Мастер - класс "Рефлексия как один из этапов современного урока"
учебно-методический материал на тему

Кувшинова Ксения Сергеевна

Мастер-класс "Рефлексия как один из этапов современного урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Здравствуйте, меня зовут Кувшинова Ксения Сергеевна. Я учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5».

Слайд 2

В структуре урока любого типа, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока.

Многие учителя часто не придают данному этапу большого значения. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "крепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили!

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

Слайд 3

Что же такое рефлексия? Согласно Пьеру Тейяру де Шардену, рефлексия это то, что отличает человека от животного. Благодаря ей человек может не просто знать нечто, но еще и знать о своем знании. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Слайд 4

Рефлексия в педагогической деятельности выполняет несколько функций.

1. Диагностическая функция – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса;

2. Проектировочная функция – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности;

Слайд 5

3. Организаторская функция - выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

4. Коммуникативная функция – рефлексия как условие продуктивного общения учителя и учащегося;    

5.  Мотивационная функция – определение направленности и целевых установок деятельности;

Слайд 6

6.  Смыслотворческая  функция – формирование в сознании участников образовательных отношений смысла их собственной деятельности;

7.  Коррекционная функция – побуждение к корректировке своей деятельности.

Слайд 7

Существует три вида рефлексии: содержательная, в которой мы выявляем, что понял ученик; деятельностная – чему научился ученик и эмоциональная – рефлексия настроения у ученика.

Слайд 8

Рассмотрим несколько примеров каждого вида рефлексии. Начнем с рефлексии деятельности. Первый прием рефлексии – «Мишень». Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора.

Моя деятельность.

Деятельность группы.

Деятельность класса.

Деятельность учителя.

Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой. Данный вид рефлексии следует использовать приблизительно с 3 класса.

Слайд 9

Следующий прием – «Ладошка». Учащиеся обводят свою ладошку и на каждом пальце фиксируют:

Большой – о чем шла речь на уроке (цель).

Указательный – что узнал.

Средний – над чем еще нужно поработать.

Безымянный – психологическая атмосфера.

Мизинец – мне здесь не хватало…    Со 2 класса.

Слайд 10

Следующий довольно распространенный прием – «Дерево успеха». На доску, где нарисовано дерево, дети поочередно крепят листочки: зеленый, желтый или красный в зависимости от своих результатов. Использую в 1 классе.

Слайд 11

По тому же принципу построен и следующий прием «Укрась торт». Ученик выбирает цвет согласно своим успехам и украшает торт. Использую в 1 классе.

Слайд 12

Следующий прием – «Поляна». На доске поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока (работа с текстом, составление предложений и т.д.). Перед каждым учащимся – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. Начинаем с 3-4 класса.

Слайд 13

Теперь рассмотрим приемы рефлексии содержания. Первый прием – «Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Напомню вам, что же такое синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (обычно прилагательными).

3. Третья – описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 14

(все по очереди выходят)

Например, давайте попробуем составить синквейн по теме: «Россия – наша Родина».

1. Родина

2. Большая, любимая

3. Растит, кормит, поит

4. Родина – как родная матушка.

5.Матушка

Это говорит о том, что все синквейны будут индивидуальны и оригинальны.

Слайд 15

Следующий прием – «Чемодан, мясорубка, корзина». Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Слайд 16

Результат деятельности можно оформить с помощью паутинки. Ребята отмечают на ней виды деятельности, формы работы на уроке и т.д. Со 2 класса  даю полные заготовки, они дописывают только слово «Я», в следующих классах составляют сами.

Слайд 17

Следующий прием рефлексии деятельности – оценочные листы. Существует много разновидностей оценочных листов. Это – довольно стандартный оценочный лист учащегося.

Слайд 18

Этот оценочный лист используется реже – оценочный лист участников образовательных отношений (учащихся, родителей и педагогов). С его помощью можно оценить, к примеру, проект, который ребенок выполнял дома, а затем принес в школу.

 Слайд 19

Теперь переходим к рефлексии настроения. Один из самых распространенных приемов – «Солнышко – тучка». Учащиеся выбирают «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко – тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.

Слайд 20

Для рефлексии эмоционального состояния можно использовать различные смайлики, сигнальные карточки разных цветов и форм. Я думаю, что всё это вам известно и останавливаться на этом не будем. Чаще всего используем их в 1 – 2 классе.

Слайд 21

Еще один пример рефлексии настроения – «Пейзажи». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Картины можно повесить на стену или доску, ребята вешают смайлики.

Слайд 22

Следующий прием – «Букет». В начале урока детям раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока дети оценивают своё эмоциональное состояние и прикрепляют соответствующий цветок.

Слайд 23

Рефлексию эмоционального состояния можно провести с помощью пирамиды «Состояние моей души». Ученик берет изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

Слайд 24

И последний прием, о котором я хотела бы сказать – прием «СМС». Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать СМС – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как он себя чувствовал на уроке.  

Слайд 25

 (приемы появляются по очереди)

А сейчас я предлагаю провести  рефлексию нашей деятельности. В рефлексии содержания будем использовать  «Ладошку», в рефлексии деятельности – «Синквейн», в рефлексии настроения – «СМС».  У вас на столах находятся инструкции к каждой рефлексии.

Слайд 26

Надеюсь, этот мастер-класс был в чём-то вам полезным. Буду рада, если вы оставите свой отзыв о данном мастер-классе. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической нап...

Применение интерактивной системы тестирования Activstudio 3 от компании «Promethean» на разных этапах современного урока в начальной школе.

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль и оценку знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, разнообразны, но до сих пор в школе наибол...

презентация Рефлексия как этап современного урока

презентация к мастер-классу "Рефлексия как этап урока в аспекте реализации ФГОС...

Рефлексия как один из важных этапов современного урока

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Буклет "Рефлексия - один из этапов современного урока"

Данный материал предназначен для учителей, работающих по ФГОС. Здесь дано подробное описание этапа урока "Рефлексия"....

Презентация "Рефлексия как один из этапов современного урока"

Презентация "Рефлексия как один из этапов современного урока". Представлены различные варианты рефлексии...

Мастер-класс по теме: «Эффективные формы, приёмы, методы организации этапов современного урока как средство формирование УУД»

Урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т.е. уметь ставиь себе конкретную цель, планиров...