Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okr._mir_2kl._shkola_rossii.zip106.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

«СОГЛАСОВАНО»

РУКОВОДИТЕЛЬ МО

ПРИДВОРОВА О. М………….

ФИО

ПРОТОКОЛ №…………………..

ОТ «……»…………………2011 Г.

«СОГЛАСОВАНО»

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА

ПО УВР МОУ «ПЯТНИЦКАЯ СОШ»

СИЛЬЧЕНКО Н. В………………

ФИО

«…….» ……………………….2011 Г.

«УТВЕРЖДАЮ»

РУКОВОДИТЕЛЬ МОУ

«ПЯТНИЦКАЯ СОШ»

БУРМЕНСКИЙ В.Г.. ……………

ФИО

ПРИКАЗ №……………………….

ОТ «…….» ……………….2011 Г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Волошиной Ларисы Анатольевны

по окружающему миру

для 2 «Б» класса

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

2. Адресат.

Программа адресована учащимся  вторых  классов общеобразовательных школ

3.Соответствие Государственному образовательному стандарту.

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год.  

  1. Количество часов в неделю – 2.
  2. Количество часов в    I четверти – 18.
  3. Количество часов во  II четверти – 14.
  4. Количество часов в    III четверти – 20.
  5. Количество часов в    IV четверти – 18.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Плешаков, А. А. рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Плешаков, А. А. тетрадь для проверочных работ «Проверим себя» / А. А Плешаков. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Плешаков, А. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. – М.: Просвещение, 2002.

   Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

4. Общая характеристика учебного предмета.

В процессе изучения курса «Окружающий мир»   обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

    Курс обладает широкими возможностями для фор мирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опы ты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, пра вила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

    Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкреп ляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра ционально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитар ных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (ме тод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления ок ружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с ин тересами природы и общества, тем самым обеспечивая в даль нейшем свое личное и социальное благополучие.

5. Цели программы.

Цель изучения окружающего мира:

  1. формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой;
  2. воспитать гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества

6. Задачи программы.

Задачи:

  1. развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
  3. воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  4. формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
  5. формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
  1. формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  2. формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
  3. формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
  4. формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
  5. формировать навык работы с научным текстом;
  6. развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
  7. воспитать любовь к своему городу (селу), к малой Родине.

7. Основные содержательные линии курса.

  1. Человек и природа
  2. Человек и общество

Новые понятия: дикорастущие и культурные растения,  «Красная книга», компас, экономика.

8. Методы обучения.

Для достижения образовательных целей используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.

9. Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:

  1. традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт;
  2. фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

10. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  1. осознание себя членом общества и государства (россий ской идентичности),  чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
  2. осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность  нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  3. установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружа ющий мир» являются:

  1. способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внут реннего мира человека;
  2. способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  3. осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  4. способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружаю щий мир» являются:

  1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природ ной и социальной действительности (в пределах изученного);
  2. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

11. Форма текущего контроля.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный (тестирование).

12 . Формирование общеучебных умений и навыков.

Дети получат сведения: о своём городе, о видах транспорта, наиболее распространённых профессиях, о правилах личной гигиены, о правилах поведения на улицах и в быту.

Общеучебные умения и навыки:

I.        Организация учебного труда

  1. Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  2. Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II.        Работа с книгой и другими источниками информации

  1. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
  2. Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

III.        Мыслительные умения

  1.  Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
  1. Выделять основное в несложном практическом задании.
  1. Сопоставлять на однотипном материале два предмета, Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  2. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
  3. Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  4. Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
  5. Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  6. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

13. Требования к уровню подготовки.

концу К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

  1. о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;
  2. основные сведения о своём городе; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  3. строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  4. имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
  5. основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
  6. названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

должны уметь:

  1.  различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; различать изученные объекты живой и неживой природы; различать изученные группы животных и растений; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
  2. различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  3. выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  4. использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
  5. определять основные стороны горизонта с помощью компаса;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"

В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....