4. Предупреждение трудностей младших школьников при изучении учебного предмета «Литературное чтение»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Беспалая Светлана Валерьевна

Как предупреждать возникновение трудностей смыслового чтения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_pri_izuchenii_liter._cht._.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение трудностей младших школьников при изучении

учебного предмета «Литературное чтение»

 

Как предупреждать возникновение трудностей смыслового чтения?

 

Особое внимание к становлению смыслового чтения как существенного компонента текстовой деятельности актуализируется его ролью:  

  • во-первых, в повышении качества общего образования и развития младших школьников, становлении глубокого познавательного и художественноэстетического интереса младших школьников к читательской деятельности;
  • во-вторых, в повышении успешности изучения всех предметов учебного плана, т. е. гарантии выполнения требований стандарта к предметным результатам обучения;  
  • в-третьих, в существенном влиянии на реализацию требований ФГОС НОО к метапредметным планируемым результатам;
  • в-четвертых, в обеспечении преемственности образования на дальнейших его ступенях.  

Смысловое чтение определяется как деятельность по восприятию, пониманию и интерпретации текстов разного типа, жанра, назначения, обеспечивающая решение учебно-познавательных задач изучаемого предмета. Таким образом, компонентами смыслового чтения являются:

  1. Восприятие текста как смысловое слушание собственного чтения или чтения другого человека, позволяющее осуществить принятие и понимание информации с целью осознания основного содержания и авторского замысла. Восприятие строится на основе выдвижения смысловых догадок и оценки эмоциональной стороны чтения.
  2. Понимание текста предполагает осознание внешней (содержательной, фабульной) стороны текста и его внутренней системы авторских смыслов и замыслов.
  3. Интерпретация текста с учетом его типа, жанра, назначения, обеспечивающая использование текстовой информации для решения учебнопознавательных задач изучаемого предмета.

Условиями успешного         формирования смыслового

        чтения являются следующие:

  1. Задача развития смыслового чтения должна решаться на уроках каждого учебного предмета с учетом специфики его содержания, которое отражается в учебных текстах. На уроках литературного чтения осуществляется формирование общих подходов к пониманию учащимися сущности текстовой деятельности как совокупности учебных действий по результатам восприятия текста: понимание и принятие цели чтения; определение типа текста, его назначения (художественный, научно-познавательный, справочный, инструктивный), особенностей структуры и стиля; наличие и характеристика выразительных средств; различение основной (главной) и второстепенной информации.
  2. Обязательным условием предупреждения трудностей текстовой деятельности, в частности смыслового чтения, является знание последовательных операций, входящих в каждое универсальное действие.  

          

Как предупреждать трудности восприятия текста?

 

Предупредить возникновение трудностей при восприятии текста, который младший школьник слушает или сам читает вслух, можно в том случае, если учитель точно знает, какие проблемы и ошибки типичны для обучающегося в первом школьном звене и каковы причины их возникновения. Диагностика выявила следующие трудности, связанные с восприятием текста:  

  • преобладает эмоционально-образное восприятие над рациональным, воспроизведение события, факта, их причин и связей заменяется констатацией ярких, эмоционально привлекательных деталей;  
  • фрагментарность восприятия, отсутствие его целостности, неготовность обучающегося ответить на вопросы по тексту; дробность, отрывистость  пересказа;
  • обобщения (выводы) заменяются перечислением отдельных эпизодов

текста;

  • особую трудность вызывает восприятие «сухих» текстов, лишенных эмоциональных деталей, кратких образных описаний.

Как организовывать процесс работы с текстом, чтобы восприятие «работало» на решение поставленных учебных задач?

Принятие и удержание обучающимся мотива чтения – эффективный способ устранить трудности восприятия текста и дальнейшей текстовой деятельности. В психологической литературе подчеркивается, что любое восприятие текста начинается с акта слежения за развитием его содержания. Этот акт осуществляется по установлению общего назначения текста (повествование – в художественном тексте, раскрытие научных фактов в познавательном и справочном текстах, описание реального человека, события – в очерке и т. д.), а также воссозданию в воображении его образов и эмоционального отношения к ним. Поскольку в процессе обучения любой текст выступает в качестве учебного, то учебные задачи, которые будут решены в процессе чтения, должны быть поставлены перед учащимися до начала восприятия текста. Именно с этого этапа начинается осознание произведения любого жанра, вида, рода, стиля как совокупности чувственного (эмоций, чувств, отношений) и рационального (идей, мыслей, связей, сюжета).

Мотивированное чтение есть постановка учебной задачи перед восприятием текста, ее «удержание» в процессе восприятия. Если этот первый этап читательской деятельности отсутствует, то сразу создаются условия для разночтения, т. е. восприятие текста не регламентируется учебной задачей, решение которой предполагается учителем. В массовой практике так и бывает: сначала текст читается просто так, для общего нецелевого ознакомления с ним (задание учителя: читаем текст на с. … учебника). Такое ознакомление с текстом приводит к тому, что каждый слушатель замечает при чтении что-то свое и поэтому не сразу может ответить на вопросы по тексту. Нужно повторно читать текст уже с учетом вопросов.

При постановке мотива чтения вся текстовая деятельность подчиняется поставленной учебной задаче (мотиву – для чего, с какой целью мы будем читать этот текст). Например, перед чтением стихотворения А. С. Пушкина «К няне» учитель озвучивает мотив: «Читая текст, постарайся понять,  какие чувства переживает герой-автор». В этом случае слушатели будут готовы обсуждать идею произведения: «Как поэт относится к няне? Какие воспоминания о няне у него остались? Можем ли мы оценить чувства поэта к своей няне?»

Формулируется мотив и ставится учебная задача, решение которой предвидит учитель:

  • «Читая текст, обрати внимание, где «прячется» главная мысль».
  • «Читая текст, выдели информацию, которая характеризует героя».
  • «Читая текст, обрати внимание, как меняется состояние природы перед дождем».  
  • «Читая юмористический рассказ, найди событие, которое определяет юмористичность ситуации».

Вступление учителя перед предъявлением задания тоже становится мотивом выполнения задания.

Еще один прием мотивированного чтения состоит в том, что в задании определяется способ решения учебной задачи (своеобразная подсказка).

Задание:  

Дополни песенки, чтобы они стали колыбельными. Какое условие тебе нужно учесть, чтобы песенка была складной? Запиши.

_______________________

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И укусит за бочок.

________________________

Купим сыну валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке…

Условие: _____________________________________________

Какова методика формирования понимания текста?

Понимание текста – определение его темы, главной мысли, назначения текста, выделение в нем информации, необходимой для решения учебной задачи, вызывало трудности у учеников не только начальной, но и основной школы.

Можно, к примеру, предложить следующие методические приемы:

  1. Найдите в характеристике понятия ошибку (неточность).  
  2. Дополните значение данного термина, подберите синонимы, приведите примеры, когда данный термин применять нецелесообразно.  
  3. Обсудим варианты формулировки главной мысли. Какой из них будем считать более правильным и полным?  
  4. Заменим формулировку темы текста пословицей или поговоркой.
  5. Обсудим: как сам автор относится к описанным событиям? поведению героя? описанию пейзажа?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...

статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ

Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в на...

3. Предупреждение трудностей младших школьников при изучении учебного предмета «Русский язык»

Самые частые предметные трудности младших школьников при усвоении программы по русскому языку:...

5. Предупреждение трудностей младших школьников при изучении учебного предмета «Математика»

В этой статье ответы на вопросы: Как предупредить типичные и новые прогнозируемые трудности в процессе обучения младших школьников математике? Каковы особенности пропедевтической работы с текстов...