Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Проверка готовности к уроку, создание положительной эмоциональной атмосферы. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Подтянитесь, улыбнитесь И тихонько все садитесь. Будем отвечать , трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики. | Личностные: положительное отношение к урокам. Коммуникативные: умение воспринимать информацию. |
2. Актуализация знаний | - На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. - Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?») -Сейчас мы с вами поиграем в игру "Закончи предложения"
1.Все деревья можно разделить на ....группы. 2. Лиственными называются …. 3. Хвоинки –это…… 4. Как различить ель и сосну? | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: узнавать загаданные картинки по их признакам Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала. |
3. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).
| Муравьишка Вопросик пригласил нас на зелёную лужайку, где светит яркое солнышко. Здесь живут его друзья. - Но кто же они? Вам нужно отгадать загадки! Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мёд свой в соты отдала, Как зовут её?.... ПЧЕЛА
| Яркий мини вертолет Отправляется в полёт. Но зачем ему глаза? Да он просто..... СТРЕКОЗА | Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел. (БАБОЧКА) | Целый день в траве скакал, Скрипку где-то потерял. И теперь грустит у речки Наш зелёненький..... КУЗНЕЧИК |
- Каким же словом мы можем их назвать? Кто они? (Насекомые.) - По каким признакам вы определяете, что это насекомое? – Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.) Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают). | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -учиться работать по предложенному учителем плану; -учиться высказывать свою точку зрения. Познавательные: определяют тему урока, выделяют и формулируют учебные задачи, находят необходимую информацию, опираясь на ранее полученные знания и имеющийся опыт, создают алгоритм деятельности, анализируют и делают выводы. |
Физкультминутка.
| Снять утомляемость. Поддержать эмоциональный настрой. Спал цветок, (дети присели)) И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись) Больше спать не захотел! (покачали головой) Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками) Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места |
|
4. Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа. 1) Определение признаков насекомых.
| – Посмотрите внимательно на картинки животных, которые изображены на доске.
(Пчела, стрекоза, кузнечик, муравей.) Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног.
Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое. | Познавательные: умение ставить, формулировать и решать проблемы как некого целого, включающего целый ряд логических шагов; самостоятельно добывать информацию, выявлять особенности насекомых. Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания.
|
2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья».
| На доске карточка – Как вы думаете, зачем насекомым крылья? Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например: – бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду; – майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду; – божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду; – пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха. Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара. – Но только ли у насекомых есть крылья? – Значит, данный признак нельзя считать главным. | Познавательные: находить и выделять необходимую информацию, отвечать на вопросы, анализировать и делать выводы, искать наиболее продуктивные способы решения поставленных задач. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
|
3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики».
| На доске карточка
– Ваши предположения, зачем насекомым усики? Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. – Только ли у насекомых есть усики? (показ картинок сом, птица крачка, кошка и т.д.) – Значит, и этот признак нельзя считать главным. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе учебного материала |
4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». | На доске карточка – Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. – Значит, и этот признак нельзя считать главным. Картинки рака и паука
| Коммуникативные: слушать и понимать речь других Познавательные: умение рассуждать, осознанно строить речевое высказывание.
|
5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».
| На доске карточка – У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например: – у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу; – кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага. – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения; – богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву; – Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых? – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) Вывод: насекомые - это животные , у которых шесть ног. | Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.
Познавательные: умение извлекать и анализировать информацию, делать выводы, добывать знания. |
Физкультминутка.
| Снять утомляемость. Поддержать эмоциональный настрой. Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась. |
|
5. Первичное закрепление. Работа в парах с проверкой по эталону. | А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках найти животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) (Приложение) – Проверим результат вашей работы. (Пары высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с эталоном.) | Познавательные: умение выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, уважать в общении партнёра и самого себя. |
6. Творческая работа. Выполнение поделки. Межпредметная связь с математикой. Сравнение фигур.
ТБ с ножницами и клеем. Поэтапное выполнение аппликации. | Ребята, Муравьишко принес вам конвертики. Давайте посмотрим, что там? (круги желтого, чёрного и белого цвета) - Что это? (круги) - Что вы можете о них сказать? (Они одинакового размера, разного цвета -жёлтые, чёрные, белый) - Сколько кругов жёлтого цвета? Чёрного цвета? - Каких кругов больше? меньше? на сколько? Молодцы! Сегодня из этих кружков своими руками мы сделаем одно трудолюбивое и выносливое насекомое, которое называется – пчёлка. (показ поделки)
Пчелы живут на земле намного дольше, чем люди. Они способны поднимать вес в 40 раз выше собственного. Секрет выживания пчел в том, что они умеют находить путь домой, как бы далеко они не улетели от улья. Эти насекомые научились общаться с сородичами с помощью специальных запахов и движений. Живут они большими семьями в улье , в сотах.
1. Положите перед собой все круги. (Вспоминаем правила работы с ножницами и клеем) 2. Теперь приступаем к сборке нашей поделки. Для этого воспользуемся клеем. Соединяем поочередно желтые и черные круги. Для начала достаточно склеить 3 заготовки. 3. Для крылышек нашей пчелки белый круг разрезаем пополам. 4. Приклеиваем получившиеся крылышки в верхней части заготовки. 5. Далее поверх с небольшим смещением приклеиваем черный круг. 6. Добавляем к нашей поделке желтый круг, который будет головой пчелки. 7. Из желтой бумаги вырезаем тонкие полоски, которые станут усиками нашей пчелки. 8. Слегка подкручиваем эти усики. Фломастером дорисуйте лапки. Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6). | Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, творческому труду, проявляют интерес к предмету, навыки сотрудничества, самостоятельность, личную ответственность. Регулятивные: составляют план выполнения работы и определяют последовательность действий, контролируют и корректируют свои действия, оценивают качество выполненной работы. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, вести дискуссию, уважая при этом позиции всех участников диалога, эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками. |
7. Итог урока
| Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью пчелки, которую вы сделали. - Кто справился со всеми заданиями на уроке, знает главный признак насекомых - посадите свою пчёлку в соты. (На доске макет сот) - Кому не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знает - посадите пчелку на цветок. (Дети комментируют выбор расположения пчелки и прикрепляют её в соты или на цветок.) – Вы, молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей! | Коммуникативные: строить монологическое высказывание, умение воспринимать информацию. Коммуникативные: умение использовать свои знания, вырабатывать критерии для оценки своей работы.
|