.
Учить анализировать и делать выводы на основе практической деятельности.
Устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных.
Мотивация
Устанавливают взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных.
Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь птицам в трудные времена.
Обсуждение помощи человека птицам зимой, её характер и причины.
Формировать умение ориентироваться в учебнике
Специфика детских игр зимой.
Снять мышечное напряжение.
Формировать умения ориентироваться в рабочей тетради
Формировать навык взаимоконтроля
Подводить детей к правильным выводам наводящими вопросами
Снять мышечное напряжение.
Формировать навык работы в группе.
Формировать навыки умения работать самостоятельно.
Обобщить полученные знания на уроке
Рефлексия.
Подводить итоги к правильным выводам наводящими вопросами
Рефлексия. |