Энтомологическая викторина "Мир природы"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме
ЦЕЛЬ: Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.
Задачи:
· Научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой
· Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать
· Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира
· Научить самостоятельно ставить проблему и искать пути её решения
· Формировать коммуникативные умения.
· Развивать творчество и фантазию детей.
· Развивать познавательные интересы.
· Развивать речь детей.
· Развивать логическое мышление.
· Познакомить детей с произведениями о насекомых.
· Учить бережно относиться к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.doc | 127 КБ |
entomologicheskaya_viktorina.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Энтомологическая викторина
Мир под ногами
Приходько Любовь Александровна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 8 г. Выборга»
Если есть возможность, то можно использовать презентацию (она прилагается).
Смена слайдов по щелчку.
Цель:
Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.
Задачи:
- Научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой
- Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать
- Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира
- Научить самостоятельно ставить проблему и искать пути её решения
- Формировать коммуникативные умения.
- Развивать творчество и фантазию детей.
- Развивать познавательные интересы.
- Развивать речь детей.
- Развивать логическое мышление.
- Познакомить детей с произведениями о насекомых.
- Учить бережно относиться к природе.
Положение о викторине:
- Ученики 2-3 класса делятся на 2-3 команды.
- Жюри 3 человека (библиотекарь, воспитатель ГПД, родители)
- Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.
- Итоги подводятся после каждого раунда.
- 1,3,5 раунды проводятся по аналогии с игрой «Брейн-
ринг»(сигналы дети подают детской игрушкой-пищалкой).
- Награждение:
Дипломы 1, 2,3 степени
Книги о насекомых, птицах.
Вся викторина подготовлена презентацией
Вступительная беседа
Сегодня мы поговорим с вами об увлекательной науке, изучающей насекомых- энтомологии.
Мы вспомним книги, которые вы читали, поиграем в игры, где надо будет назвать имена некоторых маленьких жителей наших садов и парков.
Наша викторина- игра будет называться «Мир под ногами».
1 раунд посвящён книге писателя В.Бианки «Лесная газета».
Целую неделю в ГПД вы читали рассказы этого удивительного писателя и, наверное, поняли, что все его рассказы познавательны, интересны, как и весь живой мир.
В нашей викторине 6 раундов
1 раунд
«Насекомые в рассказах В.Бианки»
(6 слайдов:
Вопрос- ответ)
1.Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые?
(Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей)
2.Зачем грачи ходят по полю за пахарем?
(В земле много червей и насекомых)
3.Зачем скворцы и галки «катаются» верхом на коровах , овцах и лошадях?
(Таскают шерсть для гнёзд, а так же выбирают насекомых и их личинок из шерсти животных)
4.Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются?
(Майский, июльский)
5.Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
(Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него)
6.Куда осенью исчезают бабочки?
(Большинство из них гибнет с первыми холодами. Некоторые спасаются под корой деревьев, в щелях домов, заборов)
2 раунд
Домашнее задание
(Вместе с детьми мы выбираем произведение, в котором есть насекомое и в группе продлённого дня репетируем. Это может быть басня, сказка, стихотворение)
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»
К.Льдов «Господин Учитель- Жук»
К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»
3 раунд
Паучки
Сейчас мы поговорим о существах, которые очень похожи на насекомых, но ими не являются.
Кто догадался о ком пойдёт речь?
(4 слайда: Вопрос- ответ)
- Сколько ног у паука?
(8 ног. Именно этим он и отличается от насекомых. У них 6 ног)
- Как паук-крестовик , сидящий в засаде, узнаёт, что к нему в паутину попала добыча?
(Он лапкой держит туго натянутую ниточку- паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Когда добыча в паутине, ниточка дёргает паука за ногу.)
- Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой?
(Водяной паук- серебрянка)
- Каких пауков называют «бродягами»?
(Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи.)
4 раунд
«Поле чудес»
Бабочки
По 1 игроку от команды.
Отгадывают 2 слова.
(4 слайда: Вопрос- ответ)
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на Земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и я яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках. Имена у них очень красивые: Аполлон, Икар, Гектор, Психея…
(показ рисунков)
Сегодня мы будем угадывать их имена
Игра 1.
Эта бабочка вредная. Её имя связано с названием растения, которому она приносит вред. Её гусениц хорошо склёвывают птицы.
Капустница
Игра 2.
Эта бабочка разноцветная: основной цвет- зелёный, красные кружочки и полоски. Она достаточно большая.
Пестрянка
5 раунд
Насекомые в сказках и фантастических рассказах
Сейчас мы вспомним насекомых, которые повстречались на страницах любимых произведений.
(6 слайдов:
Вопрос- ответ)
1.В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
(комар, муха, шмель )
2.Один из лесных докторов- насекомых, лечивших Буратино.
(богомол)
3.Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Назовите его.
(Майский жук)
4.В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева « Баранкин, будь человеком!»
(бабочки- Махаон и Капустница; муравьи)
5.В книге Р. Киплинга «Маугли» Маленький народ не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются за этим названием?
(дикие пчёлы)
6.В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной , «как самолёт, а трава на берегу лужи – высокой, как зелёная стена леса»?
(Я.Ларри « Необыкновенные приключения Карика и Вали»)
6 раунд
«Пойми меня»
Игра 1.
Один человек от команды выходит за дверь.
Каждая команда получает задание , где написано название насекомого.
За 1 минуту члены команды пишут слова- ассоциации, связанные с этим насекомым.
Входящий ученик отгадывает название насекомого по словам-ассоциациям, которые называют члены команды.
Комар, бабочка, муха
Игра 2.
Один человек от команды должен показать насекомого пантомимой.
Жук,пчела,бабочка
Итог
Наша викторина- путешествие в таинственный и загадочный мир под ногами закончилась.
Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты.
Эти удивительные существа- насекомые.
У нас четыре конечности- у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха- уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.
На нашей планете свыше миллиона различных насекомых.
Все очень интересны.
Давайте будем их охранять и беречь!
Жюри подводит итоги.
Награждение.
Используемая литература:
1.В Бианки «Лесная газета»
2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой? М. Педагогика-Пресс 1994 г.
3. Атлас- определитель «Насекомые» М.Дрофа 2007 г.
4 Атлас- определитель «Пауки» М.Дрофа 2007 г.
5. Всё обо всём. Насекомые. М. Астрель АСТ 2008 г.
6. Узнай мир. Школьный путеводитель. Насекомые. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г
7. Узнай мир. Школьный путеводитель. Пауки. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г
8.А.Брем «Жизнь животных» М. Эсмо 2009г.
9.Атлас . Насекомые(учебное пособие) С-П ЧеРо-на-Неве
М. Из-во МГУ 2000 г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели : Формировать коммуникативные умения. Развивать творчество и фантазию детей. Развивать познавательные интересы. Развивать логическое мышление. Познакомить детей с произведениями о насекомых. Учить бережно относиться к природе.
Положение о викторине Викторина проводится для учеников 2-3 класса Дети делятся на 2-3 команды Конкурсы оцениваются по пятибальной системе Итоги подводятся после каждого конкурса В викторине 6 раундов 1, 3, 5 раунды проводятся по аналогии с игрой «Брейн-ринг» (сигналы дети подают пищалкой (детской игрушкой) Возможно написание ответов на листочках Жюри -3 человека (библиотекарь, родители, воспитатель ГПД) Награждение дипломами 1,2,3 степени
Оборудование На доске рисунки детей « Насекомые в произведениях» (домашнее задание) Книги о насекомых, птицах Энциклопедии
За неделю до викторины учащиеся делятся на команды и получают задания: Читать книгу В.Бианки «Лесная газета» Подготовить инсценировку сказки, басни или стихотворения, где присутствует насекомое. Нарисовать рисунок к произведению о насекомом 4. Читать книги о природе
Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей
Зачем грачи ходят по полю за пахарем? В земле много червей и насекомых
Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются? Майский жук Июльский жук
Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него
Куда осенью исчезают бабочки? Большинство из них гибнет с первыми холодами. Некоторые спасаются под корой деревьев, в щелях заборов, домов.
Сколько ног у паука? Восемь. Именно этим он и отличается от насекомых. У них 6 ног.
Как паук- крестовик, сидящий в засаде , узнаёт, что к нему в паутину попала добыча ? Он лапкой держит туго натянутую ниточку-паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Когда добыча в паутине, ниточка дёргает паука за ногу?
Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой? Водяной паук-серебрянка
Каких пауков называют «бродягами»? Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи
Эта бабочка вредная . Её имя связано с названием растения , которому она приносит вред . Её гусениц хорошо склёвывают птицы.
Эта бабочка разноцветная : основной цвет –голубой, красные кружочки, иногда полоски. Достаточно большого размера .
В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…» КОМАР МУХА ШМЕЛЬ
Один из лесных докторов-насекомых, лечивших Буратино БОГОМОЛ
Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Назовите его. МАЙСКИЙ ЖУК
В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева «Баранкин, будь человеком!» МАХАОН КАПУСТНИЦА МУРАВЕЙ
В книге Р.Киплинга «Маугли» Маленький народ не любил запаха человека . Что за насекомые скрываются под этим названием? Дикие пчёлы
Один человек от команды выходит за дверь. Каждая команда получает задание –слово (насекомое) За 1 минуту команда должна написать слова- ассоциации, связанные с этим насекомым. Выбранный ученик отгадывает название этого насекомого по словам, которые называют члены команды. 1 тур Пойми меня Бабочка Комар Муха
Пчела Кузнечик Жук 2 тур Команда должна отгадать слово по пантомиме, которую показывает 1 человек от команды
Используемая литература: 1 . В Бианки «Лесная газета» 2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой? М. Педагогика-Пресс 1994 г. 3. Атлас- определитель «Насекомые» М.Дрофа 2007 г. 4 Атлас- определитель «Пауки» М.Дрофа 2007 г. 5. Всё обо всём. Насекомые. М. Астрель АСТ 2008 г. 6. Узнай мир. Школьный путеводитель. Насекомые. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г 7. Узнай мир. Школьный путеводитель. Пауки. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г 8.А.Брем «Жизнь животных» М. Эсмо 2009г. 9.Атлас . Насекомые(учебное пособие) С-П ЧеРо-на-Неве М. Из-во МГУ 2000 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"
Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Презентация "Маленькая страна" энтомологическая викторина
Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки энтомологии и книгами о насекомых, развивает познавательный интерес и логическое мышление....
Энтомологическая викторина "Маленькая страна"
Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки - энтомологии, изучающей насекомых, книгами о насекомых....
Энтомологическая коллекция
Энтомологическая коллекция Овчинникова Максима, собранная на Алтае....
Энтомологическая викторина
Энтомологическая викторина сформирует систему знаний по энтомологии как части экологического воспитания школьников...
Комментарии
Жизнь насекомых и пауков
Энтомологическая викторина "Мир природы"