Урок природоведения по теме "Жизнь животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема: « Жизнь животных»
Цели:
- Изучить группы животных по типу питания;
- Познакомить учащихся с цепями питания, существующими в природе; учить составлять цепи питания;
- Выяснить роль хищников в природе;
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы и работы в парах; развивать логическое мышление, внимание;
- Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Оборудование:
- Иллюстрации животных: заяц, ворона, ящерица, шмель, лягушка, щука; стрекоза, саранча; и другие;
- Таблицы (схемы) на каждого ученика;
- Задание «Составь цепь», «Продолжи цепь», «Найди ошибку», индивидуальные карточки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_zhivotnyh.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: природоведение
Класс: 3
Тема: « Жизнь животных»
Цели:
- Изучить группы животных по типу питания;
- Познакомить учащихся с цепями питания, существующими в природе; учить составлять цепи питания;
- Выяснить роль хищников в природе;
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы и работы в парах; развивать логическое мышление, внимание;
- Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Оборудование:
- Иллюстрации животных: заяц, ворона, ящерица, шмель, лягушка, щука; стрекоза, саранча; и другие;
- Таблицы (схемы) на каждого ученика;
- Задание «Составь цепь», «Продолжи цепь», «Найди ошибку», индивидуальные карточки.
Ход урока.
- Организационный момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Актуализация знаний
Вы отличные ребята
И не любите скучать
На задания кроссворда
Дружно будем отвечать!
- Кроссворды, загадки развивают наш ум, внимание. Разгадаем его и проверим домашнее задание.
/Один ученик выходит к доске и заполняет кроссворд/
Если знаешь ты зверей,
Назови их поскорей.
- Зелёный поясок в траве затерялся. ЯЩЕРИЦА
Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь.
- Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы? ЗАЯЦ
- Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая – известная персона. ВОРОНА
Кто это?
- Гудит мохнатенький, летит за сладеньким. ШМЕЛЬ
- Кто это? / Это животные. Ученик у доски записывает это слово под цифрой 5 /
- Прочитайте названия животных, к каким группам они относятся? Перечислите главные отличительные черты этих групп. Слайд 2
- Заяц относится к зверям. Их тело покрыто шерстью; они кормят своих детёнышей молоком.
- Ящерица – пресмыкающееся, тело покрыто сухими чешуйками.
- Ворона – птица, тело которой покрыто перьями.
- Шмель – насекомое, имеющее шесть ног.
- Все ли группы животных названы? Назовите недостающие группы и охарактеризуйте их.
- Земноводные – животные, у которых кожа голая,
нежная. Это лягушки, жабы.
- Рыбы – животные, тело которых покрыто скользкой чешуёй. Передвигаться помогают плавники. Дышат с помощью жабр.
/ на доску вывешиваются иллюстрация: лягушки, щуки /
- Вы отлично справились с домашним заданием и подготовились к основной части урока. / Выставление оценок за работу/
- Постановка темы урока
- Давайте прочитаем слова в рамочке и сформулируем тему урока.
- Тема урока: Жизнь животных.
/ тема записывается на доске/
Сегодня мы узнаем, на какие группы делятся животные по типу питания, будем учиться составлять цепи питания, выясним роль хищников в природе.
/ На доску вывешивается план урока /
- Изучение нового материала
- Посмотрите на иллюстрации и скажите, чем питаются эти животные.
- Из ваших ответов видно, что питание в животном мире разнообразно. Давайте попробуем разделить всех животных на группы в зависимости от вида пищи. Мы заполним таблицу (схему), которая поможет вам при подготовке домашнего задания.
- Возьмите карточки с изображением животных. Подумайте, чем питаются животные? Как можно назвать эту группу животных, в зависимости от вида пищи?
- 1 группа.
Чем питаются эти животные? /растениями/.
Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядные животные. Прочитаем вместе:
РАСТИТЕЛЬНО-ЯДНЫЕ.
- Какие из представленных здесь животных являются растительноядными? /шмель, заяц/.
- Приведите свои примеры (заполняют таблицу - схему).
- 2 группа.
Чем питаются животные? А как будут называться эти
животные? Животных, которые питаются насекомыми,
называют насекомоядные.
- Кто из представленных здесь животных является насекомоядным? / ящерица/.
- 3 группа.
Чем питаются животные? Это всеядные животные. Прочитаем: ВСЕ-ЯДНЫЕ.
- Кто является всеядным? /ворона/. Приведите свои примеры.
- 4 группа.
Чем питаются животные? А как будет называться эта группа
животных? Животные, которые питаются другими
животными, называют хищные или хищники.
- Какие из представленных здесь животных являются хищниками? /Щука, лягушка/. Докажите.
- Откройте учебник на стр. 75, прочитайте « Кто чем питается».
- Подведём итог. На какие группы по типу питания делятся животные?
/ Животные по типу питания делятся на растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных/.
Выставление оценок за работу.
- Физкультминутка
Пальчики перебираем
И в цепочку собираем.
(Подушечками пальцев дети поочерёдно касаются большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого пальцев составляют колечко и сцепляют колечки так, чтобы получилась цепочка).
- Изучение нового материала (продолжение)
- Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
- Рассмотрим второй вопрос «Цепи питания». Будем учиться их составлять.
- Посмотрите на бумажную цепь. Из чего она состоит?
- Любая цепь состоит из звеньев. Так и цепи питания состоят из звеньев.
- Рассмотрим иллюстрацию на стр. 75 или разбор на доске:
- Например: В лесу растёт осина. Её корой питаются зайцы. А зайца может поймать и съесть лиса. /одновременно показывать на доске/.
ПОЛУЧИЛАСЬ ЦЕПЬ: ОСИНА—ЗАЯЦ—ЛИСА.
- Осина - это что? /Растение/. Значит, с чего будет начинаться цепь питания?
- Растение – это первое звено, так как растения сами образуют питательные вещества с помощью воды, света и углекислого газа.
- Какая группа животных питается растениями?
/растительноядные животные /. Это второе звено цепи.
- А кто питается растительноядными животными? /Хищники или насекомоядные/. Это третье звено цепи.
- Откройте рабочую тетрадь на стр. зад.54. Составим цепь питания. Расскажем, как связаны между собой:
щука, карась, водоросли Водоросли---карась---щука
рожь, сова, мышь Рожь---мышь---сова
/на доске работает один ученик/
- Итак, с чего начинается цепь питания?
- Что является вторым звеном? Третьим?
/Оценивание учащихся/
- Посмотрите на цепь. Что с ней произойдёт, если убрать одно звено? /Цепь разорвётся/.
- В природе тоже можно разорвать цепь питания. Что произойдёт, если не будет водорослей? /Исчезнут рыбы/. Если не будет лис? Сов?
- Ещё недавно люди уничтожали этих и других хищников. Они рассуждали так: раз хищники нападают на зайцев, кабанов, оленей и других животных, значит надо их уничтожать. И тогда животных, на которых охотятся люди, будут больше. Что произошло дальше?
/Выступают два ученика: стр.77 в учебнике/.
Выступление №1.
Люди уничтожали много хищных зверей и птиц. Но они заметили, где хищников не осталось, то зайцев, кабанов, оленей – сначала стало больше, а потом меньше. Почему?
Оказалось, хищники ловят в основном больных животных. Там, где они были уничтожены, среди животных распространялись болезни, много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.
Выступление №2.
Учёные установили, что лисы, совы уничтожают множество грызунов, которые поедают зерно на полях.
Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например стрекоз. Они поедают множество комаров и мух.
Ещё хищников охраняют потому, что они очень красивы.
Беречь их – это значит беречь красоту природы.
- Какой вывод можно сделать? Надо ли уничтожать хищников? Почему их необходимо беречь и охранять?
- Закрепление нового материала
- Проверим, хорошо ли вы усвоили изученный материал.
Дети работают в парах.
1 ряд. Составить цепь питания.
Волк, дуб, кабан.
2 ряд. Продолжить цепочку.
Орешник, мышь,…..
3 ряд. Найди ошибку.
Мышь, рожь, змеи, орёл.
Индивидуальные задания. /см. Приложение/
- После обсуждения один ученик с каждого ряда рассказывает о результатах выполнения задания /остальные учащиеся слушают и проверяют/.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. / Выставление оценок за работу/.
- Подведение итогов
- Ребята, вернёмся к плану урока. Всё ли, что запланировано, мы выполнили?
Сделаем вывод:
- На какие группы делятся животные по типу питания?
- Нужно ли уничтожать хищников?
- Выставление оценок учащимся.
- Домашнее задание
- Используя таблицу и текст учебника на стр. 75-77 составить рассказ о питании животных
- В рабочей тетради выполнить задание 50, 51. Слайд 12
- Спасибо! Мне было приятно работать, вы много знаете и многому научились на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»
Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...
Развитие индивидуального стиля учебной деятельности на уроках природоведения.
Выступление на педсовете в школе....
Урок природоведения( окружающий мир) в 3 классе
Урок по теме "Природные сообщества" по программе Начальная школа 21 век...
Урок природоведения в 3 классе. Тема: Обобщающий урок-соревнование по разделу: «Природа»
Конспект урока природоведения в 3 классе по программе "Школа России"...
Урок природоведения в 3 классе по теме «Жизнь животных»
Сухоиванова Оксана ВячеславовнаУчитель начальных классовМБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской облас...
урок природоведения в 3 классе "Разнообразие животных" по программе "Школа России" для школ I и II вида.
Данный урок предназначен для детей по программе обучения II вида....
Технологическая карта урока «Природоведение» для обучающихся 2 класса Тема: «Домашние животные»
Материал позволяет:-познакомить учащихся с разнообразием домашних животных их внешним видом питанием, повадкам, уходом за этими животными и использованием их человеком;-учить сравнивать пох...