4. Предупреждение трудностей младших школьников при изучении учебного предмета «Литературное чтение»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Как предупреждать возникновение трудностей смыслового чтения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_pri_izuchenii_liter._cht._.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение трудностей младших школьников при изучении
учебного предмета «Литературное чтение»
Как предупреждать возникновение трудностей смыслового чтения?
Особое внимание к становлению смыслового чтения как существенного компонента текстовой деятельности актуализируется его ролью:
- во-первых, в повышении качества общего образования и развития младших школьников, становлении глубокого познавательного и художественноэстетического интереса младших школьников к читательской деятельности;
- во-вторых, в повышении успешности изучения всех предметов учебного плана, т. е. гарантии выполнения требований стандарта к предметным результатам обучения;
- в-третьих, в существенном влиянии на реализацию требований ФГОС НОО к метапредметным планируемым результатам;
- в-четвертых, в обеспечении преемственности образования на дальнейших его ступенях.
Смысловое чтение определяется как деятельность по восприятию, пониманию и интерпретации текстов разного типа, жанра, назначения, обеспечивающая решение учебно-познавательных задач изучаемого предмета. Таким образом, компонентами смыслового чтения являются:
- Восприятие текста как смысловое слушание собственного чтения или чтения другого человека, позволяющее осуществить принятие и понимание информации с целью осознания основного содержания и авторского замысла. Восприятие строится на основе выдвижения смысловых догадок и оценки эмоциональной стороны чтения.
- Понимание текста предполагает осознание внешней (содержательной, фабульной) стороны текста и его внутренней системы авторских смыслов и замыслов.
- Интерпретация текста с учетом его типа, жанра, назначения, обеспечивающая использование текстовой информации для решения учебнопознавательных задач изучаемого предмета.
Условиями успешного формирования смыслового
чтения являются следующие:
- Задача развития смыслового чтения должна решаться на уроках каждого учебного предмета с учетом специфики его содержания, которое отражается в учебных текстах. На уроках литературного чтения осуществляется формирование общих подходов к пониманию учащимися сущности текстовой деятельности как совокупности учебных действий по результатам восприятия текста: понимание и принятие цели чтения; определение типа текста, его назначения (художественный, научно-познавательный, справочный, инструктивный), особенностей структуры и стиля; наличие и характеристика выразительных средств; различение основной (главной) и второстепенной информации.
- Обязательным условием предупреждения трудностей текстовой деятельности, в частности смыслового чтения, является знание последовательных операций, входящих в каждое универсальное действие.
Как предупреждать трудности восприятия текста?
Предупредить возникновение трудностей при восприятии текста, который младший школьник слушает или сам читает вслух, можно в том случае, если учитель точно знает, какие проблемы и ошибки типичны для обучающегося в первом школьном звене и каковы причины их возникновения. Диагностика выявила следующие трудности, связанные с восприятием текста:
- преобладает эмоционально-образное восприятие над рациональным, воспроизведение события, факта, их причин и связей заменяется констатацией ярких, эмоционально привлекательных деталей;
- фрагментарность восприятия, отсутствие его целостности, неготовность обучающегося ответить на вопросы по тексту; дробность, отрывистость пересказа;
- обобщения (выводы) заменяются перечислением отдельных эпизодов
текста;
- особую трудность вызывает восприятие «сухих» текстов, лишенных эмоциональных деталей, кратких образных описаний.
Как организовывать процесс работы с текстом, чтобы восприятие «работало» на решение поставленных учебных задач?
Принятие и удержание обучающимся мотива чтения – эффективный способ устранить трудности восприятия текста и дальнейшей текстовой деятельности. В психологической литературе подчеркивается, что любое восприятие текста начинается с акта слежения за развитием его содержания. Этот акт осуществляется по установлению общего назначения текста (повествование – в художественном тексте, раскрытие научных фактов в познавательном и справочном текстах, описание реального человека, события – в очерке и т. д.), а также воссозданию в воображении его образов и эмоционального отношения к ним. Поскольку в процессе обучения любой текст выступает в качестве учебного, то учебные задачи, которые будут решены в процессе чтения, должны быть поставлены перед учащимися до начала восприятия текста. Именно с этого этапа начинается осознание произведения любого жанра, вида, рода, стиля как совокупности чувственного (эмоций, чувств, отношений) и рационального (идей, мыслей, связей, сюжета).
Мотивированное чтение есть постановка учебной задачи перед восприятием текста, ее «удержание» в процессе восприятия. Если этот первый этап читательской деятельности отсутствует, то сразу создаются условия для разночтения, т. е. восприятие текста не регламентируется учебной задачей, решение которой предполагается учителем. В массовой практике так и бывает: сначала текст читается просто так, для общего нецелевого ознакомления с ним (задание учителя: читаем текст на с. … учебника). Такое ознакомление с текстом приводит к тому, что каждый слушатель замечает при чтении что-то свое и поэтому не сразу может ответить на вопросы по тексту. Нужно повторно читать текст уже с учетом вопросов.
При постановке мотива чтения вся текстовая деятельность подчиняется поставленной учебной задаче (мотиву – для чего, с какой целью мы будем читать этот текст). Например, перед чтением стихотворения А. С. Пушкина «К няне» учитель озвучивает мотив: «Читая текст, постарайся понять, какие чувства переживает герой-автор». В этом случае слушатели будут готовы обсуждать идею произведения: «Как поэт относится к няне? Какие воспоминания о няне у него остались? Можем ли мы оценить чувства поэта к своей няне?»
Формулируется мотив и ставится учебная задача, решение которой предвидит учитель:
- «Читая текст, обрати внимание, где «прячется» главная мысль».
- «Читая текст, выдели информацию, которая характеризует героя».
- «Читая текст, обрати внимание, как меняется состояние природы перед дождем».
- «Читая юмористический рассказ, найди событие, которое определяет юмористичность ситуации».
Вступление учителя перед предъявлением задания тоже становится мотивом выполнения задания.
Еще один прием мотивированного чтения состоит в том, что в задании определяется способ решения учебной задачи (своеобразная подсказка).
Задание:
Дополни песенки, чтобы они стали колыбельными. Какое условие тебе нужно учесть, чтобы песенка была складной? Запиши.
_______________________
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И укусит за бочок.
________________________
Купим сыну валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке…
Условие: _____________________________________________
Какова методика формирования понимания текста?
Понимание текста – определение его темы, главной мысли, назначения текста, выделение в нем информации, необходимой для решения учебной задачи, вызывало трудности у учеников не только начальной, но и основной школы.
Можно, к примеру, предложить следующие методические приемы:
- Найдите в характеристике понятия ошибку (неточность).
- Дополните значение данного термина, подберите синонимы, приведите примеры, когда данный термин применять нецелесообразно.
- Обсудим варианты формулировки главной мысли. Какой из них будем считать более правильным и полным?
- Заменим формулировку темы текста пословицей или поговоркой.
- Обсудим: как сам автор относится к описанным событиям? поведению героя? описанию пейзажа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...
Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.
Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса использую различные...
Формирование осознанности чтения у младших школьников в процессе обучения литературному чтению, как одно из важных звеньев в работе с одарёнными детьми.
Выступление на МО...
статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в на...
3. Предупреждение трудностей младших школьников при изучении учебного предмета «Русский язык»
Самые частые предметные трудности младших школьников при усвоении программы по русскому языку:...
5. Предупреждение трудностей младших школьников при изучении учебного предмета «Математика»
В этой статье ответы на вопросы: Как предупредить типичные и новые прогнозируемые трудности в процессе обучения младших школьников математике? Каковы особенности пропедевтической работы с текстов...