Урок природоведения по теме "Жизнь животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Хорева Елена Валентиновна

 

Тема: « Жизнь животных»

Цели:

  • Изучить группы животных по типу питания;
  • Познакомить учащихся с цепями питания, существующими в природе; учить составлять цепи питания;
  • Выяснить роль хищников в природе;
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы и работы в парах; развивать логическое мышление, внимание;
  • Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Оборудование:

  • Иллюстрации животных: заяц, ворона, ящерица, шмель, лягушка, щука; стрекоза, саранча; и другие;
  • Таблицы (схемы) на каждого ученика;
  • Задание «Составь цепь», «Продолжи цепь», «Найди ошибку», индивидуальные карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_zhivotnyh.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: природоведение

Класс: 3

Тема: « Жизнь животных»

Цели:

  • Изучить группы животных по типу питания;
  • Познакомить учащихся с цепями питания, существующими в природе; учить составлять цепи питания;
  • Выяснить роль хищников в природе;
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы и работы в парах; развивать логическое мышление, внимание;
  • Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Оборудование:

  • Иллюстрации животных: заяц, ворона, ящерица, шмель, лягушка, щука; стрекоза, саранча; и другие;
  • Таблицы (схемы) на каждого ученика;
  • Задание «Составь цепь», «Продолжи цепь», «Найди ошибку», индивидуальные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент

                         Каждый день – всегда, везде,

                         На занятиях, в игре

                         Смело, чётко говорим

                         И тихонечко сидим.

  1. Актуализация знаний

Вы отличные ребята

И не любите скучать

На задания кроссворда

Дружно будем отвечать!

  • Кроссворды, загадки развивают наш ум, внимание. Разгадаем его и проверим домашнее задание.

/Один ученик выходит к доске и заполняет кроссворд/

        Если знаешь ты зверей,

        Назови их поскорей.

  1. Зелёный поясок в траве затерялся.                           ЯЩЕРИЦА

Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь.  

  1. Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы – уши больше головы?        ЗАЯЦ                                  

  1. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона.                ВОРОНА

Кто это?                                                                            

  1. Гудит мохнатенький, летит за сладеньким.                   ШМЕЛЬ

  •   Кто это?   / Это животные. Ученик у доски записывает это слово под цифрой 5 /
  • Прочитайте названия животных, к каким группам они относятся? Перечислите главные отличительные черты этих групп. Слайд 2
  • Заяц относится к зверям. Их тело покрыто шерстью; они кормят своих детёнышей молоком.
  • Ящерица пресмыкающееся, тело покрыто сухими чешуйками.
  • Ворона птица, тело которой покрыто перьями.
  • Шмель – насекомое, имеющее шесть ног.
  • Все ли группы животных названы? Назовите недостающие группы и охарактеризуйте их.
  • Земноводные – животные, у которых кожа голая,                      

нежная. Это лягушки, жабы.

  • Рыбы – животные, тело которых покрыто скользкой чешуёй. Передвигаться помогают плавники. Дышат с помощью жабр.

         / на доску вывешиваются иллюстрация:  лягушки, щуки /

  • Вы отлично справились с домашним заданием и подготовились к основной части урока. / Выставление оценок за работу/

  1. Постановка темы урока
  • Давайте прочитаем слова в рамочке и сформулируем тему урока.
  • Тема урока: Жизнь животных.

                                                            / тема записывается на доске/

Сегодня мы узнаем, на какие группы делятся животные по типу питания, будем учиться составлять цепи питания, выясним роль хищников в природе.

                                              / На доску вывешивается план урока /

  1. Изучение нового материала
  • Посмотрите на иллюстрации и скажите, чем питаются эти животные.
  • Из ваших ответов видно, что питание в животном мире разнообразно. Давайте попробуем разделить всех животных на группы в зависимости от вида пищи. Мы заполним таблицу (схему), которая поможет вам при подготовке домашнего задания.
  • Возьмите карточки с изображением животных. Подумайте, чем питаются животные? Как можно назвать эту группу животных, в зависимости от вида пищи?
  • 1 группа.

         Чем питаются эти животные? /растениями/.            

Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядные животные. Прочитаем вместе:

       РАСТИТЕЛЬНО-ЯДНЫЕ.

  •   Какие из представленных здесь  животных  являются растительноядными? /шмель, заяц/.
  •   Приведите свои примеры (заполняют таблицу - схему).
  • 2 группа.

       Чем питаются животные? А как будут называться эти  

       животные? Животных, которые питаются насекомыми,  

       называют насекомоядные. 

  • Кто из представленных здесь животных  является насекомоядным? / ящерица/.
  • 3 группа.

Чем питаются  животные? Это всеядные животные. Прочитаем: ВСЕ-ЯДНЫЕ.

  • Кто является всеядным? /ворона/. Приведите свои примеры.
  • 4 группа.

       Чем питаются  животные? А как будет называться эта группа  

       животных? Животные, которые питаются другими

       животными, называют хищные или хищники.

  • Какие из представленных здесь животных  являются хищниками? /Щука, лягушка/. Докажите.
  • Откройте учебник на стр. 75, прочитайте « Кто чем питается».
  • Подведём итог. На какие группы по типу питания делятся животные?

/ Животные по типу питания делятся на растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных/.

                Выставление оценок за работу.

  1. Физкультминутка

Пальчики перебираем

И в цепочку собираем.

(Подушечками пальцев дети поочерёдно касаются большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого пальцев составляют колечко и сцепляют колечки так, чтобы получилась цепочка).

  1. Изучение нового материала (продолжение)
  • Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
  • Рассмотрим второй вопрос «Цепи питания». Будем учиться их составлять.
  • Посмотрите на бумажную цепь. Из чего она состоит?
  • Любая цепь состоит из звеньев. Так и цепи питания состоят из звеньев.
  • Рассмотрим иллюстрацию на стр. 75 или разбор на доске:
  • Например: В лесу растёт осина. Её корой питаются зайцы. А зайца может поймать и съесть лиса. /одновременно показывать на доске/.

       ПОЛУЧИЛАСЬ ЦЕПЬ: ОСИНА—ЗАЯЦ—ЛИСА.

  • Осина - это что? /Растение/. Значит, с чего будет начинаться цепь питания?
  • Растение – это первое звено, так как растения сами образуют питательные вещества с помощью воды, света и углекислого газа.
  • Какая группа животных питается растениями?

       /растительноядные животные /. Это второе звено цепи.

  • А кто питается растительноядными животными? /Хищники или насекомоядные/.  Это третье звено цепи.
  • Откройте рабочую тетрадь на стр.   зад.54. Составим цепь питания. Расскажем, как связаны между собой:

 щука, карась, водоросли                      Водоросли---карась---щука

 рожь, сова, мышь        Рожь---мышь---сова

/на доске работает один ученик/

  • Итак, с чего начинается цепь питания?
  • Что является вторым звеном? Третьим?

                            /Оценивание учащихся/

  • Посмотрите на цепь. Что с ней произойдёт, если убрать одно звено? /Цепь разорвётся/.
  • В природе тоже можно разорвать цепь питания. Что произойдёт, если не будет водорослей? /Исчезнут рыбы/. Если не будет лис? Сов?

  • Ещё недавно люди уничтожали этих и других хищников. Они рассуждали так: раз хищники нападают на зайцев, кабанов, оленей и других животных, значит надо их уничтожать. И тогда животных, на которых охотятся люди, будут больше. Что произошло дальше?

                   /Выступают два ученика: стр.77 в учебнике/.

Выступление №1.

        Люди уничтожали много хищных зверей и птиц. Но они заметили, где хищников не осталось, то зайцев, кабанов, оленей – сначала стало больше, а потом меньше. Почему?

        Оказалось, хищники ловят в основном больных животных. Там, где они были уничтожены, среди животных распространялись болезни, много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

Выступление №2.

        Учёные установили, что лисы, совы уничтожают множество грызунов, которые поедают зерно на полях.

        Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например стрекоз. Они поедают множество комаров и мух.

        Ещё хищников охраняют потому, что они очень красивы.

Беречь их – это значит беречь красоту природы.

  • Какой вывод можно сделать? Надо ли уничтожать хищников? Почему их необходимо беречь и охранять?

  1. Закрепление нового материала
  • Проверим, хорошо ли вы усвоили изученный материал.

                            Дети работают в парах.

1 ряд. Составить цепь питания.

Волк, дуб, кабан.

2 ряд. Продолжить цепочку.

Орешник, мышь,…..

3 ряд. Найди ошибку.

Мышь, рожь, змеи, орёл.

Индивидуальные задания. /см. Приложение/

  • После обсуждения один ученик с каждого ряда рассказывает о результатах выполнения задания /остальные учащиеся слушают и проверяют/. 
  • Молодцы! Вы отлично справились с заданием. / Выставление оценок за работу/.

  1. Подведение итогов
  • Ребята, вернёмся к плану урока. Всё ли, что запланировано, мы выполнили?

Сделаем вывод:

  • На какие группы делятся животные по типу питания?
  • Нужно ли уничтожать хищников?
  • Выставление оценок учащимся.

  1. Домашнее задание
  • Используя таблицу и текст учебника на стр. 75-77 составить рассказ о питании животных
  • В рабочей тетради выполнить задание 50, 51. Слайд 12
  • Спасибо! Мне было приятно работать, вы много знаете и многому научились на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Урок природоведения( окружающий мир) в 3 классе

Урок по теме "Природные сообщества" по программе Начальная школа 21 век...

Урок природоведения в 3 классе. Тема: Обобщающий урок-соревнование по разделу: «Природа»

Конспект урока природоведения в 3 классе по программе "Школа России"...

Урок природоведения в 3 классе по теме «Жизнь животных»

Сухоиванова Оксана ВячеславовнаУчитель начальных классовМБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской облас...

урок природоведения в 3 классе "Разнообразие животных" по программе "Школа России" для школ I и II вида.

Данный урок предназначен для детей по программе обучения II  вида....

Технологическая карта урока «Природоведение» для обучающихся 2 класса Тема: «Домашние животные»

Материал позволяет:-познакомить учащихся с разнообразием домашних животных их внешним видом  питанием, повадкам, уходом за этими животными и использованием их человеком;-учить сравнивать пох...