календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perdmet_okruzhayushchiy_mir.rar | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРДМЕТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Основное содержание | Методы и приёмы | |
план. | факт. | ||||
Раздел «Где и когда ты живёшь?» | |||||
1 | Где ты живёшь. Когда ты живёшь Счёт лет в истории 1 час | 01.09 | 01.09 | Всё живое на Земле существует в пространстве. В каждый момент человек находится в рамках какого-то пространства. Всё живое на Земле существует во времени. Время может быть настоящим, прошедшим и будущим. Для счёта лет в истории используют специальные термины | Знакомство с рубриками учебника. Игра «Кто где?» Работа с учебником и рабочей тетрадью. Рассказы детей |
Раздел «Солнечная система» | |||||
2 | Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы. 1 час | 02.09 | 02.09 | Тела природы можно разделить на две группы: тела неживой природы, тела живой природы. Человек наблюдает разные явления природы. Огромное тело неживой природы – Солнце. Это звезда, огромный огненный шар. Температура поверхности Солнца - около 6 тыс. градусов. Возраст Солнца – более 5 млрд лет | Игра «Узнай и назови!» работа с рубрикой «Выскажем предположения». Чтение и обсуждение текста учебника. Составление таблицы «Характеристика Солнца» рассказ учителя о Н, Копернике. |
3 4 5 | Земля – планета жизни. Условия жизни на Земле. 3 часа | 08.09 09.09 15.09 | 08.09 09.09 15.09 | На Земле живёт огромное число организмов. Условия, обеспечивающие их жизнь: свет, вода, почва, воздух. | Составление таблицы «Земля – планета Солнечной системы» Работа в группах «Условия жизни на Земле», работа с рубрикой «Картинная галерея». Опыты с воздухом |
Раздел «Человек познаёт мир» | |||||
6 7 | (Экскурсия "Природа и мы" ) Как изображают Землю. (Вода - условие жизни на Земле) План и карта 2 часа | 16.09 22.09 | 16.09 22.09 | Человек наблюдал окружающий мир и использовал это для научных открытий и практической жизни. Методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. | Работа с рубрикой «Выскажем предположения», текстами и рисунками учебника (ч.1 с. 30 – 31). Практическая работа: глобус, карта, план |
Раздел «Бактерии и грибы» | |||||
8 | (Воздух - условие жизни на Земле) Бактерии 1 час | 23.09 | 23.09 | Бактерии – маленькие, примитивные живые существа. Особенности жизни бактерий, места их обитания | Работа с рубрикой «Выскажем предположения». Рассказ учителя. Чтение и обсуждение текста |
9 | (Почва - среда жизни организмов) Грибы 1 час | 29.09 | 29.09 | Грибы – царство природы. Особенности внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений | Воображаемая ситуация: «В лесу за грибами», учебный диалог:»Чем грибы отличаются от растений?» (работа с учебником). Работа в парах: составление рассказа «Какие бываю грибы» |
10 11 | (Почва - среда жизни организмов. Работа в тетради) (Природные зоны России) Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. | 30.09 06.10 | 30.09 06.10 | Места обитания растений на планете Земля. Отдельные представители флоры, живущие в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.) «Паспорт» растения. Растения дикорастущие и культурные | Путешествие с растениями (работа с рисунками на внутренней стороне обложки). Учебный диалог» Если бы на Земле не Было растений». Дидактические игры:»Узнай по вкусу». Работа в группах: «Паспорт» растения. Классификация растений: дикорастущие, культурные. |
12 | (Какие растения живут на Земле?) Разнообразие растений на Земле 1 час | 07.10 | 07.10 | Среди растений можно выделить разные группы, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые | Работа в группах: составление «паспортов» растений. Работа с рубриками «Этот удивительный мир…» и «Картинная галерея» |
13 14 15 | (Растения и человек) (Разнообразие растений на Земле) (Растения родного края) Растения – живой организм 3 часа | 13.10 14.10 20.10 | 13.10 14.10 20.10 | Как живёт растение. Отличия растений от животных. Органы растения, их значение для его роста и развития. Особенности питания и размножения растений. | Повторение создания схемы «Части растения». Работа с рубрикой «Выскажем предположение». Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждение рассказа Э.Шима «Ландыш» |
16 | (Растения - живые тела (организмы) Размножение растений 1 час | 21.10 | 21.10 | Растения можно размножать вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами | Практическая работа: выращивание растения из листа. Работа с иллюстративным материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради |
17 | Распространение плодов и семян 1 час | 27.10 | 27.10 | Распространение семян – способ расселения растений на других территориях. Участие в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. | Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовка плаката «Распространение плодов семян» |
Раздел «Человек и растения» | |||||
18 | Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова 1 час | 28.10 | 28.10 | Культурные растения в жизни человека. Что дают человеку злаки. Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо Земли | Работа с рисунком – картой «Как хлеб и овощи к нам ан стол попали» построение схемы «Земледелие» с использованием рисунков – символов. Знакомство с пословицами о хлебе. |
19 | Красная книга России 1 час | 10.11 | Страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, желтые, белые, зелёные). Правила охраны растительного мира. Растения оранжевых страниц Красной книги нашей местности. | Работа с учебником и рабочей тетрадью | |
20 | Роль животных в природе 1 час | 11.11 | Животные – живые тела природы. Фауна – необходимая и очень важная составляющая природы. Без животных не может жить и человек. Животные связаны друг с другом как звенья одной цепи. | Работа с рубрикой «Выскажем предположение». Работа в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?». Работа с текстом учебника | |
21 | Разнообразие животных 1 час | 17.11 | Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты | Конструирование плаката «Мир фауны». Работа со схемой и текстом учебника. Групповая работа: примеры разных животных. | |
22 23 24 25 | Животное – живой организм 4 часа | 18.11 24.11 25.11 01.12 | Животные обладают умением ориентироваться в окружающем мире. Животные питаются веществами, которые содержаться в растениях или в организмах других животных. Движения и дыхание животных разнообразны. Размножаются животные по - разному. | Музейная экспозиция. Работа с учебником и рабочей тетрадью. Минутка для любознательных (подготовка к проекту) | |
26 | Поведение животных 1 час | 02.12 | Всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Животные по – разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. | Работа с рубрикой «Выскажем предположение». Обсуждение текстов учебника. Минутка доля любознательных: рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных | |
27 | Беспозвоночные животные 1 час | 08.12 | Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Они включают животных, которые живут как на суше, так и в водной среде. К ним относятся черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги. Насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных. | Наблюдения: улитка, дождевой червь. Чтение и обсуждение текста «Разнообразие насекомых», работа в парах (см. учебник) | |
28 29 30 31 | Позвоночные животные 4 часа | 09.12 15.12 16.12 22.12 | Позвоночные животные имеют позвоночник. Это рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие. Позвоночные животные отличаются внешним видом, местом обитания, особенностями поведения. | По выбору учителя. Наблюдения рыб в аквариуме, черепахи, белки, хомяка (или других обитателей живого уголка), воображаемая экскурсия в краеведческий музей; работа в группах «Расскажем о животных»; учебный диалог «Кто такие беспозвоночные животные», творческое задание «Расскажу вам о себе», работа с рубрикой «Выскажем предположения», «Этот удивительный мир..» | |
32 | Природное сообщество 1 час | 23.12 | Работа с рубрикой «Выскажем предположение», обсуждение текстов учебника. Парная (групповая работа) «Пищевые цепи» | ||
Раздел "Человек и животное | |||||
33 34 | Человек и животное 2 часа | 12.01.12 13.01 | Как и почему человек одомашнил диких животных. Как человек может помочь дикой природе. Заповедники. Правила поведения в охраняемых местах и заказниках. | Рассказ учителя с использованием иллюстративного материала. воображаемая экскурсия в Уссурийский заповедник | |
Раздел "Наша Родина: от Руси до России" | |||||
35 | Древняя Русь. Восточнославянские племена 1 час | 19.01 | О прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. учёные установили, что потомки восточных славян - русские, украинцы и белорусы. Племена восточных славян расселялись по берегам рек | Рассматривание форзаца "Как мы узнаём о прошлом". рассказ учителя о восточнославянских племенах. учебный диалог "Выскажем предположения". Работа с рисунком - схемой | |
36 37 | Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси 2 часа | 20.12 26.12 | Возникновение Древнерусского государства. территории и города. правители Древнерусского государства | Работа с текстами учебника. Работа в группах: рассказ о великом князе | |
38 | Как Москва стала столицей. Иван Грозный 1 час | 27.12 | Новое название нашей страны - Московская Русь. Становление Москвы как столицы Иван Грозный - первый русский царь | Беседа : оживление опыта детей. работа с исторической картой. рассказы учителя. работа с рубриками "Жил на свете человек...", "Картинная галерея" | |
39 | Пётр I Великий - император России 1 час | 02.02 | Образование Российской империи. Пётр I - император и человек. Деятельность Петра I , создание флота, строительство Санкт - Петербурга, развитие промышленности, образования и др. | Рассказы учителя "Пётр I". работа с рубрикой "Картинная галерея" учебный диалог "Создание русского флота" воображаемая экскурсия по Санкт - Петербургу" | |
40 | Екатерина II Великая 1 час | 03.02 | Почему царицу Екатерину II называли Великой. Деятельность царицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой | Сообщение учителя - вступление в тему. чтение и обсуждение текста учебника, составление плана - пересказа. работа с рубрикой "Картинная галерея" | |
41 | Император Николай II 1 час | 09.02 | Последний российский император и его семья. Характер Николая II, особенности его правления | Рассказ учителя о Николае II и о революции. рассматривание фотографий царской семьи. | |
42 | Советская Россия 1 час | 10.02 | Революция 1917 г. Образование Советского союза. Распад Советского государства. Основы устройства современной России. | Работа с текстом учебника. построение схемы (лента времени) | |
43 | Из истории имён 1 час | 16.02 | Что отражает имя, отчество. Фамилия человека. Как рождались имена и фамилии | Дидактическая игра "Как меня зовут?" Чтение и обсуждение текста учебника. Составление схемы "Как появились имена" Работа в группах: обсуждение былин. Рассказ учителя: "Имя, фамилия, отчество" | |
44 | Как выглядели наши предки 1 час | 17.02 | Особенности внешнего вида славянина. как выглядели люди в разные исторические эпохи | Минутка повторения. Работа с рубрикой "Выскажем предположения" составление словесного портрета славянина. работа с рубрикой "Картинная галерея". ролевая игра "Фотоателье" | |
45 46 | Как в старину трудились и защищали Родину. Какими были наши предки 2 часа | 24.02 01.03 | Труд славян в далёкой древности. Защита Родины - долг славянина. Забота о ближнем - черта славянского характера. как славяне проводили свободное время | Работа с рубрикой "Выскажем предположения". Чтение и обсуждение текста учебника. Работа в группах (подготовка пересказа текста учебника) | |
47 48 | Какие предметы окружали русских людей 2 часа | 02.03 09.03 | Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. особенности крестьянской избы. первые каменные постройки. Одежда людей разных сословий | Обсуждение пословицы. работа с текстами и иллюстрациями учебника. Рассказ учителя. Словарная работа. Игра моделирование "Крестьянская изба". Работа с рубрикой "Этот удивительный мир..." Составление плана текста. | |
49 50 | Русская трапеза 2 часа | 15.03 16.03 | Особенности трапезы в городе и в сельской местности. хлеб да вода - крестьянская еда. Богатый дом - обильная еда | Работа с пословицами. чтение и обсуждение текста учебника. Словарная работа. Работа с рубрикой "Этот удивительный мир..." Дидактическая игра "Накроем стол к обеду" Драматизация шутки "Два свояка | |
51 | Во что верили наши предки 1 час | 22.03 | До появления крестьянства славяне были язычниками. языческие боги славян. принятие христианства на Руси. Христианские праздники. | Воображаемая ситуация "Расскажи бывальщину". Рассказ учителя "Народные праздники". Обсуждение текста"Принятие христианства на Руси" | |
Раздел "Как трудились наши предки" | |||||
52 | Что создалось трудом крестьянина 1 час | 23.03 | Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. главные кормилицы сельского труженика. труд мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. | Беседа на основе полученных ранее знаний. обсуждение "Выскажем предположения" работа с текстом учебника и иллюстрациями. | |
53 | Труд крепостных крестьян 1 час | 05.04 | Крепостное право в России: что оно давало помещикам и крестьянам. отмена крепостного права | Обсуждение проблемы: "При каких условиях человек трудился лучше?" Работа с текстом учебника. Чтение по ролям текста учебника. Работа с рубрикой "Картинная галерея" | |
54 55 56 | Что такое ремесло Что создалось трудом ремесленника Ремёсла в России 3 часа | 06.04 12.04 13.04 | Что такое ремесло и кого называют ремесленником. особенности труда ремесленника. развитие ремёсел в России. | Учебный диалог "Игрушки и игрушечники". Рассказ детей "Моя любимая игрушка" Работа со схемой и текстами учебника. Работа с рубрикой "Знакомься наша Родина" и "Жил на свете человек..." Обсуждение текста "Маленькие ремесленники" | |
57 | О гончарном ремесла 1 час | 19.04 | Гончарное ремесло - одно из самых древних. значение труда гончаров. Гжельские изделия - пример таланта гончаров. | Обсуждение пословицы "Не боги горшки обжигают" Чтение и обсуждение текста учебника. Рассказ учителя. организация выставки гончарных изделий. | |
58 | О труде ткачей 1 час | 20.04 | Ткачество, прядение, шитьё с давних времён - обязанности женщин. этой работой женская часть семьи занималась осенью и зимой. шили одежду для всей семьи, готовили приданое для девочек, вязали тёплые вещи | Музейный урок или урок в классе выставка льняных изделий. Рассказ учителя, работа с текстом учебника | |
59 | Русские оружейники 1 час | 26.04 | Изготовление оружия и защитных доспехов - древнее ремесло славян. "оружейные" города России. | Чтение и обсуждение текста учебника. Рассказ учителя. чтение по ролям текста рубрики "Жил на свете человек..." Работа с рубрикой "Знакомься наша Родина ". Работа в группаходинаРо | |
60 61 | Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры 2 часа | 27.04 03.05 | Значение развития промышленности. как развивались мануфактуры, завода и фабрики в России. наличие полезных ископаемых - условие работы промышленных предприятий. | Обсуждение проблемы: какой труд легче и результативнее - машинный или ручной? Работа с текстом учебника. рассматривание и описание различных полезных ископаемых. выполнение заданий в рабочей тетради. "Минутка для любопытных" | |
62 | Железные дороги в России 1 час | 04.05 | Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны. "День рождения" железнодорожного транспорта в России. | Работа с текстом учебника. Работа с картой. Словарная работа | |
63 | Первые пароходы и пароходство в России | 10.05 | Открытия, которые изменили жизнь человека. Первый пароход. Значение развития пароходства в России. | Обсуждение проблемы: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Работа с рубрикой "Картинная галерея" | |
64 | Автомобилестроение в России 1 час | 11.05 | Рождение "кареты без лошади". Первый российский автомобиль. Развитие автомобилестроения в России. | Работа с текстами и иллюстрациями учебника Дидактическая игра "Узнай автомобиль". Рассказы детей: современные автомобили. | |
65 | Самолётостроение в России 1 час | 17.05 | Наблюдения природы - основа многих научных открытий. Создание летательных аппаратов в России и их разнообразие. современные самолёты и вертолёты. | Рассказ учителя "Рождение самолётостроения в России. Работа с иллюстрациями учебника. обсуждение проблемной ситуации (на основе репродукции картины А.А.Дейнеки "Никитка - первый русский летун" Работа с рубрикой "Жил на свете человек..." | |
66 | Время космических полётов 1 час | 18.05 | К.Э. Циолковский "отец российской космонавтики". Эра космических полётов: первый искусственный спутник, первые, космонавты СССР | Экскурсия в музей космонавтики | |
67 68 | Повторение изученного за год (Резерв ) 2 часа | 24.05 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...