Проектная деятельность в начальной школе.
учебно-методический материал
Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.
Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.
Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.
Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.
Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.
Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.
Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Мой опыт является актуальным и перспективным, так как в процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.
Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.
Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял.
Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, сценарий, презентация и т.д.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание работать над другими.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течение определённого отрезка времени.
При создании проектов я тесно сотрудничаю с работниками библиотек, родителями. В работе использую методики игры, поисковой и исследовательской работы.
В своей работе придерживаюсь следующих требований:
- Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
- Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
- Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
- Работа по проекту является исследовательской.
- Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Что является критериями успеха работы над проектом?
- достигнут конечный результат.
- создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
- результат проекта может быть использован другими коллективами
Информация о проекте широко распространена.
Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Как же я работаю над проектами?
Работу делю на несколько этапов.
1. Подготовка:
а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;
б) делим учащихся на группы.
2. Планирование:
а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.
Для этого ребятам необходимо:
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Записать важную информацию, которую узнали из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Записать интересную информацию, полученную от других людей.
Использовать Интернет.
Записать то новое, что узнали с помощью компьютера.
б) Определяем способы представления результатов (доклад, книга, презентация, рисунок, поделка, газета)
в) Распределяем обязанности в группах.
3. Исследование.
а) формулируем проблему;
б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;
в) выбираем методы исследования.
Для этого детям надо:
Подумать самостоятельно над вопросами:
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Понаблюдать.
Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии или зарисовки.
Провести эксперимент.
Записать план и результаты эксперимента.
4. Результаты и выводы:
а) анализируем информацию и формулируем выводы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, альбом, журнал и др.; конкретный результат, готовый к внедрению.
5. Представление или отчёт (проходит на занятиях внеурочной деятельности, родительском собрании, на классном часе).
6. Оценка результатов и процесса - организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.
Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям.
Суть работы над проектом и этапы этой работы можно свести к «пяти П»:
- Проблема.
- Проектирование.
- Поиск информации.
- Продукт.
- Презентация.
Приведу пример работы над проектом «Королевство предложений» в рамках внеурочной деятельности.
Были оговорены сроки работы – 3 недели (время необходимое для сбора информации), сформулированы цели и задачи проекта.
Цель проекта:
- обобщить знания о видах предложений.
Задачи проекта:
- собрать информацию о предложениях;
- выяснить, что зависит от видов предложений;
- создать творческий конспект.
Сначала дети собирали информацию, обращаясь к словарям и справочникам, к учителю. Затем проводили исследование, применяя такие методы, как наблюдение, анализ, синтез.
В течение трёх недель ребята собирали материал по данной теме и создавали творческий продукт – плакат. В конце третьей недели дети провели анализ своей работы, обсудили представленные проекты.
Итог проекта – презентация, А главное – ребята получили огромное удовольствие от проделанной работы, расширили свои знания по русскому языку.
Выводы
Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.
Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:
- Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, моим ученикам и родителям. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
- Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.
Литература:
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 112 с.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...