Конспект конкурсного урока. Николай Сладков «Снег и Ветер».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Формировать более полное и глубокое восприятие художественных произведений, развитие творческого воображения, эстетической, эмоциональной отзывчивости к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Булгакова Ольга Валерьевна
Тема: Николай Сладков «Снег и Ветер»
Класс: 2
УМК «Начальная школа 21 века»
Тип урока: литературное слушание произведений о природе
Технология: продуктивного чтения, прогрессивные технологии 21 века.
Цель:
Формировать более полное и глубокое восприятие художественных произведений, развитие творческого воображения, эстетической, эмоциональной отзывчивости к искусству.
Личностные результаты
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции героев, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заглавием;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- выполнять различные роли;
- договариваться о совместной работе с одноклассниками во время работы в команде.
Предметные результаты
- воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя и учащихся;
- относить произведение к одному из жанров;
- осмысленно, правильно читать;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Оборудование: мультмедийное оборудование.
Средства обучения: учебник, аудиовизуальный ряд, раздаточный материал, оформление класса.
План урока:
№ | Этапы | время | Ориентировочное время |
1. | Эмоциональный настрой | 1 минута | |
2. | Подготовка к восприятию темы. | 4 минуты | |
3 | Постановка учебной задачи. | 2 минуты | |
4 | Знакомство с автором и произведением | 5 минут | |
5 | Работа с текстом. | 3 минуты | |
6 | Интерактивная пауза | 6 минут | |
7 | Определение главной мысли | 4 минуты | |
8 | Слушание музыкального произведения. | 5 минут | |
9 | Работа с репродукциями картин. | 4 минуты | |
10 | Театрализация сказки | 4 минуты | |
11 | Итог и рефлексия | 3 минуты | |
12 | Заключительный момент | 10 секунд |
Ход урока
- Эмоциональный настрой.
Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Послушайте и посмотрите.
1 слайд
Мы услышали звуки и увидели уголок весенней природы. Если у вас они вызывали хорошее настроение, возьмитесь в командах за руки, поделитесь друг с другом весенним настроением.
Молодцы!
- Подготовка к восприятию темы. Классбилдинг. (Техника на взаимодействие)
Прочитайте фразу на слайде. Подумайте 5 секунд и запишите на листке бумаги название вашего угла.
Теперь встаньте, задвиньте стулья и пройдите в тот угол класса, в котором обозначено выбранное вами слово.
Найдите пару - партнера не из вашей команды. Займите удобное место.
Поприветствуйте друг друга.
Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол. Начинает участник, кто выше ростом. Когда закончит говорить один участник, своей идеей поделится другой.
Мне и другим ребятам интересно, почему вы сделали именно этот выбор. Давайте послушаем, что рассказали вам партнеры.
Пожалуйста, …, что рассказал тебе…?
Спасибо, пожмите друг другу руки и пройдите на свои места.
- Постановка учебной задачи.
Вы рассказали друг другу о том, что и почему вы любите слушать больше всего.
На уроке мы тоже будем слушать… произведения о весне.
Цель нашего урока учиться слушать и слышать произведения о весне, свои мысли и свое сердце, друг друга.
Обратите внимание на задачи урока, помогите мне сформулировать что нам необходимо сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели.
Узнать …
Услышать …
Понять …
- Знакомство с автором и произведением.
Обратите внимание на слайд. Перед вами портрет писателя – автора литературного произведения, с которым мы познакомимся на уроке.
Встаньте, кто видел этот портрет и знает, кто на нем изображен.
Имя этого писателя Николай Иванович Сладков.
Встаньте те, кто слышал это имя?
Что Вы знаете о нем?
Я вам расскажу об одном факте из его жизни, который, на мой взгляд, очень интересен, я думаю, он будет интересен и вам.
Николай Сладков очень любил природу, свои собственные наблюдения за лесными обитателями записывал в "Дневник наблюдений", который начал вести во втором классе. В нем было много историй из жизни природы.
На уроке мы познакомимся с одним из произведений этого автора, из цикла «Лесные шорохи», которое называется «Снег и Ветер».
Подумайте и предположите, что может произойти со снегом и ветром весной.
Поделитесь идеями в команде. У вас есть 1 минута, чтобы все члены команды высказали свое предположение.
Начинает участник под номером 4 , 3, 2, 1
Я думаю, что…
Выслушаем предположения участников 2 каждой команды.
Прослушайте литературное произведение, проверьте свои предположения.
Встаньте, чьи предположения оказались верны.
…., что ты предположил.
- Работа с текстом.
Откройте учебник на странице 103 и прочитайте самостоятельно произведение. Определите жанр текста. Время для чтения 1 минута
Обсудите с партнером по плечу, к какому из жанров мы отнесем произведение «Снег и ветер» и почему?
С каких слов вы начнете свое высказывание?
Со слов : Я думаю это… ,потому что
Начинает ученик под буквой А.
- Почему вы считаете, что это сказка?
- Какие факты (события) вымышленные?
(снег и ветер не может думать и говорить). А какие реальные.
- Интерактивная пауза.
Посмотрите на своего партнера по лицу, Запомните его . Все ученики под буквой Б встаньте, задвиньте стулья, в центре класса сформируйте внешний круг. Сейчас все ученики под буквой А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг. Вы будете отвечать на мои вопросы своему партнеру по лицу.
Слушаем мои вопросы
- Подумайте. Почему Ветер называет Снег дружище?
- Думайте, … отвечать будут ученики под буквой А.
Перейдите вправо на 1 шаг, найдите, таким образом, нового партнера.
Почему настроение у Снега в начале сказки было грустным?
- Думайте, … отвечать будут ученики под буквой Б,
Слушаем мой вопрос:
А почему всем хоть бы что, когда снег умирает?
Подумайте, … отвечают участники Б.
Перейдите вправо на 1 шаг, найдите, таким образом, нового партнера.
Ветер посоветовал Снегу набраться сил для чего?
Подумайте, … отвечают участники Б.
Поблагодарите своего партнера за сотрудничество и присаживайтесь на свои места.
- Главная мысль текста.
Попробуем определить, что нам хотел донести автор? Что он нам хотел сказать?
Сначала каждый из вас самостоятельно подумает и запишет на листке продолжение фразы : Автор хотел, чтобы мы поняли, что ...
На эту работу каждому отводится 20 секунд, начнет участник команды под номером 2, далее по часовой стрелке все участники делятся свои мнением. Следите за временем , таймер на доске.
Начиная с номера 1 прочитайте ваши мысли в команде. Выберите один самый полный на ваш взгляд ответ.
Выслушиваем представителей команд.
Обобщим ваши идеи и сформулируем главную мысль этого произведения:
Автор хотел, чтобы мы поняли, что ...
- Слушание музыкального отрывка.
Предлагаю вам прослушать отрывок из музыкального произведения – пьесы П.И. Чайковского «Апрель» и представить картины, которые рисует музыка.
Слушание
Эпиграфом к этой пьесе стало стихотворения Аполло́на Никола́евича Ма́йкова.
Послушайте его. Что общего между этими произведениями и сказкой Н. Сладкова.
«Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...»
Слушание.
- Какие картины нарисовали музыка и стихотворение в вашем воображении. Поделитесь своими впечатлениями.
Это музыкальное произведение, на ваш взгляд, подходит к настроению сказки Снег и Ветер. Почему?
(фронтально)
- Работа с репродукциями картин.
Ребята, не только писатели, поэты и композиторы писали о весне, весну писали художники.
Познакомьтесь с репродукциями картинами известного русского художника – мастера пейзажа настроения Исаака Ильича Левитана.
Вглядитесь в эти работы.
Просмотр 2 слайдов с картинами
На какой из этих картин могли бы встретиться наши герои, чтобы между ними произошел диалог как в сказке Николая Сладкова?
Обсудите в командах.
Поделитесь своим мнением.
- Театрализация сказки.
Я хочу вам предложить стать ненадолго режиссерами и создать спектакль Снег и ветер. Мы с вами подготовились: обсудили роли актеров, когда анализировали литературное произведение, обсудили музыкальный отрывок из пьесы Чайковского, увидели репродукции картин известного художника и выбрали одну из них, которая станет декорацией к нашему спектаклю.
А кто же сыграет роли на сцене. Предложите мне имена своих товарищей, у которых, на ваш взгляд, получится так прочитать эту сказку по ролям, чтобы передать настроение героев (по одному от каждой команды).
Вы все достойны, но жребий определит тех, кто будет исполнять роли главных героев.
Звучит музыка на слайде заставка. Два ученика читают сказку по ролям.
Спасибо.
Поаплодируем нашим замечательным актерам.
- Итог. Рефлексия урока.
На уроке мы слушали произведения 4 видов искусства: литературы ( сказка и стихотворения) , музыки ( пьеса), живописи ( картины) и театра ( спектакль).
Подведем итог и вернемся к задачам нашего урока, для того чтобы проанализировать их выполнение.
Я узнал…
Я услышал…
Я понял…
- Пожелание-напутствие.
- Дорогие, ребята! Я была рада встретиться с вами! Отличного вам весеннего дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект конкурсного урока окружающего мира
Урок окружающего мира с использованием ИКТ был представлен на городской конкурс методических разработок и занял 2 место...
презентация Н.Сладков "Снег и ветер"
Презентация по литературному чтению по программе 21 век, 2 класс Н.Сладков "Снег и ветер"...
Николай Сладков
Презентация о жизни и творчестве Николая Сладкова...
Межпредметный урок литературного чтения и окружающего мира по теме: Николай Сладков "Апрельские шутки".
Цель: показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля.I. Предметные:1. Формировать представление о весеннем месяце-апреле. 2. Развивать внимание, речь, логическое...
Николай Сладков "Непослушные малыши"
Очень интересный рассказ для детей и о детях....
Конспект конкурсного урока русского языка во 2 классе "Буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу"
В данном материале представлен конспект урока русского языка для 2 класса. Цель урока - закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями жи/ши, ча/ща, чу/щу....
Конспект конкурсного урока на тему: «Золотое кольцо России»
Цель урока: создание условий для знакомства с интересными городами нашей страны, которые составляют Золотое кольцо, достопримечательностями этих городов.Задачи:1. Расширить кругозор учащихся в области...