Урок природоведения 3 класс А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема. Тела. Вещества. Частицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budaeva_e.e.urok_prirodovedeniya_v_3_klasse.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения 3 класс
по учебнику А.А. Плешакова «Природоведение»
Тема: Тела. Вещества. Частицы.
Цели: - формировать понятия: «тело», «вещество», «частица»; формировать представление о том, что все вещества состоят из частиц; познакомить учащихся с многообразием тел, веществ;
- развивать мышление, внимание, наблюдательность, познавательную активность;
- воспитывать внимательное отношение к окружающим предметам.
Задачи: учащиеся должны знать, что такое тела, вещества, частицы; знать три состояния веществ; знать, что тела состоят из веществ, а вещества из частиц;
учащиеся должны уметь различать понятия «тело», «вещество», «частица».
Оборудование: гвоздь, пчелиный воск, кусочек сахара, очки, стакан с водой, мяч, линейка, пипетка, карточки со словами, картинки к загадкам.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Ориентировочно – мотивационный этап (введение в тему)
- Отгадайте загадки. (Отгадка помещается в виде картинки на доску)
1. На голове гребень
На хвосте серп. Петух
2. Стальной конёк
По белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. Ручка
3. На гору бегом,
А с горы кувырком. Заяц
4. Кто говорит молча? Книга
5. Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет, только носик прячет. Гвоздь
6. Маленький шарик
Под лавкой шарит. Мышь
- На какие две группы можно разделить предметы, которые отгадали?
(предметы природы и предметы, сделанные человеком)Картинки размещаются на две группы)
(См. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов. «Академия развития», «Академия и Ко».Ярославль, 1999)
3.Сообщение темы и цели урока.
- Любой предмет, любое живое существо учёные называют телом.
- И сегодня на уроке мы в совместной работе узнаем подробнее, что такое тела и из чего они состоят. Вам предстоит много наблюдать, анализировать и делать выводы
- Понятия : вещество, тело, частица (работа над темой)
По ходу анализа рассматриваемых тел и получения выводов, заполняется сравнительная таблица , заранее заготовленная на доске.
«Сравнительная характеристика тела и вещества»
Что наблюдаем | Признаки | При делении на части | При изменении формы | Частицы могут быть |
Тело | ||||
Вещество |
Учитель показывает тела: ручка, кусок сахара, пчелиный воск, очки.
- Что это такое? (тела)
- Имеет ли каждое тело чёткую форму? Можете говорить о размерах каждого тела?
Запись в таблицу – имеет форму, размер
4.1.Демонстрация учителя (дети наблюдают)
Учитель расчленяет воск, ручку на части.
- Что произошло с телом? (разделили на части и прежнее тело перестало существовать, но получилось 2 – 3 меньшего размера)
Запись в таблицу – изменяется
- Изменятся ли эти новые тела, если мы ещё их разделим на части? (дать ребёнку разделить воск)
- Подумайте, можно ли не делить тело на части, а просто изменить его форму?
(варианты ответов)
Учитель показывает какую – либо фигурку из воска
- Изменилось ли тело? А мы меняли количество воска? (нет)
- Итак, с изменением формы изменилось и тело
Запись в таблицу – изменяется
- Какой итог можно уже подвести? (У любого тела есть форма и размер и при их изменении превращается в другое тело, а при делении на части – в другие тела)
Физкультминутка.
- Я называю тела, но услышав искусственные тела вы садитесь, а услышав естественные тела – встаёте.
Карандаш, сосулька, луна, ножницы, линейка, стол, камень и т.д.
- Посмотрите на это тело (показывает ручку), из чего оно состоит? (дети отвечают, называя материал из которого сделано тело)
- То из чего состоит тело, называется веществом.
- Какие бывают вещества, вы сейчас сами узнаете.
4.2. Групповое обсуждение.
- Объединитесь в группы и выберите человека, который будет записывать ваши ответы на листочках, а также выберите отвечающего.
- Я всем группам показываю тело, ваша задача – быстро обсудить из какого вещества оно сделано и записать на листочке.
Стакан – стекло
Гвоздь – железо
Мяч – резина на доске
Линейка – пластмасса
Капля (из пипетки)- вода
Далее выслушиваются ответы групп и помещаются ответы на доску. Дети рассаживаются.
- Обладают ли вещества какими – либо признаками? Какими? (пластмасса- твёрдая, цветная, воск – жёлтый, пахнет и т.д.)
Запись в таблицу – цвет, запах, вкус и т.д.
- Что происходит с веществом, когда мы делим тело на части или изменяем его форму? Оно изменяется? (нет)
Запись в таблицу – не изменяется
- Вы наверняка уже знаете, что вещества бывают в трёх состояниях. Каких?
На доске запись:
Вещества
Жидкие Твёрдые Газообразные
- Итак, подведём итог нашей беседе. Вещество и тело это одно и то же? (нет)
- Чего не происходит с веществом при делении на части? (остаётся прежним)
- Какие мы с вами молодцы! Двигаемся дальше!
- Учёные обнаружили, что вещество можно ещё разделить на очень маленькие, не видимые глазом части и назвали их частицами.
- Частицы хоть и маленькие, всё равно имеют свойства вещества.
- Проведение опыта
Учитель предлагает понаблюдать за растворением кусочком сахара в воде.
- Что произошло? (растворился)
- Но какое основное свойство сохранилось? (дать возможность одному ребёнку попробовать на вкус)
- Это говорит о том, что сахар распался на мелкие частички и сохранил сладость.
- Как думаете, может такое вещество как пластмасса состоять из частиц сахара или наоборот? (нет)
- Сделайте вывод: вещество – это то, что состоит из одинаковых частиц.
- А может ли тело состоять из разных частиц, а значит – из разных веществ? (варианты ответов)
Учитель демонстрирует очки
- Из каких веществ состоит данное тело? (пластмасса, стекло, железо)
- Попробуйте сделать вывод.
- Да, иногда частицы разных веществ могут перемешиваться друг с другом, и в таком случае получается смесь веществ. Например: вода перемешалась с сахаром.
- Работа по учебнику.
- Наша беседа подходит к концу. Мы получили сравнительную таблицу. Я предлагаю поработать по учебнику на стр. 22 Работая в паре, вы должны ответить по очереди друг другу на вопросы задания «Проверь себя» и приготовиться подвести итог урока. Не забудьте посмотреть на нашу таблицу.
В конце урока появляется вся сравнительная таблица.
Что наблюдаем | Признаки | При делении на части | При изменении формы | Частицы могут быть |
Тело | Имеет форму, размер | изменяется | изменяется | Одинаковые (одно вещ-во) разные (смесь) |
Вещество | Цвет, запах, вкус и т.д. | Не изменяется | Не изменяется | Всегда одинаковые |
- Итог урока.
- Что вы нового узнали на уроке? При ответе смотрите на таблицу, она поможет подвести итог.
- Чему научились?
6. Домашнее задание.
Учебник с.20 – 23, вопросы, задания; тетрадь № 10, № 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»
Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...
Урок природоведения( окружающий мир) в 3 классе
Урок по теме "Природные сообщества" по программе Начальная школа 21 век...
Урок природоведения в 3 классе. Тема: Обобщающий урок-соревнование по разделу: «Природа»
Конспект урока природоведения в 3 классе по программе "Школа России"...
Урок природоведения в 4 классе на тему "Леса России"
Природные зоны России.урок природоведения с использованием ИКТ, в 4-м классе...
Урок природоведения в 3 классе по теме «Жизнь животных»
Сухоиванова Оксана ВячеславовнаУчитель начальных классовМБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской облас...
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Красная книга". (А. А. Плешаков "Мир вокруг нас")
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Красная книга". (А. А. Плешаков "Мир вокруг нас")...
Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта.Урок окружающего мира по программе Плешаков А.А. УМК "Школа России"
Окружающий мир 2 класс программа Плешаков А.А. Умк "Школа России". Урок: Горизонт и линия горизонта.(технология проблемного обучения в рамках ФГОС). В приложении содержится подборка стихов о горизонте...