Слайд 1 | Здравствуйте, меня зовут Кувшинова Ксения Сергеевна. Я учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5». |
Слайд 2 |
В структуре урока любого типа, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Многие учителя часто не придают данному этапу большого значения. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "крепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! | Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. |
|
Слайд 3 | Что же такое рефлексия? Согласно Пьеру Тейяру де Шардену, рефлексия это то, что отличает человека от животного. Благодаря ей человек может не просто знать нечто, но еще и знать о своем знании. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. |
Слайд 4 | Рефлексия в педагогической деятельности выполняет несколько функций. 1. Диагностическая функция – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса; 2. Проектировочная функция – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности; |
Слайд 5 | 3. Организаторская функция - выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия; 4. Коммуникативная функция – рефлексия как условие продуктивного общения учителя и учащегося; 5. Мотивационная функция – определение направленности и целевых установок деятельности; |
Слайд 6 | 6. Смыслотворческая функция – формирование в сознании участников образовательных отношений смысла их собственной деятельности; 7. Коррекционная функция – побуждение к корректировке своей деятельности. |
Слайд 7 | Существует три вида рефлексии: содержательная, в которой мы выявляем, что понял ученик; деятельностная – чему научился ученик и эмоциональная – рефлексия настроения у ученика. |
Слайд 8 | Рассмотрим несколько примеров каждого вида рефлексии. Начнем с рефлексии деятельности. Первый прием рефлексии – «Мишень». Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора. Моя деятельность. Деятельность группы. Деятельность класса. Деятельность учителя. Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой. Данный вид рефлексии следует использовать приблизительно с 3 класса. |
Слайд 9
| Следующий прием – «Ладошка». Учащиеся обводят свою ладошку и на каждом пальце фиксируют: Большой – о чем шла речь на уроке (цель). Указательный – что узнал. Средний – над чем еще нужно поработать. Безымянный – психологическая атмосфера. Мизинец – мне здесь не хватало… Со 2 класса. |
Слайд 10 | Следующий довольно распространенный прием – «Дерево успеха». На доску, где нарисовано дерево, дети поочередно крепят листочки: зеленый, желтый или красный в зависимости от своих результатов. Использую в 1 классе. |
Слайд 11 | По тому же принципу построен и следующий прием «Укрась торт». Ученик выбирает цвет согласно своим успехам и украшает торт. Использую в 1 классе. |
Слайд 12 | Следующий прием – «Поляна». На доске поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока (работа с текстом, составление предложений и т.д.). Перед каждым учащимся – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. Начинаем с 3-4 класса. |
Слайд 13 | Теперь рассмотрим приемы рефлексии содержания. Первый прием – «Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Напомню вам, что же такое синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (обычно прилагательными). 3. Третья – описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. |
Слайд 14 (все по очереди выходят) | Например, давайте попробуем составить синквейн по теме: «Россия – наша Родина». 1. Родина 2. Большая, любимая 3. Растит, кормит, поит 4. Родина – как родная матушка. 5.Матушка Это говорит о том, что все синквейны будут индивидуальны и оригинальны. |
Слайд 15 | Следующий прием – «Чемодан, мясорубка, корзина». Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Чемодан – всё пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. |
Слайд 16 | Результат деятельности можно оформить с помощью паутинки. Ребята отмечают на ней виды деятельности, формы работы на уроке и т.д. Со 2 класса даю полные заготовки, они дописывают только слово «Я», в следующих классах составляют сами. |
Слайд 17 | Следующий прием рефлексии деятельности – оценочные листы. Существует много разновидностей оценочных листов. Это – довольно стандартный оценочный лист учащегося. |
Слайд 18 | Этот оценочный лист используется реже – оценочный лист участников образовательных отношений (учащихся, родителей и педагогов). С его помощью можно оценить, к примеру, проект, который ребенок выполнял дома, а затем принес в школу. |
Слайд 19 | Теперь переходим к рефлексии настроения. Один из самых распространенных приемов – «Солнышко – тучка». Учащиеся выбирают «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко – тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось. |
Слайд 20 | Для рефлексии эмоционального состояния можно использовать различные смайлики, сигнальные карточки разных цветов и форм. Я думаю, что всё это вам известно и останавливаться на этом не будем. Чаще всего используем их в 1 – 2 классе. |
Слайд 21 | Еще один пример рефлексии настроения – «Пейзажи». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Картины можно повесить на стену или доску, ребята вешают смайлики. |
Слайд 22 | Следующий прием – «Букет». В начале урока детям раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока дети оценивают своё эмоциональное состояние и прикрепляют соответствующий цветок. |
Слайд 23 | Рефлексию эмоционального состояния можно провести с помощью пирамиды «Состояние моей души». Ученик берет изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души. |
Слайд 24 | И последний прием, о котором я хотела бы сказать – прием «СМС». Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать СМС – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как он себя чувствовал на уроке. |
Слайд 25 (приемы появляются по очереди) | А сейчас я предлагаю провести рефлексию нашей деятельности. В рефлексии содержания будем использовать «Ладошку», в рефлексии деятельности – «Синквейн», в рефлексии настроения – «СМС». У вас на столах находятся инструкции к каждой рефлексии. |
Слайд 26 | Надеюсь, этот мастер-класс был в чём-то вам полезным. Буду рада, если вы оставите свой отзыв о данном мастер-классе. Спасибо за внимание! |