Урок природоведения 3 класс А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Будаева Елена Евгеньевна

Тема. Тела. Вещества. Частицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budaeva_e.e.urok_prirodovedeniya_v_3_klasse.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения 3 класс

по учебнику А.А. Плешакова «Природоведение»

Тема: Тела. Вещества. Частицы.

Цели: - формировать понятия: «тело», «вещество», «частица»; формировать представление о том, что все вещества состоят из частиц;  познакомить учащихся с многообразием тел, веществ;

        - развивать мышление, внимание, наблюдательность, познавательную активность;

                - воспитывать внимательное отношение к окружающим предметам.

Задачи: учащиеся должны знать, что такое тела, вещества, частицы; знать три состояния веществ; знать, что тела состоят из веществ, а вещества из частиц;

          учащиеся должны уметь различать понятия «тело», «вещество», «частица».

Оборудование: гвоздь, пчелиный воск, кусочек сахара, очки, стакан с водой, мяч, линейка, пипетка, карточки со словами, картинки к загадкам.

Ход урока

1. Организационный момент.

       2. Ориентировочно – мотивационный этап (введение в тему)

- Отгадайте загадки. (Отгадка помещается в виде картинки на доску)

1. На голове гребень

    На хвосте серп.                                             Петух

2. Стальной конёк

    По белому полю бегает,

    За собой чёрные следы оставляет.              Ручка

3. На гору бегом,

    А с горы кувырком.                                       Заяц

 4. Кто говорит молча?                                      Книга

 5. Бьют Ермилку по затылку,

     Он не плачет, только носик прячет.            Гвоздь

 6. Маленький шарик

     Под лавкой шарит.                                         Мышь

- На какие две группы можно разделить предметы, которые отгадали?

(предметы природы и предметы, сделанные человеком)Картинки размещаются на две группы)

(См. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов. «Академия развития», «Академия и Ко».Ярославль, 1999)

3.Сообщение темы и цели урока.

  1. Любой предмет, любое живое существо учёные называют телом.

- И сегодня на уроке мы в совместной работе узнаем подробнее, что такое тела и из чего они состоят. Вам предстоит много наблюдать, анализировать и делать выводы

  1. Понятия : вещество, тело, частица (работа над темой)

По ходу анализа рассматриваемых тел и получения выводов, заполняется сравнительная таблица , заранее заготовленная на доске.

«Сравнительная характеристика тела и вещества»

Что наблюдаем

Признаки

При делении на части

При изменении формы

Частицы могут быть

Тело

Вещество

Учитель показывает тела: ручка, кусок сахара, пчелиный воск, очки.

- Что это такое? (тела)

- Имеет ли каждое тело чёткую форму? Можете говорить о размерах каждого тела?

Запись в таблицу – имеет форму, размер

4.1.Демонстрация учителя (дети наблюдают)

Учитель расчленяет воск, ручку на части.

- Что произошло с телом? (разделили на части и прежнее тело перестало существовать, но получилось 2 – 3 меньшего размера)

Запись в таблицу – изменяется

- Изменятся ли эти новые тела, если мы ещё их разделим на части? (дать ребёнку разделить воск)

- Подумайте, можно ли не делить тело на части, а просто изменить его форму?

(варианты ответов)

Учитель показывает какую – либо фигурку из воска

- Изменилось ли тело? А мы меняли количество воска? (нет)

- Итак, с изменением формы изменилось и тело

Запись в таблицу – изменяется

- Какой итог можно уже подвести? (У любого тела есть форма и размер и при их изменении превращается в другое тело, а при делении на части – в другие тела)

Физкультминутка.

- Я называю тела, но услышав искусственные тела вы садитесь, а услышав естественные тела – встаёте.

Карандаш, сосулька, луна, ножницы, линейка, стол, камень и т.д.

- Посмотрите на это тело (показывает ручку), из чего оно состоит?  (дети отвечают, называя материал из которого сделано тело)

- То из чего состоит тело, называется веществом.

- Какие бывают вещества, вы сейчас сами узнаете.

4.2. Групповое обсуждение.

- Объединитесь в группы и выберите человека, который будет записывать ваши ответы на листочках, а также выберите отвечающего.

- Я всем группам показываю тело, ваша задача – быстро обсудить из какого вещества оно сделано и  записать на листочке.

Стакан – стекло

Гвоздь – железо

Мяч – резина                                           на доске

Линейка – пластмасса

Капля (из пипетки)- вода

Далее выслушиваются ответы групп и помещаются ответы на доску. Дети рассаживаются.

- Обладают ли вещества какими – либо признаками? Какими? (пластмасса- твёрдая, цветная, воск – жёлтый, пахнет и т.д.)

Запись в таблицу – цвет, запах, вкус и т.д.

- Что происходит с веществом, когда мы делим тело на части или изменяем его форму? Оно изменяется? (нет)

Запись в таблицу – не изменяется

- Вы наверняка уже знаете, что вещества бывают в трёх состояниях. Каких?

На доске запись:                          

                                                    Вещества

Жидкие                                   Твёрдые                               Газообразные

- Итак, подведём итог нашей беседе. Вещество и тело это одно и то же? (нет)

- Чего не происходит с веществом при делении на части? (остаётся прежним)

- Какие мы с вами молодцы! Двигаемся дальше!

- Учёные обнаружили, что вещество можно ещё разделить на очень маленькие, не видимые глазом части и назвали их частицами.

- Частицы хоть и маленькие, всё равно имеют свойства вещества.

  1. Проведение опыта

Учитель предлагает понаблюдать за растворением кусочком сахара в воде.

- Что произошло? (растворился)

- Но какое основное свойство сохранилось? (дать возможность одному ребёнку попробовать на вкус)

- Это говорит о том, что сахар распался на мелкие частички и сохранил сладость.

- Как думаете, может такое вещество как пластмасса состоять из частиц сахара или наоборот? (нет)

- Сделайте вывод: вещество – это то, что состоит из одинаковых частиц.

- А может ли тело состоять из разных частиц, а значит – из разных веществ? (варианты ответов)

Учитель демонстрирует очки

- Из каких веществ состоит данное тело? (пластмасса, стекло, железо)

- Попробуйте сделать вывод.

  1. Да, иногда частицы разных веществ могут перемешиваться друг с другом, и в таком случае получается смесь веществ. Например: вода перемешалась с сахаром.
  1. Работа по учебнику.
  1. Наша беседа подходит к концу. Мы получили сравнительную таблицу. Я предлагаю поработать по учебнику на стр. 22 Работая в паре, вы должны ответить по очереди друг другу на вопросы  задания «Проверь себя» и приготовиться подвести итог урока. Не забудьте посмотреть на нашу таблицу.

В конце урока появляется вся сравнительная таблица.

Что наблюдаем

Признаки

При делении на части

При изменении формы

Частицы могут быть

Тело

Имеет форму, размер

изменяется

изменяется

Одинаковые (одно вещ-во) разные (смесь)

Вещество

Цвет, запах, вкус и т.д.

Не изменяется

Не изменяется

Всегда одинаковые

  1. Итог урока.

- Что вы нового узнали на уроке? При ответе смотрите на таблицу, она поможет подвести итог.

- Чему научились?

6. Домашнее задание.

Учебник с.20 – 23, вопросы, задания; тетрадь № 10, № 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Урок природоведения( окружающий мир) в 3 классе

Урок по теме "Природные сообщества" по программе Начальная школа 21 век...

Урок природоведения в 3 классе. Тема: Обобщающий урок-соревнование по разделу: «Природа»

Конспект урока природоведения в 3 классе по программе "Школа России"...

Урок природоведения в 4 классе на тему "Леса России"

Природные зоны России.урок природоведения с использованием ИКТ, в 4-м классе...

Урок природоведения в 3 классе по теме «Жизнь животных»

Сухоиванова Оксана ВячеславовнаУчитель начальных классовМБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской облас...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Красная книга". (А. А. Плешаков "Мир вокруг нас")

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Красная книга".  (А. А. Плешаков "Мир вокруг нас")...

Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта.Урок окружающего мира по программе Плешаков А.А. УМК "Школа России"

Окружающий мир 2 класс программа Плешаков А.А. Умк "Школа России". Урок: Горизонт и линия горизонта.(технология проблемного обучения в рамках ФГОС). В приложении содержится подборка стихов о горизонте...