Рабочая программа по окр. миру в системе РО Эльконина-Давыдова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, поурочное планирование, требования к уровню подготовки второклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_okr.mir_2_kl.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

    

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ  ИЗУЧЕНИЕМ

 КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

 

                          «УТВЕРЖДАЮ»

                      Директор школы – интерната

                        ___________ ________________

                            «___»__________20___г.

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по  окружающему  миру

 (наименование предмета)

во  2  классе

 (класс)

на 2011 – 2012 учебный год

учитель Колоскова Елена Николаевна

 (Фамилия и инициалы)

                                                     Согласовано

                                                        Заместитель директора по УВР

                                                         _____________ ______________

                                                     «__»______________ 20___г.

                                                    Согласовано

                                                    Председатель МО

                                                       ___________ __________________

                                                          «__»______________ 20___г.

г. Москва

2011


Пояснительная записка

 Рабочая  программа по «Окружающему миру»   создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и на основе авторского   курса  « Окружающий мир»  по   окружающему   миру  для  2  класса В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой.  и  обеспечивает освоение Обязательного минимума содержания основного общего образования по окружающему миру,  утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ  приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089., согласно БУП 2004 г. во 2 классах, и в соответствии с требованиями СаНПиН. количество часов на прохождение программного материала из расчета 68  часов в год.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.

           Особенностями изучения этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе;
  • воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе, сохранять и укреплять здоровье.

 

В соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года курс «Окружающий мир» изучается во 2 классе 2 часа в неделю

 (68 часов в год).

Программа  2 класса обеспечивается следующими учебно-методическими комплектами.

Чудинова Е.В., БукварёваЕ.Н.«Окружающий мир»  Учебник-тетрадь (1—4).—  М.: «Вита-Пресс», 2011  (в 2-хч.).

ЧудиноваЕ.В., Букварёва Е.Н.«Окружающий мир»   Краткий методический комментарий. — М.: Вита-Пресс, 2008.

Тематическое планирование.  

Тема

Всего часов

Содержание

Из них

Практические работы (тема)

Учёт знаний (самостоятельные  работы)

Экскурсии   ( тема)

1.

Условия процессов. Различие существенных и несущественных условий.

14

Набор заданий на актуальные и перспективные знаний и умения учащихся

Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы

Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации.

Работа с заданиями на «разрыв», рефлексивная оценка действий учащихся по выполнению этих заданий

Перенос проблем класса на бумагу в форме «карты», заполнение «заготовки» плана работы над ошибками, трудностей

Возврат к проблемам ученика, фиксация пути решения проблемы, оценка выполнения «плана», демонстрация своих достижений

Рассмотрение разных процессов, их анализ и попытка объяснения их протекания Анализ детьми разных процессов с целью выделения условий их протекания, обнаружение существенных обстоятельств (работа с видеороликами).

Работа с разными текстами с выделением описываемых процессов, их условий. Перевод текста в схемы.

Тренировка детей в различении условий («веревочный телефон», «вращающаяся змейка» и тд.)

Выбор из списка разнообразных условий существенных для изменения состояния воды

. Установление по текстам-описаниям условия некоторых физических и химических процессов, проведение опытов для обнаружения условий процессов

Работа с изображениями и текстами, их анализ, просмотр видеофрагментов

Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года»

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение  работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся»

Практическая работа № 1:      

 «Свойство сырого, вареного и жареного картофеля».

Практическая работа № 2:    «Верёвочный телефон. Вращающаяся  змейка».

Практическая работа № 3:             «Таяние льда».

Практическая работа № 4:      

«Почему вода тушит огонь?»

Практическая работа №5:    

«Наблюдение над зрачком человеческого глаза».

Практическая работа №6:    «Выбор эксперимента. Условия, необходимые для процесса».

Самостоятельная работа № 1:

 «Что я знаю о воде».

Самостоятельная работа № 2:

«Что я знаю о горении».

Домашняя самостоятельная  работа по  проблемным «точкам» программы первого класса (планирование и проведение наблюдения, анализ свойств и состояния объектов, выделение процессов и их схематизация)

Домашняя  самостоятельная работа учащихся:

  1. проведение  опытов по выявлению условий разных процессов, окружающих человека;
  2. работа с текстами (о свойствах воды, круговороте воды в природе, про тела, вещества, явления (ураган, звездопад, рассвет, радуга и т.д.)
  3. серия карточек по различению и описанию существенных и несущественных условий процесса;
  4. составление   текста-инструкции по правилам безопасного поведения

2.

Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы  проверки гипотез.

11

Создается ситуация, когда во всей совокупности  условий процесса невозможно выделить существенные путем простого наблюдения

«Почему закрываются шишки?»

Уяснение детьми основной идеи эксперимента, выделение двух видов объектов: «экспериментальный» и «контрольный».

«Линька зайцев

Отработка простейших способов проверки гипотез

Отработка  общей схемы эксперимента, планирование и проведение  опытов

Работа с текстами, составление собственных текстов-инструкции учащимися

Использование схемы эксперимента в квазижизненной ситуации

Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года»

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение  работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся

Практическая работа №7:    

 «Причины раскрывания и закрывания упавших шишек».

Практическая работа № 8:

«Влияние формы предмета на прочность».

Самостоятельная работа № 3:

 «Что я знаю о растениях».

Самостоятельная работа № 4:

«Что я знаю о животных».

Экскурсия

 № 1:                    «Разнообразие растений. Экскурсия в кабинет биологии».

Домашняя самостоятельная работа  учащихся:

1) набор заданий с простыми экспериментами (на формулировку гипотез, простейшие способы их проверки);

2)  набор текстов по проведению экспериментов, тексты-инструкции по проведению опытов

3.

Измерение как необходимая часть  наблюдения или эксперимента.

32

Дать возможность детям вспомнить собственный опыт измерений. Необходимо отделить те величины, которые они умеют измерять, от тех, которые не умеют. Ощутить иллюзию восприятия

Поставить проблему стандартных мер. Построить эталонные меры. Работа с текстами.

Организовать постановку проблемы точности измерений.

Организовать открытие приема оценивания условно измеряемых величин с помощью шкалы порядка

Практическая работа № 9:    

 «Измерения различных предметов».

Практическая работа №10:    

«Измерения различных предметов стандартными единицами измерения».

Практическая работа № 11:    

«Измерение силы ветра».

Практическая работа №12:     «Определение свойств воздуха»

Практическая работа№13:    

«Изготовление прибора для измерения массы различных тел».

Практическая работа № 14:

«Исследование и освоение общего способа измерения».

Практическая работа № 15:  

«Измерение силы дождя».

Практическая работа № 16:  

«Изготовление прибора для измерения осадков».

Практическая работа № 17:  

«Поиск способа измерения облачности».

Практическая работа №18:    

«Составление

плана и  проведение опытов».

Практическая работа № 19:  

«Игра «Жизнь»

( по Конвею)».

Практическая работа № 20:  

«Конструиро вание  прибора для измерения времени».

Практическая работа  № 21:

«Составление родословной».

Самостоятельная работа №5:

 «Что я знаю  о воздухе».

Самостоятельная работа №6:

«Что я знаю о веществах».

Экскурсия

№ 2:         «Экскурсия в музей  времени».

Экскурсия

№ 3:            «Наблюде-ния за ростом и развитием растений».

Экскурсия №4 Метео-станция»

Домашняя  самостоятельная  работа:

- для  расширения своих познавательных возможностей:  работа с текстами, проведение опытов, наблюдений и экспериментов, где необходимы разные приемы и способы измерения

4.

Простейшее экспериментирование как  целостное исследование.

11

Практическая работа № 22:    

«Рассмотрение семян у различных растений».

Практическая работа №23:  

«Выращивание фасоли».

Практическая работа №24:    

«Условия, необходимые для произрастания семян».

Самостоятельная работа №7:

«Что я знаю о воздухе».

Самостоятельная работа № 8:

«Что я знаю о растениях».

Самостоятельная работа №9:

 «Что я знаю о телах и веществах».

Экскурсия

№ 5:        «Экскурсия в краеведческ. музей».

Экскурсия

№ 6:        «Экскурсия в лес- наблюдение за ростом и развитием растений».

68 часов

Поурочное планирование.

Дата

№ п/п

Тема   урока

Формируемые понятия

Тема №1.Условия процессов. Различие существенных и несущественных  условий.

1.

Условия приготовления варёного и жареного картофеля. Практическая работа № 1:      «Свойство сырого, вареного и жареного картофеля».

Процесс, условия процесса.

2.

Приготовление еды. Условия наблюдаемых процессов. Безопасность при приготовлении еды.

3.

Существенные и несущественные условия.

Практическая работа № 2:«Верёвочный телефон. Вращающаяся  змейка».

Существенные и несущественные условия.

4.

Условия перехода воды  из одного агрегатного  состояния в другое. Практическая работа № 3:«Таяние льда».

Агрегатные состояния.

5.

Условия перехода воды  из одного агрегатного  состояния в другое. Круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе.

6.

Работа с текстом. Свойства воды.

Самостоятельная работа № 1: «Что я знаю о воде».

Свойства воды.

7.

Различные тела и вещества. Процессы, происходящие с ними.

Тело, вещество, явления.

8.

Разные материалы ( вещества) и условия  процессов, происходящие  с ними.

9.

Условия горения (тушения) огня. Безопасность при пожаре и задымлении.

 Практическая работа № 4:« Почему вода тушит огонь?»

10.

Практическая работа №5: « Наблюдение над зрачком человеческого глаза». Составления схемы процессов.

Самостоятельная работа № 2:«Что я знаю о горении».

Строение человеческого глаза.

11.

Условия безопасного перехода через улицу. Условия результативной работы группы на уроке. Правила взаимодействия в обществе.

12.

Практическая работа № 6: « Выбор эксперимента. Условия, необходимые для процесса».

Эксперимент, гипотеза,  план опыта, предсказание.

13.

Условия правильного  роста и развития человека. Закаливание и гигиена как способы профилактики  заболеваний.

14.

Условия необходимые для жизни  растений и  животных. Взаимосвязь живой и неживой природы.

Тема № 2. Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы  проверки гипотез.

15.

Эксперимент. Практическая работа №7:  

«Причины раскрывания и закрывания упавших шишек».

16.

Причины осенней и весенней линьки  зверей.

17.

Условия прочности сооружений. Обеспечение безопасности  при землетрясении. Практическая работа № 8:

«Влияние формы предмета на прочность».

Прочность.

18.

Таяние снега в городе и в лесу. Загрязнение улиц города. Опора на жизненный опыт.

19.

Движение комнатных  растений .

20.

Создание плана опыта.

Самостоятельная работа № 3: « Что я знаю о растениях».

21.

Экскурсия № 1: «Разнообразие растений. Экскурсия в кабинет биологии».

22.

Работа с текстом. Составление памятки для развития памяти.

23.

Поведения животных, ощущения животных; признаки, на   которые  ориентируются животные.

Ориентир.

24.

Работа с текстом. Ориентир у бабочек.

25.

Самостоятельная работа № 4: «Что я знаю о животных».

Тема №3. Измерение как необходимая часть  наблюдения или эксперимента.

26.

Иллюзии восприятия.

Восприятие.

27.

Измерение и его практическое применение.

28.

Единицы измерения. Стандартные единицы измерения. Практическая работа № 9:  «Измерения различных предметов».

Измерение, единицы измерения.

29.

Точность измерения. Практическая работа №10:« Измерения различных предметов стандартными единицами измерения».

Точность измерения.

30.

Измерительный прибор для измерения силы ветра. Практическая работа № 11: «Измерение силы ветра».

Измерительный прибор.

31.

Стандартные (общепринятые) шкалы  оценки силы ветра - шкала Бофорта.

Шкала оценки силы ветра.

32.

Основные свойства воздуха. Практическая работа №12: «Определение свойств воздуха».

Свойства воздуха.

33.

Работа  с текстом. Ветер и растения.

34.

Работа с текстом. Самостоятельная работа №5: « Что я знаю  о воздухе».

35.

Простейший измерительный прибор для измерения мессы тела (весы), его устройство. Практическая работа№13: «Изготовление прибора для измерения массы тел».

Весы.

36.

 Измерение температуры. Практическая работа № 14:     «Исследование и освоение общего способа измерения».

Термометр.

37.

Работа с текстом. Создание  рисунка термометра  Веджвуда.

38.

Три агрегатных состояния  различных веществ (жидкое, твёрдое  и газообразное).

39.

Экскурсия №2 «Метеостанция» Различные измерительные приборы. Составление памятки по  пользованию термометра.

40.

Измерение температуры разных тел. Практическая работа №4:                    

«Исследование и освоение общего способа измерения».

41.

Измерения. Практическая работа № 15:  «Измерение силы дождя».

42.

Измерительные приборы. Практическая работа № 16: «Изготовление прибора для измерения осадков».

Осадкомер.

43.

Работа с текстом. Практическая работа № 17:   «Поиск способа измерения облачности».

44.

Простейший  измерительный  прибор, его устройство. Гигрометр.

Гигрометр.

45.

Измерение. Практическая работа №18:       «Составление плана и  проведение опытов».

46.

Измерение времени. Определение времени без часов.

47.

Время течения процессов.

48.

Экскурсия № 3:  «Экскурсия в музей  времени».

49.

Работа с текстом.

50.

Циклические и нециклические процессы.

Циклические и нециклические процессы.

51.

Циклические и нециклические  процессы.

52.

Общий способ измерения времени. Практическая работа № 20:   «Конструирование  прибора для измерения времени».

53.

Время. Освоение основных мер времени.

Единицы измерения времени

54.

Определение  времени и длительности процессов.

55.

Работа с текстом Свойства тел..

Свойства тел.

57.

Экскурсия № 4: «Наблюдения за ростом и развитием растений».

58.

Планирование времени. Распорядок дня. Здоровый образ жизни.

Распорядок дня.

59.

Моя личная история и история моей семьи. Родственные отношения. Практическая работа  № 21: «Составление родословной».

Родословная.

Тема №5. Простейшее экспериментирование как  целостное исследование.

60.

Плоды и семена  цветочных растений.

Плоды, семена.

61.

Практическая работа № 22:              

«Рассмотрение семян у различных растений».

62.

Распространение  семян растений.

Распространение семян.

63.

Опыт, гипотеза. Практическая работа №23:     «Выращивание фасоли».

64.

Практическая работа №24 :  «Условия, необходимые для прорастания семян»

Фотосинтез.

65.

Рост и развития человека. Самостоятельная работа №7:  « Что я знаю о воздухе».

67.

Самостоятельная работа № 8: «Что я знаю о растениях».

68

Самостоятельная работа №9: «Что я знаю о телах и веществах».

69.

Экскурсия № 5:  «Экскурсия в краеведческий музей».

70.

Правила безопасного поведения на  каникулах.

Требования к уровню подготовки  второклассников.

К концу второго класса обучающиеся должны:

Решать практические задачи:

Называть:

- основные свойства воды;

- основные свойства воздуха;

- условия, необходимые для жизни растений и животных.

Приводить примеры:

- живых  и неживых  природных тел ( объектов наблюдения);

- веществ  в  разных агрегатных состояниях;

- полезных и вредных для здоровья привычек;

- измерительных приборов;

- местных признаков, предсказывающих погоду*.

Различать на уровне представления:

- живые и неживые  природные тела (объекты наблюдения);

- вещества (материалы); явления (процессы);

- агрегатные состояния воды,

- виды осадков;

- существенные и несущественные  условия процессов*;

- наблюдение и эксперимент  как разные   способы получения  ответов на вопросы  об окружающем мире;

- процессы роста  и развития живых  существ*.

- измерять температуру воздуха  с помощью термометра;

- измерять время с помощью часов;

- составлять свой распорядок дня;

- проращивать семена, ухаживать за растениями;

-планировать и проводить  несложные опыты (вместе с одноклассниками);

- использовать шкалы разной мерности  для определения  свойств  объектов и процессов  

(в рамках  рассмотренных на уроках) *;

- измерять силу ветра, количество осадков; *

-измерять температуру воды  и собственного тела с помощью  термометра;

-  измерять время разными способами;

- определять силу ветра по шкале Бофорта*.

Кратко охарактеризовать:

- условия результативной работы  группы и правила  взаимодействия  людей при общении;

- условия безопасного перехода  через  улицу (правила  дорожного движения);

- условия  пожарной  безопасности (правила поведения  при пожаре и задымлении);

- условия некоторых физических    превращений (изменений агрегатного состояния воды, скольжения, полёта* и пр) ;

-условия некоторых  химических процессов (горения, появления ржавчины                 и пр.) *;

- условия некоторых биологических процессов (роста растений, прорастания семян, сезонной линьки  животных, распознавания   животными особей  своего вида и пр.).

*-программный уровень.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для начальных классов в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Рабочая программа включает Пояснительную записку,  тематическое планирование, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс....

Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС

Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 3 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...