Конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Тема урока "Живая природа. Животные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:

 «Живая природа. Животные».

Цель: дифференцировать понятие «живая природа» от понятия  «растения» и «животные».

Задачи:

  1. на основе предметных знаний и жизненного опыта детей вывести учащихся на самостоятельную классификацию объектов живой природы;                                                      
  2. создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. учебник «Мы и окружающий мир» 1 класс;
  1. Карточки для индивидуальной работы с объектами живой и неживой природы;
  1. Компьютер, проектор, презентация

Ход урока

1.Организационный момент(1мин)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи.

Учитель. Ребята, начнем наш урок! Чего сегодня вы ждете? Что хотелось бы узнать?

Ученик. Мы хотим отправиться в путешествие, чтобы узнать что-нибудь необыкновенное о животных или еще что-нибудь новое и интересное об окружающем нас мире!


Учитель. В ходе урока, я думаю, мы вместе постараемся ответить на интересующие вас вопросы. Для этого предлагаю отправиться в путешествие. А для начала, нам нужно определиться с маршрутом.

2.Актуализация опорных знаний (5мин)

  1. Каждый ученик получает набор карточек с объектами живой и неживой природы из приложения к рабочей тетради.

Учитель. Возьмите 10 карточек и рассмотрите их. Как одним словом назвать, что изображено на них?


Ученик. Природа.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

это всё вокруг природа.

                                                                                                                               
Учитель. Попробуйте самостоятельно разделить изображенные объекты на 2 группы.

  1. Дети работают самостоятельно.

Учитель. Давайте проверим, что у вас получилось, какие группы?


Ученик. Я разделил все объекты природы на 2 группы: живая и неживая природа. (Все дети соглашаются. Если есть ошибки, просим объяснить, доказать свой вариант. В ходе рассуждения ученик, как правило, сам исправляет свою ошибку).


Учитель. По каким признакам вы определили объекты живой природы? (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и  умирание.) 

Учитель. Вода тоже движется, почему мы не относим её к объектам живой природы? (Вода в горной реке движется, в результате разности высоты русла.)

Учитель.  А сейчас сами попробуйте  догадаться, в какой мир природы мы отправимся в путешествие.

3. Изучение нового материала (20 мин)

  1. Учитель показывает слайд, на котором изображены разные представители животного и растительного мира: млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, деревья, кустарники, грибы, бактерии, увеличенный под микроскопом микроб.

Учитель. Рассмотрите картинки. Что объединяет все изображенные объекты?


Ученик. Это все живая природа?


1 ученик. Я не согласен. Здесь есть одна картинка, на которой непонятно, что нарисовано, но не природа. (Указывает на бактерию.)


Учитель. Хорошо, я уберу в сторону эту картинку. Теперь ты согласен?


2 ученик. А теперь я не согласен. Я читал о микробах в книжке. Они бывают разные.


Учитель. А ты сможешь доказать, что микроб относится к живой природе?


Ученик. Да, могу. Он же питается, размножается, умирает. А еще я знаю, что микробы бывают разные и люди могут от них заболеть.


Учитель. Итак, мы с вами определили, что все представленные объекты относятся к живой природе.

  1. На слайде появляется карточка с надпись «Живая природа».

Учитель. Но если вы внимательно посмотрите, на какие группы вы разделите изображенные объекты?

  1. При делении дети легко выделяют 2 группы: растения и животные, а вот с грибами и бактериями - сомнения. Куда их отнести?  

Учитель. Мы с вами работаем как настоящие ученые! Но они делят природу на 4 царства.

  1. На слайде «Живая природа» появляются 4 короны.

Учитель. Вы, наверно, уже догадались, как ученые назвали каждое царство?


Ученики. Царство растений. Царство животных.

  1. Учитель располагает картинки под названиями.

Ученик. Я догадался! Надо определить микроб в отдельное 3-е царство. Потому что он не похож ни на одно растение, ни на животное!


Учитель. Ты верно рассуждаешь!

Учитель. А почему грибы определяют в отдельное 4-е царство живой природы? (То, что мы обычно называем грибом, - это его плод. Как яблоко у яблони. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит из тонких белых нитей – грибницы. Когда бывает много тепла и влаги, на грибницах вырастают плоды – грибы. Знаете ли вы, что дрожжи, которые делают хлеб пышным и вкусным, тоже грибы. Есть кефирный гриб и гриб для изготовления сыра.)

 Учитель. А вот  путешествовать мы с вами сегодня будем по « Царству животных!» Мы      встречаемся с ними  почти на каждом шагу. Оказавшись за городом, мы замечаем птиц в небе. Насекомые кружат над цветами. Мыши и полёвки шуршат в траве. Черви роются в земле под нашими ногами. Даже в большом городе можно встретить стаи голубей.…       Как вы думаете, сколько на земле животных?

 Ученик. Животных на Земле очень много. Они обитают везде – в воде, в земле, на земле,   в воздухе.

Учитель. Приведите примеры животных обитающих: в воде, на земле, в земле, в воздухе.

  1. Дети приводят примеры, называют животных.

Учитель. Но это лишь малая толика населяющих Землю животных. Никто не знает точно, сколько их всего. Учёные описали примерно 2 миллиона разных  видов, но многие труднодоступные горы, непроходимые джунгли, побережья и глубины морей  исследованы ещё очень мало. На Земле, возможно, обитает 10 миллионов, а может и 20 миллионов или ещё больше видов животных.  

4.Физкультминутка (1-2 мин)

Два притопа, два прихлопа

Ёжики, ёжики.

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе!

Девочки! Мальчики!

Учитель. Готовы продолжать наше путешествие?

Учитель.  Когда речь заходит о животных, многие люди сразу вспоминают мохнатых зверюшек и пушистых цыплят. Однако это царство объединяет самых разнообразных существ. Нам бывает неприятно, а то и небезопасно брать некоторых из них в руки, но каждый вид (группа) занимает своё особое место в природе и играет в ней определённую роль.

  1. Дети работают в парах с набором карточек из приложения к рабочей тетради.

 Учитель.  А теперь возьмите карточки, на которых изображены животные, и попробуйте разделить их на группы. Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Будьте внимательны друг к другу. Выслушайте друг друга, не перебивая.                                     На какие группы можно разделить всех животных?

  1. Работа с учебником, стр.21

Учитель. Давайте, сопоставим свои группы с группами, которые есть в учебнике (стр.21)

  1. Дети читают названия групп  животных.

Учитель. Какие названия групп вам не понятны? Почему? Какая группа животных вам меньше всего известна? Откуда можно узнать о животных, если не встречаешь их в повседневной жизни?

Ученик. Из журналов, передач о животных, из книг.

Учитель. Какие передачи о животных вы смотрите? О каких животных мы знаем с детства?

  1. Показ слайдов с комментариями учителя и обсуждением

Учитель. Как вы думаете, почему паукообразных не относят к насекомым? (Сравнение насекомых  паукообразных. Пауки – 4 пары ног, 6 – 8 глаз  нет крыльев и усов. У насекомых – пара усов, 6 ног, крылья)

Учитель. Как вы понимаете слово «земноводные»? Что вы можете сказать об этой группе животных? ( Животные, которые могут жить и на суше, и в воде, для размножения им нужна вода. Лягушки, жабы, тритоны в воде откладывают икру, из которой развиваются молодые животные.)

Учитель. Чем отличаются пресмыкающиеся от других животных? ( Могу передвигаться, извиваясь всем телом, без ног – змеи, ноги расположены по бокам у ящериц, черепах, крокодилов. Они могу жить на суше, в жарких засушливых районах пустыни; в воде – морские черепахи, морские ящерицы, крокодилы, но, размножаясь, откладываю яйца на суше.)

Учитель. Дети, назовите отличительные признаки птиц?

Ученик. Я знаю, что у всех птиц есть крылья, перья и клюв. Однако не все птицы пользуются ими для полёта.

Ученик. Я согласен с тобой.  Я слышал, что страусам, например, крылья служат зонтиком, защищающим кладку яиц от жары.

Учитель. Ты верно говоришь. А вот чайки и кайры, которых вы видите на слайде, с помощью крыльев не только летают, но  плавают под водой, помогая себе перепончатыми лапами.

Учитель. А к какой группе животных  ближе всего человек? Почему вы так считаете?

Ученик.  А может, быть человека относят к  группе млекопитающих животных, потому что когда - то, много миллионов лет назад он был похож на обезьяну, его тело было покрыто шерстью, ходил он как обезьяна, на четвереньках.

Ученик.   Я не совсем согласен! Я знаю, что человек, как и все млекопитающие, вскармливает своих детёнышей молоком.  

Учитель. Ты верно рассуждаешь. Молодец!

Учитель. Ребята, а что это за необычные «существа» изображены в учебнике? Это животные или растения? (Морская звезда, коралл, актиния – это животные морские.)

 Учитель. Кто не знал этого, и его удивил ответ? Как вы думаете, почему их относят к группе животных? (Из – за способа питания. Все эти животные относятся к классу беспозвоночных животных, обитающих в тёплых тропических морях. Кораллы –  днём сжимаются, а ночью расправляют щупальцы с помощью, которых ловят различных мелких животных. Актинии – питаются планктонами, мелкой рыбой. Добычу схватывают щупальцами, которые могут быстро менять свою форму из вытянутых в шаровидные. Продолжительность жизни – многие десятки лет, возможно до 100 лет. Морская звезда – от 2см до 1м, ярко окрашенное животное, малоподвижное, имеющее от 5 до 50 лучей. Большинство этих животных хищники, питаются моллюсками, многощетинковыми червями, живут до 35 лет.)

Учитель. Зачем нужно учёным делить животных на группы? Как вы думаете?

Ученик.   Чтобы легче было изучать их жизнь.

5.Закрепление изученного материала (5 мин)

Учитель. А сейчас предлагаю вам немного поиграть, согласны? Я буду загадывать загадки, вы их будете отгадывать, и  называть к какой группе относится это животное, почему? (Классификация есть в учебнике, если детям нужна подсказка)

Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь – в котёл попала. (Щука)

В тёмном уголке живёт,

Шёлковую нить плетёт,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Модница крылатая, платье полосатое,

Ростом хоть и кроха, укусит  - будет плохо. (Оса)

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б навстречу ни поплыл –

Всех проглотит ….(Крокодил)

На узкой, на дорожке – голова да рожки.

Кто так медленно ползёт, на себе свой дом везёт? (Улитка)

Учитель. А может это быть человек в машине?

Ученик. Нет, человек не несёт машину, он находиться в ней.

Учитель. А червяк в яблоке может?

Ученик. Нет, он тоже просто находиться внутри яблока.

6. Рефлексия ( 2 мин)

Учитель. Нам пора возвращаться из этого удивительного мира - царства животных, части живой природы. Он очень богат и разнообразен.

Что вам больше всего запомнилось?

Чему вы удивились на уроке?

Оправдались ваши ожидания, с которыми вы шли на урок?

Кто желает, может на следующий урок приготовить сообщение о любом представителе мира животных, а кто-то,  может, захочет нарисовать свое любимое животное.            Желаю вам успехов. Урок окончен. Всем спасибо.

Самоанализ урока окружающего мира

Тема: «Живая природа. Животные».

Тип урока: изучение нового материала.

   Я работаю по УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова». Урок проводила в  1 классе по теме «Живая природа. Животные». Анализ своего урока начну с краткой психолога – педагогической характеристики класса. В классе  обучается 28 человек:        16 мальчиков и 12 девочек. Большинство детей класса из социально – благополучных семей, воспитываются в полных семьях 22 ребёнка; один - находится под опекой. Для 14 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса; для 11 – средний, а для 3 – низкий уровень.

   На предыдущих уроках у ребят формировалось представление о разнообразии животных и растений России, зависящем от среды обитания, развивалось умение выделять признаки, присущие объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.

   Главной целью этого урока было дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные», а для этого необходимо было на основе имеющихся знаний и жизненного опыта учащихся вывести их на самостоятельную классификацию объектов живой природы. Открытие нового знания получилось благодаря правильно выбранным для урока педагогическим методам: частично – поисковому и наглядному.

   Я постаралась построить урок так, чтобы каждый ученик смог испытать положительные эмоции от личного успеха во время работы на уроке (индивидуальной, в парах;  во время коллективного обсуждения материала), каждый почувствовал себя причастным к достигнутому результату на занятии. Внимание ребят к материалу урока было привлечено мною с первых минут и не ослабевало в течение всего учебного процесса. Этому способствовал, прежде всего, увлекательный материал и разнообразные формы познавательной деятельности, которые помогали мне поддерживать у детей интерес к познанию и эффективное использование информационных технологий на этапе изучения и закрепления новых знаний.

   В классе была создана доброжелательная атмосфера, настроение у ребят было хорошее. Они активно участвовали в уроке, давали исчерпывающие ответы  и сами задавали интересные  вопросы. Дети показали согласованную работу в парах (работа с карточками из приложения тетради), умение сотрудничать и помогать друг другу. Но не все ещё ребята терпимо относятся к мнению других товарищей, были в классе  те (2 человека), кто выкрикивал с места, не дожидаясь, когда спросит его учитель.                                                       Все задания, предлагаемые на уроке, способствовали развитию общеучебных умений и навыков и требовали от учащихся, прежде всего, внимания, собранности, организованности, умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

    Контроль над деятельностью учащихся с моей стороны проходил на протяжении всего урока, особенно, во время индивидуальной работы детей и работы в парах; кроме того, дети проверяли свою работу и работу своих одноклассников. Если были ошибки, мы с ребятами просили объяснить, доказать свой вариант. В ходе рассуждения ученик, как правило, сам исправлял свою ошибку.

    Хочется отметить хороший темп ведения урока. Каждую минуту урока я старалась использовать максимально продуктивно, поэтому  весь материал был дан детям в полном объёме.

   Результативность урока:

  1. 1-е задание (карточки для индивидуальной работы с объектами живой и неживой природы)

             Самостоятельно разделить изображенные объекты на 2 группы.

             - без ошибок справились с заданием -24 чел. 86%

             - допустили ошибки и в ходе проверки смогли сами их исправить – 4 чел. 14%

               из них 3 человека 11% отнесли воду к объектам живой природы т.к. она движется

  1. 2-е задание (работа в парах)

Карточки с изображением животных разделить на группы.

             - без ошибок справились с заданием - 20 чел. 71%

             - допустили ошибки и в ходе проверки смогли сами их исправить –  8чел. 29%

               из них 5 человек 19% объединили насекомых и паукообразных в одну группу.

       Считаю, что  урок  изучения нового материала получился. Цели урока достигнуты.

Малышева Наталия Витальевна

Волосовский район

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

учитель начальных классов

педагогический стаж: 18 лет

образование: высшее,  первая квалификационная категория.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме:

« Живая природа. Животный мир».

 (Система развивающего обучения Занкова Л.В.)

учебник «Окружающий мир» 1 класс

автор: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова

                     Издательский дом Фёдоров Самара, 1999г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"

Сценарий урока написан  в рамках  технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Презентация к уроку Окружающего мира по системе Л.В.Занкова 2 класс "Смерч"

В данной презентации представлен материал для урока оуржающего мира по теме "Смерч"....

Конспект урока окружающего мира "Кровеносная система", 3 класс, УМК "Планета знаний"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....