Проектная деятельность в начальной школе.
учебно-методический материал

Баранова Елена Александровна

Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов. 

         Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.

        Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.  

         Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.

        Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.

         Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.

        Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

         Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Мой опыт является актуальным и перспективным, так как в  процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.

         Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.

          Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

           Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял.      

 Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга,  модель, сценарий, презентация и т.д.

          Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание  работать  над другими.

                     Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся,    направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

           Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.

           В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявление  компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течение определённого отрезка времени.

         При создании проектов я тесно сотрудничаю с работниками  библиотек, родителями. В работе использую методики игры,  поисковой и исследовательской работы.

         В своей работе придерживаюсь следующих требований:

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
  2. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.
  3. Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.
  4. Работа по проекту является исследовательской.
  5. Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.

Что является критериями успеха работы над проектом?

  • достигнут конечный результат.
  • создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
  • результат проекта может быть использован другими коллективами

Информация о проекте широко распространена.

 Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

Получено удовольствие от своей деятельности.

Как же я работаю над проектами?

Работу делю на несколько этапов.

1. Подготовка:

а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;

б) делим учащихся на группы.

2. Планирование:

а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.

Для этого ребятам  необходимо:

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Записать важную информацию, которую узнали из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Записать интересную информацию, полученную от других людей.

Использовать Интернет.

Записать то новое, что узнали с помощью компьютера.

б) Определяем способы представления результатов (доклад, книга, презентация, рисунок, поделка, газета)

в) Распределяем обязанности в группах.

3. Исследование.

а) формулируем проблему;

б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;

в) выбираем методы исследования.

Для этого детям надо:

 Подумать самостоятельно над вопросами:

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Понаблюдать.

Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии или зарисовки.

Провести эксперимент.

Записать  план и результаты эксперимента.

4. Результаты и выводы:

а) анализируем информацию и формулируем выводы.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, альбом, журнал и др.; конкретный результат, готовый к внедрению.

5. Представление или отчёт (проходит на занятиях внеурочной деятельности, родительском собрании,  на классном часе).

6. Оценка результатов и процесса - организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.

       После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.

     Проекты подбираем такие, которые были бы интересны и полезны детям.

Суть работы над проектом и этапы этой работы можно свести к «пяти П»:

  1. Проблема.
  2. Проектирование.
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.

Приведу пример работы над проектом «Королевство предложений» в рамках внеурочной деятельности.

Были оговорены сроки работы – 3 недели (время необходимое для сбора информации), сформулированы цели и задачи проекта.

Цель проекта:

- обобщить знания о видах предложений.

Задачи проекта:

  • собрать информацию о предложениях;
  • выяснить, что зависит от видов предложений;
  • создать творческий конспект.

Сначала дети собирали информацию, обращаясь к словарям и справочникам, к учителю. Затем проводили исследование, применяя такие методы, как наблюдение, анализ, синтез.

     В течение трёх недель ребята собирали материал по данной теме и создавали творческий продукт – плакат. В конце третьей недели дети провели  анализ своей работы, обсудили  представленные проекты.

     Итог проекта – презентация, А главное – ребята получили огромное удовольствие от проделанной работы, расширили свои знания по русскому языку.

Выводы

        Результаты показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить цель и подчинять ей свою деятельность.                  

           Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу:

  • Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, моим ученикам и родителям. Постепенно дети включаются в поисковую деятельность. Школьники учатся работать с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.
  • Каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его. Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём  создателе больше, чем безликая оценка.  

     

Литература:

1.     Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 112 с.

2.     Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....