Энтомологическая викторина "Мир природы"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Приходько Любовь Александровна

 ЦЕЛЬ: Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.

                                                      

Задачи:

·        Научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой

·        Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать

·        Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира

·        Научить самостоятельно ставить проблему   и искать пути её решения

·        Формировать коммуникативные умения.

·        Развивать творчество и фантазию детей.

·        Развивать познавательные интересы.

·        Развивать речь детей.

·        Развивать логическое мышление.

·        Познакомить детей с произведениями о насекомых.

·        Учить бережно относиться к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc127 КБ
Office presentation icon entomologicheskaya_viktorina.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\FIRST\Desktop\маме\комар.jpg

Энтомологическая викторина

Мир под ногами

                                                     Приходько Любовь Александровна,

                                                     учитель начальных классов

                                                     МОУ «СОШ № 8 г. Выборга»  

Если есть возможность, то можно использовать презентацию (она прилагается).

Смена слайдов по щелчку.

Цель:

Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.

                                                       

Задачи:

  • Научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой
  • Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать
  • Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира
  • Научить самостоятельно ставить проблему   и искать пути её решения
  • Формировать коммуникативные умения.
  • Развивать творчество и фантазию детей.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать логическое мышление.
  • Познакомить детей с произведениями о насекомых.
  • Учить бережно относиться к природе.

Положение о викторине:

  1. Ученики 2-3 класса делятся на 2-3 команды.
  2. Жюри 3 человека (библиотекарь, воспитатель ГПД, родители)
  3. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.
  4. Итоги подводятся после каждого раунда.
  5. 1,3,5 раунды проводятся по аналогии с игрой «Брейн-

ринг»(сигналы дети подают детской игрушкой-пищалкой).

  1. Награждение:

Дипломы 1, 2,3 степени

Книги о насекомых, птицах.

Вся викторина подготовлена презентацией

Вступительная беседа

Сегодня мы поговорим с вами об увлекательной науке,  изучающей насекомых- энтомологии. 

Мы вспомним книги, которые вы читали, поиграем в игры, где надо будет назвать имена некоторых маленьких жителей наших садов и  парков.

Наша викторина- игра будет называться «Мир под ногами».

1 раунд посвящён книге писателя В.Бианки «Лесная газета».

Целую неделю в ГПД вы читали рассказы этого удивительного писателя и, наверное, поняли, что все его рассказы познавательны, интересны, как и весь живой мир.

В нашей викторине 6 раундов

 

1 раунд

«Насекомые в рассказах В.Бианки»

(6 слайдов:

Вопрос- ответ)

1.Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые?

(Насекомые.  А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей)

2.Зачем грачи ходят по полю за пахарем?

(В земле много червей и насекомых)

3.Зачем скворцы и галки «катаются» верхом на коровах , овцах и лошадях?

(Таскают шерсть для гнёзд, а так же выбирают насекомых и их личинок из шерсти животных)

4.Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются?

(Майский, июльский)

5.Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?

(Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него)

6.Куда осенью исчезают бабочки?

(Большинство из них гибнет с первыми холодами. Некоторые спасаются под корой деревьев, в щелях домов, заборов)

2 раунд

Домашнее задание

(Вместе с детьми мы выбираем произведение, в котором есть насекомое и в группе продлённого дня репетируем. Это может быть басня, сказка, стихотворение)

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»

К.Льдов «Господин Учитель- Жук»

К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»

3 раунд

Паучки

C:\Users\FIRST\Desktop\маме\паук крестовик.jpg

Сейчас мы поговорим о существах, которые очень похожи на насекомых, но ими не являются.

Кто догадался о ком пойдёт речь?

(4 слайда: Вопрос- ответ)

  1. Сколько ног у паука?

(8 ног. Именно этим он и отличается от насекомых. У них 6 ног)

  1. Как паук-крестовик , сидящий в засаде, узнаёт, что к нему в паутину попала добыча?

(Он лапкой держит туго натянутую ниточку- паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Когда добыча в паутине, ниточка дёргает паука за ногу.)

  1. Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой?

(Водяной паук- серебрянка)

  1. Каких пауков называют «бродягами»?

(Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи.)

4 раунд

«Поле чудес»

Бабочки

По 1 игроку от команды.

Отгадывают 2 слова.

(4 слайда: Вопрос- ответ)

Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на Земле!

Они похожи на ожившие цветы, причудливость и я яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках. Имена у них очень красивые: Аполлон, Икар, Гектор, Психея…

(показ рисунков)

Сегодня мы будем угадывать их имена

Игра 1.

Эта бабочка вредная. Её имя связано с названием растения, которому она приносит вред. Её гусениц хорошо склёвывают птицы.

Капустница

Игра 2.

Эта бабочка разноцветная: основной цвет- зелёный, красные кружочки и полоски. Она достаточно большая.

Пестрянка

5 раунд

Насекомые в сказках и фантастических рассказах

Сейчас мы вспомним насекомых, которые повстречались на страницах любимых произведений.

(6 слайдов:

Вопрос- ответ)

1.В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

            (комар, муха, шмель )

2.Один из лесных докторов- насекомых, лечивших Буратино.

(богомол)

3.Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Назовите его.

              (Майский жук)

4.В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева « Баранкин, будь человеком!»

                 (бабочки- Махаон и Капустница; муравьи)

5.В книге Р. Киплинга «Маугли» Маленький народ не любил запаха человека. Что за насекомые скрываются за этим названием?

(дикие пчёлы)

6.В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух ребят огромной , «как самолёт, а трава на берегу лужи – высокой, как зелёная стена леса»?

(Я.Ларри « Необыкновенные приключения Карика и Вали»)

6 раунд

«Пойми меня»

C:\Users\FIRST\Desktop\маме\кузнечик обычный в природе.gif

Игра 1.

Один человек от команды выходит за дверь.

Каждая команда получает задание , где написано название насекомого.

За 1 минуту члены команды пишут слова- ассоциации, связанные с этим насекомым.

Входящий ученик отгадывает название насекомого по словам-ассоциациям, которые называют члены команды.

Комар, бабочка, муха

Игра 2.

Один человек от команды должен показать насекомого пантомимой.

Жук,пчела,бабочка

Итог

Наша викторина- путешествие в таинственный и загадочный мир под ногами закончилась.

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты.

Эти удивительные существа- насекомые.

У нас четыре конечности- у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха- уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.

На нашей планете свыше миллиона различных насекомых.

Все очень интересны.

Давайте будем их охранять и беречь!

Жюри подводит итоги.

Награждение.

Используемая литература:

1.В Бианки «Лесная газета»

2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой? М. Педагогика-Пресс 1994 г.

3. Атлас- определитель «Насекомые» М.Дрофа 2007 г.

4 Атлас- определитель «Пауки» М.Дрофа 2007 г.

5. Всё обо всём. Насекомые. М. Астрель АСТ 2008 г.

6. Узнай мир. Школьный путеводитель. Насекомые. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г

7. Узнай мир. Школьный путеводитель. Пауки.  С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г

8.А.Брем  «Жизнь животных» М. Эсмо 2009г.

9.Атлас . Насекомые(учебное пособие) С-П ЧеРо-на-Неве

                                                                        М. Из-во МГУ 2000 г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приходько Л.А. учитель начальных классов МОУ «СОШ №8 г.Выборга»

Слайд 2

Цели : Формировать коммуникативные умения. Развивать творчество и фантазию детей. Развивать познавательные интересы. Развивать логическое мышление. Познакомить детей с произведениями о насекомых. Учить бережно относиться к природе.

Слайд 3

Положение о викторине Викторина проводится для учеников 2-3 класса Дети делятся на 2-3 команды Конкурсы оцениваются по пятибальной системе Итоги подводятся после каждого конкурса В викторине 6 раундов 1, 3, 5 раунды проводятся по аналогии с игрой «Брейн-ринг» (сигналы дети подают пищалкой (детской игрушкой) Возможно написание ответов на листочках Жюри -3 человека (библиотекарь, родители, воспитатель ГПД) Награждение дипломами 1,2,3 степени

Слайд 4

Оборудование На доске рисунки детей « Насекомые в произведениях» (домашнее задание) Книги о насекомых, птицах Энциклопедии

Слайд 5

За неделю до викторины учащиеся делятся на команды и получают задания: Читать книгу В.Бианки «Лесная газета» Подготовить инсценировку сказки, басни или стихотворения, где присутствует насекомое. Нарисовать рисунок к произведению о насекомом 4. Читать книги о природе

Слайд 6

Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? Насекомые. А уже после их вылета появляются летучие мыши, для которых насекомые служат пищей

Слайд 7

Зачем грачи ходят по полю за пахарем? В земле много червей и насекомых

Слайд 8

Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых появляются? Майский жук Июльский жук

Слайд 9

Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него

Слайд 10

Куда осенью исчезают бабочки? Большинство из них гибнет с первыми холодами. Некоторые спасаются под корой деревьев, в щелях заборов, домов.

Слайд 11

Сколько ног у паука? Восемь. Именно этим он и отличается от насекомых. У них 6 ног.

Слайд 12

Как паук- крестовик, сидящий в засаде , узнаёт, что к нему в паутину попала добыча ? Он лапкой держит туго натянутую ниточку-паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Когда добыча в паутине, ниточка дёргает паука за ногу?

Слайд 13

Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой? Водяной паук-серебрянка

Слайд 14

Каких пауков называют «бродягами»? Тех, которые не ткут паутину для ловли добычи

Слайд 15

Эта бабочка вредная . Её имя связано с названием растения , которому она приносит вред . Её гусениц хорошо склёвывают птицы.

Слайд 16

Эта бабочка разноцветная : основной цвет –голубой, красные кружочки, иногда полоски. Достаточно большого размера .

Слайд 17

В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…» КОМАР МУХА ШМЕЛЬ

Слайд 18

Один из лесных докторов-насекомых, лечивших Буратино БОГОМОЛ

Слайд 19

Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Назовите его. МАЙСКИЙ ЖУК

Слайд 20

В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева «Баранкин, будь человеком!» МАХАОН КАПУСТНИЦА МУРАВЕЙ

Слайд 21

В книге Р.Киплинга «Маугли» Маленький народ не любил запаха человека . Что за насекомые скрываются под этим названием? Дикие пчёлы

Слайд 22

Один человек от команды выходит за дверь. Каждая команда получает задание –слово (насекомое) За 1 минуту команда должна написать слова- ассоциации, связанные с этим насекомым. Выбранный ученик отгадывает название этого насекомого по словам, которые называют члены команды. 1 тур Пойми меня Бабочка Комар Муха

Слайд 23

Пчела Кузнечик Жук 2 тур Команда должна отгадать слово по пантомиме, которую показывает 1 человек от команды

Слайд 24

Используемая литература: 1 . В Бианки «Лесная газета» 2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой? М. Педагогика-Пресс 1994 г. 3. Атлас- определитель «Насекомые» М.Дрофа 2007 г. 4 Атлас- определитель «Пауки» М.Дрофа 2007 г. 5. Всё обо всём. Насекомые. М. Астрель АСТ 2008 г. 6. Узнай мир. Школьный путеводитель. Насекомые. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г 7. Узнай мир. Школьный путеводитель. Пауки. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г 8.А.Брем «Жизнь животных» М. Эсмо 2009г. 9.Атлас . Насекомые(учебное пособие) С-П ЧеРо-на-Неве М. Из-во МГУ 2000 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Презентация "Маленькая страна" энтомологическая викторина

Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки энтомологии и книгами о насекомых, развивает познавательный интерес и логическое мышление....

Энтомологическая викторина "Маленькая страна"

Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки - энтомологии, изучающей насекомых, книгами о насекомых....

Энтомологическая коллекция

Энтомологическая коллекция Овчинникова Максима, собранная на Алтае....

Энтомологическая викторина

Энтомологическая викторина сформирует систему знаний по энтомологии как части экологического  воспитания школьников...


 

Комментарии

Приходько Любовь Александровна

Работа может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках (фрагменты) в начальных классах, природоведение в 5 классе, литература в 5 классе.
Приходько Любовь Александровна

Можно использовать как отдельное внеклассное мероприятие, так и на уроках.