Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Водоёмы нашего края"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) на тему
Ознакомление учащихся с разнообразием водоемов родного края, различиями между водоемами. Раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны. Развивать познавательную активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Панченко Н.С.
МОБУ СОШ № 24
Отрадненский район
Ст. Попутная
Водоемы нашего края
Цели: познакомить учащихся с разнообразием водоемов родного края, различиями между водоемами; раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны; развивать познавательную активность.
Ход урока
- Организационный момент
У. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю.
- Сообщение темы и целей урока
( учащиеся сами должны определить тему урока)
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!
(ВОДОЕМЫ)
У. Водоемы нашего края.
Так звучит тема нашего урока.
Мы сегодня на уроке будем знакомиться с водоемами Краснодарского края. Узнаем, какие водоемы есть в ст. Попутной.
3.Работа по теме урока.
Водоемы – это места скопления или хранения воды. Водоемы бывают естественные и искусственные. Естественные водоемы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.
К естественным относятся: море, лиманы, ручей, река, озеро.
К искусственным – канал, водохранилище, пруд.
Работа с карточками:
У. На карточках зачеркните лишнее слово и обведите названия тех водоемов, которые есть у нас в крае?
( у каждого уч-ся лежит карточка на столе)
Река море океан озеро пруд
- Какое лишнее слово? Почему?
( Лишнее слово пруд, потому что это искусственный водоём.)
- Какие водоемы есть в нашем крае?
( море, река, озеро, пруд).
Какие водоемы есть в нашей станице?
- Покажите на карте водоемы Кубани?
( К доске выходит ученик и показывает водоемы)
Река Кубань, Черное море, Азовское море и т. д.
Беседа:
-Ребята, какое море есть в нашем Краснодарском крае?
(Черное море)
(Море — это часть океана, большое водное пространство
с горько-соленой водой.)
Что мы знаем о Черном море?
- Черное море теплое, не замерзает. Омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Площадь моря- 422 000 квадратных километров. Самая большая глубина – 2245 метров. Вода соленая. Животный мир сосредоточен в основном на глубине 150- 200 метров. В море водится самый быстрый дельфин – белобочка ( длина тела от 1,5 до 2,6 метра), а также афалина длиной до 3 метров! Обитает в море примерно 170 видов рыб. На Черноморском побережье нашего края расположены города Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи.
(Азовское море)
- Чем отличается от Черного?
( Берега песчано - ракушечные, невысокие. Площадь моря – 38 800 квадратных километров, в 11 раз меньше площади Черного).
- Какие реки впадают в Черное море?
(Река - постоянный водный поток значительных размеров с естественным течений по руслу от истока до устья)
Горные реки бегут быстро, равнинные – текут медленно, спокойно.
-Какая река – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа?
(Река Кубань. Протяженность Кубани – 870 километров).
- Какие еще водоемы есть в Краснодарском крае?
( Озера, лиманы).
- Назовите наиболее крупные лиманы?
( Ахтанизовский, Бейсугский, Кирпильский, Ейский, Кизилташский)
(Озеро — замкнутый в берегах большой, естественный водоем.)
- Какие озера есть в Краснодарском крае?
( Озеро Ханское, Озеро Чембурка ( около Анапы), озеро Абрау (У Новороссийска)
В Сочи озеро Кардывач, озеро Любви и много маленьких озер.
Водохранилище - водоём, в котором скапливается и сохраняется вода.
- Назовите крупнейшие водохранилища?
Краснодарское, Крюковское, Варнавинское.
- Сейчас вы увидите картинки, на которых показаны водоемы. Определите, где какой водоем?
- На какой картине есть река? озеро? море? Обоснуйте.
(На первой- река, так как видно, что вода течет. На второй – море, оно большое, бушует, плавают корабли, летают чайки. На третьей – озеро, т.к. стоячая вода, со всех сторон суша.)
- Выполните задание на карточке . Распределите понятия. (сделайте взаимопроверку)
ОЗЕРО вода течет РЕКА
стоячая вода
два берега
со всех сторон суша
4.Физкультминутка.
Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды.
5. Закрепление.
Начало реки называется - исток.
Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют - устье.
В реку впадают и другие реки- это притоки.
Ответвление от главного русла реки называется – рукав.
На доске:
Исток -
Устье -
Притоки -
Рукав -
- Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме «Водоемы», предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме. Работа проводится в парах.
Обведите кружочком варианты правильных ответов.
- К искусственным водоемам относятся:
а) море;
б) пруд;
в) канал.
- Началом реки называется:
а) устье;
б) рукав
в) исток
6. Итог урока.
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
- Какова была цель нашего урока?
Удалось ли нам её достичь?
Какие новые слова вы узнали?
Что они обозначают?
- Наш урок окончен!
Спасибо вам за хорошую работу.
Литература:
1. Научно – методический журнал «Начальная школа»
№ 2 - 2007г.
2. «География Краснодарского края. Природа»; И.А. Терская; Краснодар 2007 г.
- «Путешествие по родному краю», И.П. Лотышев;
Краснодар 2005 г.
- «Занимательное Краеведение», В.И. Борисов;
Кубанское книжное издательство, Краснодар 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Животноводство в нашем крае"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Животноводство в нашем крае"....
Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".
Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....
Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"
Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....
Урок кубановедения "Растения и животные нашего края"
Урок кубановедения "Растения и животные нашего края" для 3 класса. Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных и растений Краснодарского края, проанализировать пути о...
Урок окружающего мира "Растениеводство в нашем крае»
Предлагаю материал по теме "Растениеводство в нашем крае" окружающий мир, 4 класс. Данный конспект урока заставит учащихся проявить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, понимать причи...
Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе
Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе...
Урок по теме: "Дикие животные нашего края. Медведь"
Урок по предмету "Мир природы и человека" Программа: специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно отсталых детей. Цель урока: закрепление знаний по те...