календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perdmet_okruzhayushchiy_mir.rar29.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРДМЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Дата проведения

Основное содержание

Методы и приёмы

план.

факт.

Раздел «Где и когда ты живёшь?»

1

Где ты живёшь.

Когда ты живёшь

Счёт лет в истории

1 час

01.09

01.09

Всё живое на Земле существует в пространстве. В каждый момент человек находится в рамках какого-то пространства. Всё живое на Земле существует во времени. Время может быть настоящим, прошедшим и будущим. Для счёта лет в истории используют специальные термины

Знакомство с рубриками учебника. Игра «Кто где?» Работа с учебником и рабочей тетрадью. Рассказы детей

Раздел «Солнечная система»

2

Природные тела и природные явления.

Солнце – тело неживой природы.

1 час

02.09

02.09

Тела природы можно разделить на две группы: тела неживой природы, тела живой природы. Человек наблюдает разные явления природы. Огромное тело неживой природы – Солнце. Это звезда, огромный огненный шар. Температура поверхности Солнца - около 6 тыс. градусов. Возраст Солнца – более 5 млрд лет

Игра «Узнай и назови!» работа с рубрикой «Выскажем предположения». Чтение и обсуждение текста учебника. Составление таблицы «Характеристика Солнца» рассказ учителя о Н, Копернике.

3

4

5

Земля – планета жизни.

Условия жизни на Земле.

3 часа

08.09

09.09

15.09

08.09

09.09

15.09

На Земле живёт огромное число организмов. Условия, обеспечивающие их жизнь: свет, вода, почва, воздух.

Составление таблицы «Земля – планета Солнечной системы» Работа в группах «Условия жизни на Земле», работа с рубрикой «Картинная галерея». Опыты с воздухом

Раздел «Человек познаёт мир»

6

7

(Экскурсия "Природа и мы" )

Как изображают Землю.

(Вода  - условие жизни на Земле)

План и карта

2 часа

16.09

22.09

16.09

22.09

Человек наблюдал окружающий мир и использовал это для научных открытий и практической жизни. Методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества.

Работа с рубрикой «Выскажем предположения», текстами и рисунками учебника (ч.1 с. 30 – 31). Практическая работа: глобус, карта, план

Раздел «Бактерии и грибы»

8

(Воздух - условие жизни на Земле)

Бактерии

1 час

23.09

23.09

Бактерии – маленькие, примитивные живые существа. Особенности жизни бактерий, места их обитания

Работа с рубрикой «Выскажем предположения». Рассказ учителя. Чтение и обсуждение текста

9

(Почва - среда жизни организмов)

Грибы

1 час

29.09

29.09

Грибы – царство природы. Особенности внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений

Воображаемая ситуация: «В лесу за грибами», учебный диалог:»Чем грибы отличаются от растений?» (работа с учебником). Работа в парах: составление рассказа «Какие бываю грибы»

10

11

(Почва - среда жизни организмов. Работа в тетради)

(Природные зоны России)

Растения встречаются повсюду.

Если бы на Земле не было растений.

30.09

06.10

30.09

06.10

Места обитания растений на планете Земля. Отдельные представители флоры, живущие в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.) «Паспорт» растения. Растения дикорастущие и культурные

Путешествие с растениями (работа с рисунками на внутренней стороне обложки). Учебный диалог» Если бы на Земле не Было растений». Дидактические игры:»Узнай по вкусу». Работа в группах: «Паспорт» растения. Классификация растений: дикорастущие, культурные.

12

(Какие растения живут на Земле?)

Разнообразие растений на Земле

1 час

07.10

07.10

Среди растений можно  выделить разные группы, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые

Работа в группах: составление «паспортов» растений. Работа с рубриками «Этот удивительный мир…» и «Картинная галерея»

13

14

15

(Растения и человек)

(Разнообразие растений на Земле)

(Растения родного края)

Растения – живой организм

3 часа

13.10

14.10

20.10

13.10

14.10

20.10

Как живёт растение. Отличия растений от животных. Органы растения, их значение для его роста и развития. Особенности питания и размножения растений.

Повторение создания схемы «Части растения». Работа с рубрикой «Выскажем предположение». Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждение рассказа Э.Шима «Ландыш»

16

(Растения - живые тела (организмы)

Размножение растений

1 час

21.10

21.10

Растения можно размножать вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами

Практическая работа: выращивание растения из листа. Работа с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради

17

Распространение плодов и семян

1 час

27.10

27.10

Распространение семян – способ расселения растений на других территориях. Участие в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовка плаката «Распространение плодов семян»

Раздел «Человек и растения»

18

Как возникло земледелие.

Хлеб – всему голова

1 час

28.10

28.10

Культурные растения в жизни человека. Что  дают человеку злаки. Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо Земли

Работа с рисунком – картой «Как хлеб и овощи к нам ан стол попали» построение схемы «Земледелие» с использованием рисунков – символов. Знакомство с пословицами о хлебе.

19

Красная книга России

1 час

10.11

Страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, желтые, белые, зелёные). Правила охраны растительного мира. Растения оранжевых страниц Красной книги нашей местности.

Работа с учебником и рабочей тетрадью

20

Роль животных в природе

1 час

11.11

Животные – живые тела природы. Фауна – необходимая и очень важная составляющая природы. Без животных не может жить и человек. Животные связаны друг с другом как звенья одной цепи.

Работа с рубрикой «Выскажем предположение». Работа в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?». Работа с текстом учебника

21

Разнообразие животных  

 1 час   

17.11

Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты

Конструирование плаката «Мир фауны». Работа со схемой и текстом учебника. Групповая работа: примеры разных животных.

22

23

24

25

Животное – живой организм

4  часа

18.11

24.11

25.11

01.12

Животные обладают умением ориентироваться в окружающем мире. Животные питаются веществами, которые содержаться в растениях или в организмах других животных. Движения  и дыхание животных разнообразны. Размножаются животные по - разному.

Музейная экспозиция. Работа с учебником и рабочей тетрадью. Минутка для любознательных (подготовка к проекту)

26

Поведение животных

1 час

02.12

Всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Животные по – разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др.

Работа с рубрикой «Выскажем предположение». Обсуждение текстов учебника. Минутка доля любознательных: рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных

27

Беспозвоночные животные

1 час

08.12

Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Они включают животных, которые живут как на суше, так и в водной среде. К ним относятся черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги. Насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных.

Наблюдения: улитка, дождевой червь. Чтение и обсуждение текста «Разнообразие насекомых», работа в парах (см. учебник)

28

29

30

31

Позвоночные животные

4 часа

09.12

15.12

16.12

22.12

Позвоночные животные имеют позвоночник. Это рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие. Позвоночные животные отличаются внешним видом, местом обитания, особенностями поведения.

По выбору учителя. Наблюдения рыб в аквариуме, черепахи, белки, хомяка (или других обитателей живого уголка), воображаемая экскурсия в краеведческий музей; работа в группах «Расскажем о животных»; учебный диалог «Кто такие беспозвоночные животные», творческое задание  «Расскажу вам о себе», работа с рубрикой «Выскажем предположения», «Этот удивительный мир..»

32

Природное сообщество

1 час

23.12

Работа с рубрикой «Выскажем предположение», обсуждение текстов учебника. Парная (групповая работа) «Пищевые цепи» 

Раздел "Человек и животное

33

34

Человек и животное

2 часа

12.01.12

13.01

Как и почему человек одомашнил диких животных. Как человек может помочь дикой природе. Заповедники. Правила поведения в охраняемых местах и заказниках.

Рассказ учителя с использованием иллюстративного материала. воображаемая экскурсия в Уссурийский заповедник

Раздел "Наша Родина: от Руси до России"

35

Древняя Русь. Восточнославянские племена

1 час

19.01

О прошлом узнают разными методами: проводят раскопки,  изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. учёные установили, что потомки восточных славян - русские, украинцы и белорусы. Племена восточных славян расселялись по берегам рек

Рассматривание форзаца "Как мы узнаём о прошлом". рассказ учителя о восточнославянских племенах. учебный диалог "Выскажем предположения". Работа с рисунком - схемой

36

37

Древнерусское государство.

Великие князья в Древней Руси

2 часа

20.12

26.12

Возникновение Древнерусского государства. территории и города. правители Древнерусского государства

Работа с текстами учебника. Работа в группах: рассказ о великом князе

38

Как Москва стала столицей.

Иван Грозный

1 час

27.12

Новое название нашей страны - Московская Русь. Становление Москвы как столицы Иван Грозный - первый русский царь

Беседа : оживление опыта детей. работа с исторической картой. рассказы учителя. работа с рубриками "Жил на свете человек...", "Картинная галерея"

39

Пётр I Великий - император России

 1 час

02.02

Образование Российской империи. Пётр I - император и человек. Деятельность Петра I , создание флота, строительство Санкт - Петербурга, развитие промышленности, образования и др.

Рассказы учителя "Пётр I". работа с рубрикой "Картинная галерея" учебный диалог "Создание русского флота" воображаемая экскурсия по Санкт - Петербургу"

40

Екатерина II Великая

1 час

03.02

Почему царицу Екатерину II называли Великой. Деятельность царицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой

Сообщение учителя - вступление в тему. чтение и обсуждение текста учебника, составление плана - пересказа. работа с рубрикой "Картинная галерея"

41

Император

Николай II

1 час

09.02

Последний российский император и его семья. Характер Николая II, особенности его правления

Рассказ учителя о Николае II и о революции. рассматривание фотографий царской семьи.

42

Советская Россия

1 час

10.02

Революция 1917 г. Образование Советского союза. Распад Советского государства. Основы устройства современной России.

Работа с текстом учебника. построение схемы (лента времени)

43

Из истории имён

1 час

16.02

Что отражает имя, отчество. Фамилия человека. Как рождались имена и фамилии

Дидактическая игра "Как меня зовут?" Чтение и обсуждение текста учебника. Составление схемы "Как появились имена" Работа в группах: обсуждение былин. Рассказ учителя: "Имя, фамилия, отчество"

44

Как выглядели наши предки

1 час

17.02

Особенности внешнего вида славянина. как выглядели люди в разные исторические эпохи

Минутка повторения. Работа с рубрикой "Выскажем предположения" составление словесного портрета славянина. работа с рубрикой  "Картинная галерея". ролевая игра "Фотоателье"

45

46

Как в старину трудились и защищали Родину.

Какими были наши предки

2 часа

24.02

01.03

Труд славян в далёкой древности. Защита Родины - долг славянина. Забота о ближнем - черта славянского характера. как славяне проводили свободное время

Работа с рубрикой "Выскажем предположения". Чтение и обсуждение текста учебника. Работа в группах (подготовка пересказа текста учебника)

47

48

Какие предметы окружали русских людей

2 часа

02.03

09.03

Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. особенности крестьянской избы. первые каменные постройки. Одежда людей разных сословий

Обсуждение пословицы. работа с текстами и иллюстрациями учебника. Рассказ учителя. Словарная работа. Игра моделирование "Крестьянская изба". Работа с рубрикой "Этот удивительный мир..." Составление плана текста.

49

50

Русская трапеза

2 часа

15.03

16.03

Особенности трапезы в городе и в сельской местности. хлеб да вода - крестьянская еда. Богатый дом - обильная еда

Работа с пословицами. чтение и обсуждение текста учебника. Словарная работа. Работа с рубрикой "Этот удивительный мир..." Дидактическая игра "Накроем стол к обеду" Драматизация шутки "Два свояка

51

Во что верили наши предки

1 час

22.03

До появления крестьянства славяне были язычниками. языческие боги славян. принятие христианства на Руси. Христианские праздники.

Воображаемая ситуация "Расскажи бывальщину". Рассказ учителя "Народные праздники". Обсуждение текста"Принятие христианства на Руси"          

Раздел "Как трудились наши предки"

52

Что создалось трудом  крестьянина

1 час

23.03

Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. главные кормилицы сельского труженика. труд мужчины и женщины, детей в крестьянской семье.

Беседа на основе полученных ранее знаний. обсуждение "Выскажем предположения" работа с текстом учебника и иллюстрациями.

  53        

Труд крепостных крестьян

1 час

05.04

Крепостное право в России: что оно давало помещикам и крестьянам. отмена крепостного права

Обсуждение проблемы: "При каких условиях человек трудился лучше?" Работа с текстом учебника. Чтение по ролям текста учебника. Работа с рубрикой "Картинная галерея"

54

55

56

Что такое ремесло

Что создалось трудом ремесленника

Ремёсла в России

3 часа

06.04

12.04

13.04

Что такое ремесло и кого называют ремесленником. особенности труда ремесленника. развитие ремёсел в России.

Учебный диалог "Игрушки и игрушечники". Рассказ детей "Моя любимая игрушка" Работа со схемой и текстами учебника. Работа с рубрикой "Знакомься наша Родина" и "Жил на свете человек..." Обсуждение текста "Маленькие ремесленники"

57

О гончарном ремесла

1 час

19.04

Гончарное ремесло  - одно из самых древних. значение труда гончаров. Гжельские изделия - пример таланта гончаров.

Обсуждение пословицы "Не боги горшки обжигают" Чтение и обсуждение текста учебника. Рассказ учителя. организация выставки гончарных изделий.

58

О труде ткачей

1 час

20.04

Ткачество, прядение, шитьё с давних времён - обязанности женщин. этой работой женская часть семьи занималась осенью и зимой. шили одежду для всей семьи, готовили приданое для девочек, вязали тёплые вещи

Музейный урок или урок в классе выставка льняных изделий. Рассказ учителя, работа с текстом учебника

59

Русские оружейники

1 час

26.04

Изготовление оружия и защитных доспехов - древнее ремесло славян. "оружейные" города России.

Чтение и обсуждение текста учебника. Рассказ учителя. чтение по ролям текста рубрики "Жил на свете человек..." Работа с рубрикой "Знакомься наша Родина ". Работа в группаходинаРо

  60

  61        

Что создавалось трудом рабочего.

Первые российские мануфактуры

2 часа

27.04

03.05

Значение развития промышленности. как развивались мануфактуры, завода и фабрики в России. наличие полезных ископаемых - условие работы промышленных предприятий.

Обсуждение проблемы: какой труд легче и результативнее - машинный или ручной? Работа с текстом учебника. рассматривание и описание различных полезных ископаемых. выполнение заданий в рабочей тетради. "Минутка для любопытных"

62

Железные дороги в России

1 час

04.05

Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны. "День рождения" железнодорожного транспорта в России.

Работа с текстом учебника. Работа с картой. Словарная работа

63

Первые пароходы и пароходство в России

10.05

Открытия, которые изменили жизнь человека. Первый пароход. Значение развития пароходства в России.

Обсуждение проблемы: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Работа с рубрикой "Картинная галерея"

64

Автомобилестроение в России

1 час

11.05

Рождение "кареты без лошади". Первый российский автомобиль. Развитие автомобилестроения в России.

Работа с текстами и иллюстрациями учебника Дидактическая игра "Узнай автомобиль". Рассказы детей: современные автомобили.

65

Самолётостроение в России

1 час

17.05

Наблюдения природы - основа многих научных открытий. Создание летательных аппаратов в России и их разнообразие. современные самолёты и вертолёты.

Рассказ учителя "Рождение самолётостроения в России. Работа с иллюстрациями учебника. обсуждение проблемной ситуации (на основе репродукции картины А.А.Дейнеки "Никитка - первый русский летун" Работа с рубрикой "Жил на свете человек..."

  66        

Время космических полётов

1 час

18.05

К.Э. Циолковский "отец российской космонавтики". Эра космических полётов: первый искусственный спутник, первые, космонавты СССР

Экскурсия в музей космонавтики

67

68

Повторение изученного за год (Резерв )

 2 часа

24.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...