«Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ФОП НОО» на примере работы над проектом: «Азбука здоровья или зачем нужна сменная обувь»
проект (4 класс)

Солгалова Ольга Александровна

Выступление на курсах повышения квалификации СКИРО  ПК и ПРО по теме "Педогические компентенции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fomirovanie_regultivnyh_uud.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
 Изобильненского муниципального  округа
Ставропольского края

«Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ФОП НОО»

на примере работы   над проектом:
«Азбука здоровья или зачем нужна сменная обувь»

        

                                                 учитель начальных классов

                                                  МБОУ «СОШ№11»ИМОСК

                                                          Солгалова Ольга Александровна

пгт. Рыздвяный, 2024г.

Введение

Актуальность проекта. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО новая редакция) сформулированы требования к развитию личности обучающегося, планируемые результаты обучения. Главная задача современной школы на данный момент не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, умение и желание учиться, помочь ему овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Сегодня образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ориентируется на системно-деятельный подход, который предполагает включение школьников в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Теперь наряду с предметными результатами анализируются также метапредметные и личностные результаты образования, а это требует новых способов обучения и оценивая деятельности обучающихся на уроке и вне его.

В педагогической теории также недостаточно выяснено содержание и процессуальные компоненты реализации метода проектов, благоприятные для формирования регулятивных УУД младших школьников. Отсюда вытекает актуальность проблемы, поскольку регулятивные УУД выступают средством эффективности учебной деятельности и отражаются в результативности этого процесса. Очевидна и практическая потребность выяснить эффективность метода проектов как средства формирования регулятивных УУД младших школьников

Объект исследования - процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий у младшего школьника.

Предмет исследования – особенности использования проектной деятельности в начальной школе.

Цель - изучить особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников через методику проектной деятельности.

         Новизна проекта состоит в том, что ученики  4-го класса работая в группах, самостоятельно учились  ставить перед собой цели, планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности, вносить коррективы и представлять результат своей работы.

Задачи:

  1. Способствовать формированию регулятивных УУД у учеников начальных классов в рамках требований  ФГОС НОО;
  2. Создать педагогические условия наиболее эффективного использования метода проектов для формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников;
  3. Проверить эффективность проектного метода в формировании регулятивных универсальных учебных действий на практике.

Основная часть

Тип проекта: по длительности –  среднесрочный

(две недели)

по числу участников – групповой

Этапы проекта.

1. Подготовка

2. Планирование

3. Принятие решения

4. Выполнение

5. Оценка результатов

6. Презентация

Подготовка

1.Создание проблемной ситуации.

Просмотр фильма «Пыль»

2.Выбор темы проекта «Азбука здоровья или зачем нужна сменная обувь».

3.Формулирование проблемы: влияет ли загрязненность школьных помещений на здоровье учащихся.

4.Определение цели:

сформировать способы соблюдения чистоты и заботы о своем здоровье.

5. Формирование творческих групп:

- «Социологи»

- «Исследователи»

- «Ботаники»

- «Рекламщики»

 6. Определение форм выражения итогов проектной деятельности  (газета «Азбука здоровья», постеры, презентация, рисунки, рекламные ролики, публичное выступление)

  Планирование

1. Анализ проблемы (обсуждение сложившейся ситуации)

2. Определение задач:

  • провести социологический опрос учащихся школы, взять интервью у работников школы;
  • узнать из разных источников информацию о составе пыли и её опасности;
  • исследовать степень запыленности школьного пространства;
  • узнать какие растения помогают очищению воздуха;
  • создать рекламные ролики.

3.Выбор критериев оценки результата, лист самооценки.

4. Распределение ролей в группе.

5.Формулировка вопросов, над которыми будет работать группа

6. Разработка заданий для творческих групп.

7.Отбор литературы

Принятие решения

1.Сбор и уточнение информации по группам (взрослые, интернет, книги, учебная литература и др.)

«Социологи»

  • Взять  интервью у  директора школы  и медсестры по данной проблеме, провести опрос учащихся.
  • Построить диаграмму опроса  учащихся.
  • Создать постер «Носить или не носить сменную обувь»?». 

«Исследователи»

  • Найдите в толковом словаре лексическое значение слов «пыль».
  • Исследовать  степень запыленности школьного пространства.
  • Создать презентацию  «Влияние пыли на здоровье « и постер  «Как сберечь здоровье?»

«Ботаники»

  • Найти сведения о растениях очищающих воздух.
  • Сделать фотографии растений, очищающие воздух, которые растут у нас в школе.
  • Создать презентацию.

«Рекламщики»

  • Придумать рекламный слоган   на тему.
  • Снять ролики  «Чистота залог здоровья».  
  • Создать памятку «Как ухаживать за сменной обувью»
  • Выучить клятву с первоклассниками  «Сменную обувь носи и здоровье береги».

2. Обсуждение различных гипотез выполнения заданий

3. Выбор оптимального варианта (создание памятки, организация выставки рисунков, выпуск стенгазеты)

Выполнение

Учащиеся проводят работу над проектом по заранее составленному плану и оформляют результаты работы:

  1. опрос учащихся и работников  школы;
  2. исследование степени запыленности школьного пространства;
  3. сообщение о растениях очищающих воздух;
  4. создание рекламных роликов;
  5. выпуск стен газеты.

Учитель консультирует и координирует работу детей при выполнении задания, стимулирует их действия.

Оценка результатов выполнения проекта:

1.  Какую цель ставили?

2.  Достигнута ли поставленная цель?

3.  В чём были затруднения? Почему?

4.  Причины возможных неудач и пути их исправления.

5.  Какие сформулировали выводы?

6.  Анализ причин возможных затруднений или недостатков

Учащиеся представляют и защищают презентации и доклады по памятке:

Презентация

1.Название работы.

2. Цель работы.

3. Источники информации.

4. Выполнения работы

5. Возможности применения своей работы

6. Значимость мини – проекта

Защита

I группа

1. Наша группа называется: социологи

2. Цель нашей работы узнать мнение учеников  и работников школы:  влияет ли чистота школьных помещений  на здоровье учеников и нужно ли носить сменную обувь?

3. Информацию нам предоставил директор школы, школьный врач и ученики начальной школы. Проведя опрос среди 150 учеников начальной школы, мы выяснили: 

Носите ли вы сменную обувь?

80% -  носят

8%  -  нет        

12% - не знаю

 Зачем нужна сменная обувь?

73% - чтобы было чисто

15% -  заставляют  

12% -  для здоровья

Может ли грязная обувь стать источником болезни?

66 % - да              

13% - нет                        

21%  - не знаю

4.Опрос показал, что  взрослые и дети  понимают,  что чистота школьных помещений зависит, оттого будем ли мы носить сменную обувь. Но при этом не все выполняют это правило  в школе.

Мы сделали постер «Носить сменную обувь или не носить?»

5.  Наша группа работала слажена.  Проект научил нас ставить цели, планировать и прогнозировать свою деятельность. Мы научились взаимодействовать с работниками школы и детьми других классов. Научились обрабатывать полученную информацию и анализировать ее. Проект заставил нас задуматься, зачем мы носим сменную обувь.

6.Трудности  были при создании постера, так как у нас не достаточно знаний и умений работать с компьютером, нам помогал учитель.

II группа

1. Наша группа называется: исследователи

2. Цель нашей работы  узнать о влиянии пыли на здоровье школьников.

3. Информацию мы искали в книгах, интернете и нам помогали наши родители и учитель.

4. Мы сделали презентацию  «Влияние пыли на здоровье школьников»

Цель: определить от чего зависит уровень запылённости помещений школы, узнать, как пыль влияет на здоровье школьников.

Задачи:

  • узнать, что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;
  • рассмотреть разновидности пыли и узнать, как образуется пыль в помещениях;
  • провести исследовательскую работу;
  • рассмотреть влияние пыли на здоровье школьников;
  • познакомиться со способами борьбы с пылью;
  • разработать рекомендации  для учеников начальной школы  по соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Гипотеза: возможно запыленность школьных помещений зависит от того носим мы сменную обувь или нет.

        Мы выяснили, что пылью называют твердые частицы размером от 0,01 до 10 микронов. Пылинки размером менее 5-10 мкм постоянно плавают в воздухе, частицы от 10 до 50 мкм оседают постепенно, а более крупные практически сразу. 
        За сутки житель крупного города «пропускает» через свои легкие до 6 млрд. пылинок, которые уместились бы в двух столовых ложках. Пыль любит путешествовать, и ей это легко удается. Ее частицы очень маленькие и необычайно легкие. Они переносятся ветром на огромные расстояния из микроорганизмов, клещей, частей пуха животных и птиц, отмерших клеток кожи человека, песка и жира.     

          Так как пыль является прекрасной средой для размножения бактерий, то, попадая в кишечник человека, она провоцирует увеличение численности нежелательных бактерий, которые вызывают желудочно-кишечные заболевания: гастрит, дисбактериоз, образование газов и даже язву.

     Семья из 3-х человек производит около 1 кг пыли в месяц. Микроскопическая её часть больше чем наполовину состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 граммов омертвевшей кожной ткани в год.

     Эта мертвая ткань собирается на полу и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков. Клещи, живущие в пыли, вызывают аллергию, бронхиальную астму. В 1 грамме пыли может содержаться от сотни до нескольких тысяч клещей! Клещи  боятся солнечных лучей.
         Плесень обычно присутствует в воздухе, но она также произрастает в домашней пыли, размножаясь на чешуйках отмершей кожи человека и животных. Также может поражать ткани комнатных растений. Некоторые виды плесени вызывают отравление, если вдохнуть их споры. Именно поэтому очень важно удалять пыль постоянно.    

             Шерсть домашних животных служит пищей для пылевых клещей, а так же может содержать некую секрецию, которая являться возбудителем аллергии и даже астмы. В общественных местах, таких как школы и офисы, концентрация «кошачьего» и «собачьего» аллергенов в пыли часто находится на том же уровне, что и в домах, где содержат этих животных.
Каждый день мы приносим вместе с обувью в школу грязь с улицы. Эта грязь, как правило, состоит из смеси песка и природных жиров. Что касается жиров, то они не только являются загрязнителями, но также за счет своей вязкости связывают другой мусор и препятствуют его уборке.
Минеральные составляющие пыли вызывают бронхиты. При большом количестве минеральной пыли, такой как кремний, зола, цемент, смолы, появляются тяжелые болезни легких и бронхов.

         Следуя цели своей работы, исследовали уровень загрязнения воздуха в школьных помещениях. Для этого  взяли полоски  липкой ленты и прикрепили их в своем классе, в кабинете завуча, в своем кабинете, коридоре и фойе школы. Через 5 дней листочки были сняты и рассмотрены  в микроскоп. На них мы увидели прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. 
Самыми чистыми были листочки из  кабинета завуча. Это объясняется тем, что в коридоре начальной школы  большинство детей ходит в сменной  обуви, кабинет завуча посещает гораздо меньше людей, чем другие кабинеты.
Самыми загрязненными оказались листочки в фойе.

         Из интервью с директором школы мы узнали, что и хотя уборка проводится ежедневно, большая проходимость людей и грязная обувь приводят к сильному загрязнению помещения.

 Что же делать?

1. Чаще делать влажную уборку.

2. Делать генеральную уборку в классе.

3. Всем ходить в сменной обуви.

4. Озеленять помещения.

5.Проект научил нас ставить цели, выполнять работу согласно плану,  выдвигать гипотезы. Уважительно относится к другим людям и их мнениям, не осуждая, а принимая чужие взгляды и позицию. Благодаря проекту смогли научиться работать с микроскопом,  сделали презентацию   о вреде пыли и о способах борьбы с ней.

6.Мы испытывали трудности при создании презентации, нам помогал учитель. Свою работу мы представили  ученикам начальных классов.

III группа

1. Наша группа называется: ботаники.

2. Цель нашей работы узнать  о растениях, которые очищают воздух.

3. Информацию мы искали в книгах, интернете и нам помогали наши родители.

4. Мы сделали презентацию, написали статью для стен газеты.

Хлорофитум не только отлично очищает воздух от загрязнений, но и интенсивно обогащает его кислородом. А благодаря неприхотливости он выживет даже у самых нерадивых цветоводов. Лучше всего хлорофитум растёт на солнечном окне, но и в тени тоже живёт неплохо. Полив любит обильный, будет благодарен регулярному опрыскиванию.

Те, кто хоть раз делал в своей квартире ремонт, прекрасно знают, как сложно проветрить помещение от строительных материалов и избавиться хотя бы от половины неприятных бытовых запахов.  В этом деле нет лучшего помощника, нежели растение  спатифиллюм. Оно может убрать из кислорода различные пары ацетона, амиака, спиртов и бензола. Мало того, что это растение помогает очистить воздух, так оно еще и радует красивым белоснежным цветением.

         Как  не называют сансевиерию: щучим хвостом, тёщиным языком, языком дьявола, леопардовой лилией, змеиным растением! Сансевиерия отлично вырабатывает кислород и к тому же не очень прихотлива: может расти как в прохладных, так и в тёплых помещениях, хотя и светолюбива, но вполне переносит выращивание в полутени и тени, нетребовательна к влажности и не нуждается в частом поливе.

         Герань – это цветущая альтернатива любым антидепрессантам. Аромат этого растения может облегчить невроз, бессонницу, стресс и нервное напряжение. А вещество под названием гераниол, которое выделяет этот цветок, способно убить любые бактерии и уничтожить гадкие вирусы стафилококков и стрептококков. Стоит заметить, что герань также может поглотить бесцветный ядовитый газ, а еще обновить спертый воздух, который часто становится проблемой маленьких  квартир. 

В народе толстянку называют денежным деревом. Существует поверье, что оно привлекает материальное благополучие, поэтому в офисах его можно встретить чаще всего. Помимо примет, популярность толстянки обеспечила её неприхотливость. Это суккулент, следовательно, поливать его можно нечасто, но если листья начали краснеть, то стоит убрать деревце в тень.

Фикус Бенджамина — вечнозеленый древовидный кустарник из рода Фикус семейства Тутовые.

Также как сансевьера и хлорофитум, бенджаминовое дерево входит в топ десяти лучших растений фильтров. Оно очищает воздух, поглощая из него токсичные вещества (формальдегиды, бензол, толуол и им подобные) и выделяет в него кислород.

  1. Благодаря проекту мы узнали много нового о растениях очищающих воздух. Стали понимать, зачем нужно ухаживать за растениями в классе.  Проект научил нас ставить цели, планировать и прогнозировать свою деятельность. Мы научились обрабатывать полученную информацию и анализировать ее.  Свою статью мы напечатали в  стен газете «Азбука здоровья».

6. Трудности испытывали при создании презентации и при изучении названий цветов.

        

IV группа

1. Наша группа называется: рекламщики

2.  Цель нашей работы пропаганда здорового образа жизни.

3. Мы сами сочиняли рекламные слоганы, клятву «Обувь сменную носи» рисовали рисунки, для создания постера информацию искали в интернете.

4.  С помощью учеников 10 «А» класса мы сняли ролики.

5. Проект научил нас ставить цели, выполнять работу согласно плану. Работая в группе, мы проявляли свою индивидуальность, старались уважительно относится к другим людям,  их мнению, не осуждая, а принимая чужие взгляды и позицию. Свою работу  представили перед учениками  начальных классов.

6. Все участники группы работали с интересом, но сниматься в роликах оказалось не так просто, как казалось на первый взгляд.  

Заключение

Наш проект дал возможность ученикам связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проекта, ребята смогли  проявить свою гражданскую позицию, активность, ответственность, что способствовало воспитанию таких качеств как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение.

Данный метод позволил нестандартно подойти к деятельности ребенка, активно влиять на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие, качественно изменить мотивацию обучающегося – преобразовать внешние мотивы во внутренние.

У учащихся сформировалось регулятивные УУД: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы, оценивать свои действия  и их результат.

 В итоге дети смогли повысить уровень овладения теоретическими знаниями и практическими навыками, работать в команде.  

Литература

  1. Лекция «Социальное проектирование как условие формирования гражданской позиции обучающихся начальной школы». Астрецова Н.В.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286.
  3. «Формирование регулятивных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности». Даруткина А. А.

Интернет ресурсы:

  • Аллергия на клещей [Электронный ресурс] / Rainbow.- Режим доступа: http://rainbow-e2/ru/photo/dust-mites/ свободный. Загл. с экрана
  • Пылевые клещи – сапрофиты [Электронный ресурс] / Rainbow.- Режим доступа: http://www.rainbow.ru/default.asp?countryID=RU&infoID=53&typ=katlist свободный. Загл. с экрана
  • Фото сапрофитов [Электронный ресурс] / Яндекс – картинки.- Режим доступа: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%
  • 556680


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода как способ формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

Статья содержит приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий применяемых мною на своёй практике, которые позволяют вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться и достичь п...

Педагогический проект. Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

   Представляю разработку педагогического проекта по теме саммобразования: " Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных УУД младших школьников".   ...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС»

 Проблема  формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образоват...

Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Данная тема актуальна , потому что проект способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из сте...

Социальный проект "Азбука здоровья или зачем нужна сменная обувь".

Социальное проектирование одно из направлений работы начальной  школы и особенно оно актуально в условиях реализации ФГОС НОО. Суть социального проектирования заключается во включении обучаю...

Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников....