Урок " Водоёмы нашего края"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме
На уроке рассматривался краеведческий материал, который можно использовать на уроках географии. Проведеда большая исследовательская работа, применена компьютерная технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор составитель: учитель начальных классов
Медянова Анна Алексеевна
Место работы: МОУ « СОШ с. Николаевка»,
Наримановского района, Астраханской Области
Предмет: окружающющий мир, 4 класс.
Тема урока: Водоемы нашего края.
Цели урока:
Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.
Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.
Задачи урока:
Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Формировать в сознании ученика ценностный образ окружающего мира родного края.
Формирование экологического опыта.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование:
Глобус, карта Астраханской области, схема реки, слайды с видами горы Большое Богдо, озера Баскунчак, реки Волга, Каспийского моря , схемы, таблицы, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
Слайд 1. Кроссворд.
- Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода. Чтоб тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать!
22 | 44 | 66 | 77 | |||
33 | ||||||
11 | 55 | |||||
■ | ||||||
Вопросы к кроссворду:
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
2. Место, где река берет свое начало. 3. Нижняя часть горы, холма.
4. Есть у оврага, холма, горы. 5. Самое теплое море России. 6. Форма
поверхности. 7. Вся территория земной поверхности разделена на
природные...
(Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны.
Ключевое слово: ВОДОЕМЫ.)
На доске и в тетрадях тема урока: «Водоемы нашего края».
II. Проверка знаний и умений
- Тему урока мы узнали сейчас,
Но сначала о поверхности нашего края рассказ.
Проводится конкурс рисунков, детские рисунки закреплены на доске. Краткие комментарии авторов работ.
- Какой рисунок вам понравился больше всех? Почему?
- Расскажите, как образуются овраги и о способах борьбы с ними. (Ответы детей.)
- Что вы узнали о пещерах и горе нашего края? (Ответы детей.)
Слайд2 гора Большое Богдо.
Комментарии и ответы учащихся:
1 ученик
К югу от озера Баскунчак можно увидеть гору Большое Богдо— единственная настоящая гора в Прикаспийской низменности. Подножие Богдо лежит на два десятка метров ниже уровня моря, а вершина — примерно на 150 выше. С каждым годом гора Большое Богдо становится выше. Дело в том, что внутри горы находится соляной купол, который за год увеличивается примерно на 1 мм. Высота Большого Богдо над уровнем моря составляет 149,6 м, а над окружающей местностью и того больше.
2 ученик
Гора Богдо имеет развитые наземные и подземные формы карстового рельефа — балки, воронки, пещеры, гроты и т. п. На сегодняшний день окрестности горы Большое Богдо и озера Баскунчак насчитывают более 30 пещер, самая крупная из которых – Баскунчакская – достигает 1,5 км.
3 ученик
Гора Большое Богдо донесла до нас остатки мезозойской эры. В обрывах горы находится морской триас с окаменелыми останками животных, живших 200-250 млн. лет назад – это делает Большое Богдо настоящим геологическим раем. Кроме того, гора Большое Богдо – это единственное место в Европе, где триасовые осадочные породы, богатые скелетными останками, выходят на поверхность.
4 уч. Большое Богдо входят в состав уникального природного комплекса. В 1997 Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником (Богдинско-Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тыс.га установлен специальный природоохранный режим.
Графический диктант
Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -.
- Формы земной поверхности - это равнины и горы.
- Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.
- Терриконы - это горы, созданные природой.
- Старый заброшенный карьер - это рана на поверхности Земли.
- Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.
- Овраги и балки украшают поверхность родного края.
(Ответ: + — + + —)
III. Изучение нового материала.
Слайд 3. Загадка.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я - река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
(Вода.)
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода.)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)
- Какая вода в водоемах нашего края?
- Где вода соленая? (В морях и океанах.)
- Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)
- Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Запишем в тетрадях такую таблицу:
водоёмы | |
естественные | искусственные |
река | канал |
озеро | водохранилище |
море | пруд |
океан | |
ручей |
- А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?
- Назовите естественные водоемы. (ответы учащихся)
- Перечислите искусственные водоемы нашего края. Ответы детей дополняются рассказом учителя.
- На берегу какой реки расположен наш город?
- Вспомните схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? (Исток.)
- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье.)
- Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)
- А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева -левый берег и левые притоки?)
- А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на стр. 154 вашего учебника.
Слайд 4. «Схема реки».
Работа ведется в парах с использованием карты местности. После подготовки заслушиваются ответы. Ответы обобщаются и дополняются учителем и учениками.
IV. Физкультминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Исследовательская работа на уроке.
Группа экологов класса заранее подготовила сообщения о водоёмах нашего края
Слайд 5. Река Волга.
Длина реки Волга составляет в настоящее время свыше 3.5 тыс. км. Трудно переоценить историческое значение этой реки для русского человека. Состояние реки не может не вызывать у большинства россиян искренний и живой интерес. Экологическое состояние Волги прямо или косвенно сказывается на огромном количестве населения, проживающего в ее бассейне. Площадь водосбора реки составляет примерно 8 процентов территории России.
Рассматривая экологические проблемы реки необходимо заметить, что в настоящее время река несет колоссальную экологическую нагрузку. На прилегающей площади реки и ее основных притоков находится огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Удельный вес этих предприятий в экономике страны составляет для промышленных предприятий 45%, сельскохозяйственных 50%. Значительное негативное влияние на состояние реки оказывают города, расположенные в ее бассейне. По статистике из ста самых грязных городов России шестьдесят пять, расположены на берегах реки и ее притоках. Общий объем, загрязненных стоков, которые тем или иным образом попадают в реку, составляет около 38% от общего объема таких стоков по стране.
Слайд 6. Озеро Баскунчак.
1 ученик. Баскунчак - уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли и прикрытой толщей осадочных пород. Это самое большое и самое солёное из всех известных соляных озёр мира. Площадь озера Баскунчак около 115 кв.км, находится оно в Астраханской области в 53 км к востоку от Волги. Рядом с озером Баскунчак расположены п. Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак.
2 ученик. Мощность поверхностной залежи соли на озере Баскунчак достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли на озере Баскунчак достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Сегодня чрезвычайно чистая соль озера Баскунчак составляет до 80 % от общей добычи соли в России, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.
3 ученик. Соленое озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса. В 1997 Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником (Богдинско-Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тыс.га установлен специальный природоохранный режим.
Слайд 7. Каспийское море.
1 ученик. Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 % близ устья Волги до от 11—13 % на юго-востоке.
Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время — примерно 28 м ниже уровня Мирового океана.
Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км.кв, максимальная глубина — 1025 м.
2 ученик. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка?
- Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем - это место отдыха людей.)
- А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.
Вывод:
Водоемы -это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду
для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.)
-Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
Прочитайте об этом в учебнике на стр. 155 -156, как взрослые и дети должны охранять водоемы?
Вывод:
Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду
бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
VI. Закрепление изученного
Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах.
После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.
Слайд 8. Памятка.
- Не бросай мусор в воду.
- Не оставляй мусор на берегу.
- Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
- Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь для вас игра «Слова».
Слайд 9. Игра.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу, и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слова!
Дети называют водоемы и их обитателей. Побеждает тот, чье слово оказалось последним.
Задание «Подумай!» на стр. 156.
- Какое значение в природе имеют водоемы? (Хранилище воды
для быта, производства, дома, приготовления пищи; место
для отдыха; перевозка грузов.)
VII. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
VIII. Рефлексия.
На столе у вас смайлики. Выберете. Какое у вас настроение после урока.
Всем спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"
Крнспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Водоёмы нашего края"...
Водоёмы нашего края. Урок + презентация.
Программа А.А.Плешакова. 4 класс. Урок с элементами краеведения ХМАО-Югры Тюменской области города Когалыма....
Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Водоёмы нашего края"
Ознакомление учащихся с разнообразием водоемов родного края, различиями между водоемами. Раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны. Разв...
Предмет: «Окружающий мир». 4 класс. Тема урока: «Водоёмы нашего края». Форма: урок – конференция.
Урок создает условия для развития мировоззрения учащихся, стимулирует творческую, исследовательскую деятельность, повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы.В конспекте предст...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Водоёмы нашего края".
Развёрнутый конспект урока по окружающему миру в 4 классе....
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"
Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...
Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс
Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!