Урок " Водоёмы нашего края"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

На уроке рассматривался краеведческий материал, который можно использовать на уроках географии. Проведеда большая исследовательская работа, применена компьютерная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Автор составитель: учитель начальных классов

Медянова Анна Алексеевна

Место работы: МОУ « СОШ с. Николаевка»,

Наримановского района, Астраханской Области

Предмет: окружающющий мир, 4 класс.

Тема урока: Водоемы нашего края.

Цели урока:

Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.

Задачи урока:

Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Формировать в сознании ученика ценностный образ  окружающего мира родного края.

Формирование экологического опыта.

Воспитывать  бережное отношение к  природе родного края.

Оборудование:

Глобус, карта  Астраханской области, схема реки, слайды с видами горы Большое  Богдо, озера Баскунчак, реки Волга, Каспийского моря , схемы, таблицы, интерактивная доска.

Ход урока

1.        Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

Слайд 1. Кроссворд.

- Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода. Чтоб тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать!

22

44

66

77

33

11

55

        

Вопросы к кроссворду:

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

2.        Место, где река берет свое начало. 3. Нижняя часть горы, холма.
4. Есть у оврага, холма, горы. 5. Самое теплое море России. 6. Форма
поверхности. 7. Вся территория земной поверхности разделена на
природные...

(Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны.

Ключевое слово: ВОДОЕМЫ.)

На доске и в тетрадях тема урока: «Водоемы нашего края».

II. Проверка знаний и умений

- Тему урока мы узнали сейчас,

Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

Проводится конкурс рисунков, детские рисунки закреплены на доске. Краткие комментарии авторов работ.

  • Какой рисунок вам понравился больше всех? Почему?
  • Расскажите, как образуются овраги и о способах борьбы с ними. (Ответы детей.)
  • Что вы узнали о пещерах и горе нашего края? (Ответы детей.)  

Слайд2  гора Большое Богдо.

Комментарии и ответы  учащихся:

1 ученик   

К югу от озера Баскунчак можно увидеть гору Большое Богдо— единственная настоящая гора в Прикаспийской низменности. Подножие Богдо лежит на два десятка метров ниже уровня моря, а вершина — примерно на 150 выше. С каждым годом гора Большое Богдо становится выше. Дело в том, что внутри горы находится соляной купол, который за год увеличивается примерно на 1 мм. Высота  Большого Богдо над уровнем моря составляет 149,6 м, а над окружающей местностью и того больше.

2 ученик

   Гора Богдо имеет развитые наземные и подземные формы карстового рельефа — балки, воронки, пещеры, гроты и т. п. На сегодняшний день окрестности горы Большое Богдо и озера Баскунчак насчитывают более 30 пещер, самая крупная из которых – Баскунчакская – достигает 1,5 км.

 

3 ученик

    Гора Большое Богдо донесла до нас остатки мезозойской эры. В обрывах горы находится морской триас с окаменелыми останками животных, живших 200-250 млн. лет назад – это делает Большое Богдо настоящим геологическим раем. Кроме того, гора Большое Богдо – это единственное место в Европе, где триасовые осадочные породы, богатые скелетными останками, выходят на поверхность.

4 уч.     Большое Богдо входят в состав уникального природного комплекса. В 1997 Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником (Богдинско-Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тыс.га установлен специальный природоохранный режим.

Графический диктант

Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -.

  • Формы земной поверхности - это равнины и горы.
  • Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.
  • Терриконы - это горы, созданные природой.
  • Старый заброшенный карьер - это рана на поверхности Земли.
  • Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.

-        Овраги и балки украшают поверхность родного края.
(Ответ: + — + + —)

III. Изучение нового материала.

Слайд 3.   Загадка.            

Разгадайте, ребятки, такую загадку:

Я и тучка, и туман, я - река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

(Вода.)

- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

  • Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
  • Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)
  • Какая вода в водоемах нашего края?
  • Где вода соленая? (В морях и океанах.)
  • Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)
  • Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Запишем в тетрадях такую таблицу:

водоёмы

естественные 

искусственные

река

канал

озеро

водохранилище

море

пруд

океан

ручей

  • А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?
  • Назовите естественные водоемы.  (ответы учащихся)

  • Перечислите искусственные водоемы нашего края. Ответы детей дополняются рассказом учителя.
  • На берегу какой реки расположен наш город?

-   Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)

  • А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)
  • Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)
  • А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева -левый берег и левые притоки?)
  • А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на стр. 154 вашего учебника.

Слайд 4. «Схема реки».

Работа ведется в парах с использованием карты местности. После подготовки заслушиваются ответы. Ответы обобщаются и дополняются учителем и учениками.

IV.        Физкультминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед

 Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Исследовательская работа на уроке.

Группа экологов класса заранее подготовила сообщения о водоёмах нашего края

Слайд 5.  Река Волга.

 Длина реки Волга составляет в настоящее время свыше 3.5 тыс. км. Трудно переоценить историческое значение этой реки для русского человека. Состояние реки не может не вызывать у большинства россиян искренний и живой интерес. Экологическое состояние Волги прямо или косвенно сказывается на огромном количестве населения, проживающего в ее бассейне. Площадь водосбора реки составляет примерно 8 процентов территории России.

Рассматривая экологические проблемы реки необходимо заметить, что в настоящее время река несет колоссальную экологическую нагрузку. На прилегающей площади реки и ее основных притоков находится огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Удельный вес этих предприятий в экономике страны составляет для промышленных предприятий 45%, сельскохозяйственных 50%. Значительное негативное влияние на состояние реки оказывают города, расположенные в ее бассейне. По статистике из ста самых грязных городов России шестьдесят пять, расположены на берегах реки и ее притоках. Общий объем, загрязненных стоков, которые тем или иным образом попадают в реку, составляет около 38% от общего объема таких стоков по стране.

Слайд 6. Озеро Баскунчак. 

1 ученик.   Баскунчак - уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли и прикрытой толщей осадочных пород. Это самое большое и самое солёное из всех известных соляных озёр мира. Площадь озера Баскунчак около 115 кв.км, находится оно в Астраханской области в 53 км к востоку от Волги. Рядом с озером Баскунчак расположены п.  Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак.

 2 ученик.  Мощность поверхностной залежи соли на озере Баскунчак достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли на озере Баскунчак достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Сегодня чрезвычайно чистая соль озера Баскунчак составляет до 80 % от общей добычи соли в России, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.

3 ученик. Соленое озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса. В 1997 Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником (Богдинско-Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тыс.га установлен специальный природоохранный режим.

Слайд 7. Каспийское море. 

1 ученик. Каспийское море самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 % близ устья Волги до от 11—13 % на юго-востоке.
Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время — примерно 28 м ниже уровня
Мирового океана.

Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км.кв, максимальная глубина — 1025 м.

2 ученик.   Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

  • О какой роли водоема была наша физкультминутка?
  •  Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем - это место отдыха людей.)
  • А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.

Вывод:

 Водоемы -это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду

для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.)

-Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?

 Прочитайте об этом в учебнике на стр. 155 -156, как взрослые и дети должны охранять водоемы?

Вывод:

 Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду
бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.        

- В настоящее время на заводах и фабриках строятся  очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.

VI.        Закрепление изученного

Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах.

После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.

Слайд 8. Памятка.

  1. Не бросай мусор в воду.
  2. Не оставляй мусор на берегу.
  3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

  • Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)
  • Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра «Слова».

Слайд 9. Игра.

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

 На полу, на потолке,

На носу, и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слова!

Дети называют водоемы и их обитателей. Побеждает тот, чье слово оказалось последним.

Задание «Подумай!» на стр. 156.

-        Какое значение в природе имеют водоемы? (Хранилище воды
для быта, производства, дома, приготовления пищи; место
для отдыха; перевозка грузов.)        

VII.        Подведение итогов урока

Выставление оценок.

VIII. Рефлексия.

На столе у вас смайлики. Выберете.  Какое у вас настроение после урока.

Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"

Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...

Водоёмы нашего края. Урок + презентация.

Программа А.А.Плешакова. 4 класс. Урок с элементами краеведения ХМАО-Югры Тюменской области города Когалыма....

Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Водоёмы нашего края"

Ознакомление учащихся с разнообразием водоемов родного края, различиями между водоемами.  Раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны. Разв...

Предмет: «Окружающий мир». 4 класс. Тема урока: «Водоёмы нашего края». Форма: урок – конференция.

Урок создает условия для развития мировоззрения учащихся, стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы.В конспекте предст...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Водоёмы нашего края".

Развёрнутый конспект урока по окружающему миру в 4 классе....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"

Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...


 

Комментарии