Энтомологическая викторина "Маленькая страна"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки - энтомологии, изучающей насекомых, книгами о насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
entomologicheskaya_viktorina.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Энтомологическая викторина « Маленькая страна»
Цель: познакомить детей с некоторыми понятиями науки энтомологии
и книгами о насекомых
Ведущая: Ребята, если я попрошу вас назвать ваше любимое животное-
кого вы выберите
- Подумайте, какое бы из животных вы назвали самым красивым?
- Сейчас я вам покажу рисунки стрекозы и бабочки. Посмотрите, какие они нарядные, красочные, изящные. Вы не вспомнили о них потому, что эти животные очень маленькие.
- Наша викторина так и называется- «Маленькая страна» Она будет посвящена увлекательной науке, изучающей насекомых – энтомологии.
- Разминка.
- Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых, в ней рассказывается о том, как именинница муха вышла замуж за лихого, удалого, молодого комара.
- Как называется эта книга? ( « Муха- цокотуха»)
- Кто автор этой книги? ( К.И. Чуковский)
- Давайте просмотрим фрагмент мультфильма.
- А вот в другой книге этого же автора злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты и слоны.
- Что это за книга? ( «Тараканище»)
- Кто же победил злого таракана? ( Воробей)
- В какой книге К. Чуковского есть такие строчки?
Бабочка прилетела,
Крылышками помахала.
Стало море потухать
И потухло? ( « Путаница»)
- А теперь разделимся на команды.- 1 раунд
- Вопросы 1 команде:
- Кто раньше появляется весной- летучие мыши или летучие насекомые и почему? ( насекомые, так как они являются пищей для летучих мышей)
- Почему грачи ходят по полю за пахарем?
- Какие жуки носят названия тех месяцев, в которых сами появляются?
( майские и июньские жуки, другое их название « хрущи»)
- Если наблюдать за муравейником, как можно узнать о приближении дождя?
- Куда осенью деваются бабочки?( большинство их гибнет с первыми морозами. Но некоторые бабочки забираются под кору деревьев, в щели
домов и там перезимовывают)
Вопросы 2 команде:
- Сколько ног у паука? ( 8)
- Как паук- крестовик, сидящий в засаде, узнает, что к нему в паутину попала добыча?
- Кто из пауков строит себе дом под водой из пузырьков воздуха?
( водяной паук- серебрянка.)
- Может ли паук подсказывать изменения в погоде?
( паук забился в угол- к сильному ветру)
2 раунд.
Ведущая: Угадай название бабочки из 7 букв.( на экране изображение бабочки)- адмирал
Слово для 2 команды – аполлон
Ведущая: условия второй игры: - надо вспомнить имя бабочки, которое состоит из 6 букв. В определении этого слова вам поможет кубик. Его надо бросить 6 раз, и та буква, чей порядковый номер выпадает на верхней грани, будет выставлена на магнитном щите.
Демонстрируется изображение бабочки- махаон.
( каждая команда бросает кубик по три раза)
Ведущая: Послушайте стихотворение и догадайтесь, о ком в нём идёт речь.
Однажды в тёмном лесу
Пошли погулять вечерком
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником
В лесу разбрелись, угощались-
Кто вкусной корой, кто грибком –
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
Но вот прилетела пичужка,
И в рот ей пошли - целиком!-
Стенограф, типограф, садовник
И дровосек с грибником.
- Объясните, что это за фантастическое событие описано в стихотворении?
( Стенограф, типограф, садовник и все остальные не названия людей с такими профессиями, а имена, которые дали некоторым насекомым учёные- энтомологи)
Ведущая: Представьте себе, ребята, что мы хотим открыть свой собственный зоопарк, чтобы он со слонами, носорогами, оленями и медведями уместился на столе?
- Правильно, такой зверинец можно составить из насекомых, названных именами крупных животных.. Давайте посмотрим на экран.
Ведущая: Вот жук – олень- его разветвлённые усы действительно имеют сходство с оленьими рогами. А жук- носорог получил своё название потому, что его усы похожи на бивень носорога. Личинка бабочки- медведицы покрыта мохнатыми коричневыми волосками, словно шерсть у медвежонка. У жука соснового слоника сильно вытянутая головка напоминает слоновый хоботок. А вот муравьиный лев, чья личинка устраивает засаду в специально вырытой ямке и ждёт, когда туда упадёт муравей.
3 раунд. « Энтомология в сказках»
Вопросы 1 команде:
- В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане»?
( в комара, муху, шмеля)
- Один из лесных докторов, лечивших Буратино, был насекомым. Назовите его.( богомол)
- Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Кто он?
( майский жук)
Вопросы 2 команде:
- В кого превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В. Медведева « Баранкин, будь человеком!»
( в бабочек- махаона и капустницу, в муравьёв)
- В книге Р.Киплинга « Маугли» был Маленький народ, который не
переносил запаха чеснока. Что за насекомые скрываются под этим названием? Вспомните, зачем Маугли натёрся диким чесноком?
( Дикие пчёлы. Маугли натёрся чесноком, чтобы отпугнуть от себя пчёл)
- В какой книге обыкновенная стрекоза вдруг оказалась для двух
ребят огромной, как самолёт, а трава на берегу лужи- высокой, как
зелёная стена леса. Стрекоза, на которой летели дети, без устали поедала мух и комаров, и ребята даже хотели дать своему живому самолёту имя « Смерть комарам и мухам!»
( Я.Ларри « Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Ведущая: Пока жюри подводит итоги, я хочу вас познакомить с книгами
Книга писателя Дж. Бульванкера « От кота до кита»
рассказывает о том, что некоторым насекомым поставлены
памятники.Например, в Польше и Японии есть памятники
пчёлам. В США есть фонтан, изображающий богиню
плодородия, держащую в руках чашу с бронзовым жуком-
долгоносиком.
А есть и смешные названия насекомых: жук- пилюльщик,
вредная черепашка, жук- карапузик, кузька- крестоносец. и т.д.
( просмотр презентации)
Ведущая: Наша викторина- путешествие в таинственную и загадочную
маленькую страну – закончилась.
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Энтомологическая викторина "Мир природы"
ЦЕЛЬ: Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач....
Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"
Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...
Презентация "Маленькая страна" энтомологическая викторина
Викторина знакомит детей с некоторыми понятиями науки энтомологии и книгами о насекомых, развивает познавательный интерес и логическое мышление....
Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран
Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...
Проект урока по ФГОС по теме " Новый год. Традиции и особенности празднования в англоязычных странах и в нашей стране. " (учебник Верещагиной И.Н. 3 класс, 2 часть).
При освоении новых образовательных стандартов становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущно...
Энтомологическая коллекция
Энтомологическая коллекция Овчинникова Максима, собранная на Алтае....
Энтомологическая викторина
Энтомологическая викторина сформирует систему знаний по энтомологии как части экологического воспитания школьников...