Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Галимова Назира Фанисовна

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_master-klassa.docx366.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Разработка   мастер-класса.

        Курсы повышения квалификации по ДОП  «Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО: экспериментальное обоснование, трансляция и диссеменация»

          Галимова Назира Фанисовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка»

г. Нижнекамск РТ

Тема: Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».

Цель: создание копилки методических приемов, позволяющих активизировать работу с текстом и способствующих формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

1.Помочь освоить приём технологии критического мышления;

2.Представить слушателям курса свой опыт;

3. Развивать коммуникативную компетентность.

Форма: групповая работа

Методы: прием технологии критического мышления

Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.

Категория участников: учителя начальных классов - слушатели курсов повышения квалификации при ИДПО

Мониторинг сроков реализации: 20 минут

Ресурсы:  педагог-помощник для мониторинга времени,  для раздачи бумаги и Приложения №1.

Оборудование: столы и стулья, расставленные для групповой работы; разноцветные листы с вазами, ромашки;  приложение №1 для каждого участника; интерактивная доска для  презентации.

Ход мастер-класса:

I. Вызов (3 мин).

Ведущий:

         Уважаемые коллеги! Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научиться анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, формулировать вопросы и находить на них ответы. Такую задачу ставит технология развития критического мышления.

   Умение формулировать вопросы, позволит нам формировать, в первую очередь, такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные.

II. Осмысление. (12 мин)

Презентация.

Ведущий:

-В своей педагогической практике на уроках литературного чтения я  использую прием, который называется "Ромашка  Блума" или «Ромашка вопросов и ответов».  Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, нередко, возникают большие проблемы.  Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?  Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.

«Ромашка Блума» помогает учить  детей задавать вопросы.  

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

                                 https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298847/img21.jpg

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Варианты использования "Ромашки  Блума" на уроках

Возможны два варианта:

        Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

        Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

 Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, такую ромашку можно задать ученикам на дом.

Практическая работа.

Ведущий.

-Я предлагаю вам прочитать рассказ Григория Горина. "Ёжик". (2-3 мин). Приложение №1

Сегодня мы будем работать с «Ромашкой Блума».  Вы будете работать в группах, каждая группа будет работать по своему вопросу (вопросы можно выбрать по жеребьевке или по усмотрению учителя).

Ведущий дает время на составление вопросов и обсуждение. (1 мин.)

После обсуждения группа выбирает самый удачный вопрос, зачитывает его всем, заслушивает ответ других участников и прикрепляет вопрос на лепестке (или прикрепляет сам лепесток).

 И таким образом отвечают все остальные группы.

Участники.

(Примерные вопросы по тексту)

1.Простой вопрос. Назовите главных героев.

2.Уточняющий вопрос. Правильно ли я поняла, что папа грустит по счастливому времени своего детства?

3.Интерпретационный вопрос (объясняющий). Почему папа рассердился, когда узнал,  что сын обменял лотерейный билет на ежа?

4.Творческий вопрос. Что было бы, если бы билет оказался действительным?

5.Практический вопрос. Как бы вы поступили на месте папы?

6. Оценочный вопрос. Как вы относитесь к поступку папы?

Практическое применение этого приема: выбираются самые интересные вопросы, которые можно включить при обобщении раздела.

III.Рефлексия (5 мин)

Как бы вы назвали этот рассказ?

Полное название этого рассказа  Г.Горина «Ёжик. История о напрасной суете»

 Оцените, пожалуйста, этот  прием работы с текстом.

Прошу вас приклеить ромашки, выбирая вазу по фону листа

Участники приклеивают цветы.

Первый раз слышу       -        оранжевый

Слышала                         -          зеленый

Было интересно               -        коричневый

Буду применять               -       синий

Применяю                         красный

C:\Users\Назира\Desktop\рефлексия.jpg

Ведущий:

Благодарю за работу.

Литература

1.Г.Горин «Ёжик. История о напрасной суете»

2.Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19

3.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.

4.Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.

5.Вишняков Е.Е. Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504

                                                                                                                     Приложение №1

Григорий Горин. "Ёжик"

                 Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше.

Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал:

— Пап, смотри!

Папа отложил газету и осмотрел ёжика. Ёжик был курносый и симпатичный. Кроме того, папа поощрял любовь сына к животным. Кроме того, папа сам любил животных.

— Хороший ёж! — сказал папа. — Симпатяга! Где достал?

— Мне мальчик во дворе дал, — сказал Славик.

— Подарил, значит? — уточнил папа.

— Нет, мы обменялись, — сказал Славик. — Он мне дал ёжика, а я ему билетик.

— Какой ещё билетик?

— Лотерейный, — сказал Славик и выпустил ёжика на пол. — Папа, ему надо молока дать..

— Погоди с молоком! — строго сказал папа. — Откуда у тебя лотерейный билет?

— Я его купил, — сказал Славик.

— У кого?

— У дяденьки на улице... Он много таких билетов продавал. По тридцать копеек... Ой, папа, ёжик под диван полез...

— Погоди ты со своим ёжиком! — нервно сказал папа и посадил Славика рядом с собой. — Как же ты отдал мальчику свой лотерейный билет?.. А вдруг этот билет что-нибудь выиграл?

— Он выиграл, — сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком.

— То есть как это — выиграл? — тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками пота. — Что выиграл?

— Холодильник! — сказал Славик и улыбнулся.

— Что такое?! — Папа как-то странно задрожал. — Холодильник?!.. Что ты мелешь?.. Откуда ты это знаешь?!

— Как — откуда? — обиделся Славик. — Я его проверил по газете... Там первые три цифирки совпали... и остальные... И серия та же!.. Я уже умею проверять, папа! Я же взрослый!

— Взрослый?! — Папа так зашипел, что ёжик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. — Взрослый?!.. Меняешь холодильник на ёжика?

— Но я подумал, — испуганно сказал Славик, — я подумал, что холодильник у нас уже есть, а ёжика нет...

— Замолчи! — закричал папа и вскочил с дивана. — Кто?! Кто этот мальчик?! Где он?!

— Он в соседнем доме живёт, — сказал Славик и заплакал. — Его Сеня зовут...

— Идём! — снова закричал папа и схватил ёжика голыми руками. — Идём быстро!!

— Не пойду, — всхлипывая, сказал Славик. — Не хочу холодильник, хочу ёжика!

— Да пойдём же, оболтус, — захрипел папа. — Только бы вернуть билет, я тебе сотню ёжиков куплю...

— Нет... — ревел Славик. — Не купишь... Сенька и так не хотел меняться, я его еле уговорил...

— Тоже, видно, мыслитель! — ехидно сказал папа. —  Ну, быстро!..

Сене было лет восемь. Он стоял посреди двора и со страхом глядел на грозного папу, который в одной руке нёс Славика, а в другой —  ежа.

— Где? — спросил папа, надвигаясь на Сеню. — Где билет? Уголовник, возьми свою колючку и отдай билет!

— У меня нет билета! — сказал Сеня и задрожал.

— А где он?! — закричал папа. — Что ты с ним сделал, ростовщик? продал?

— Я из него голубя сделал, — прошептал Сеня и захныкал.

— Не плачь! — сказал папа, стараясь быть спокойным. — Не плачь, мальчик... значит, ты сделал из него голубя. А где этот голубок?.. Где он?..

— Он на карнизе засел... — сказал Сеня.

— На каком карнизе?

— Вон на том! — И Сеня показал на карниз второго этажа.

Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.

Дети снизу с восторгом наблюдали за ним.

Два раза папа срывался, но потом всё-таки дополз до карниза и снял маленького жёлтенького бумажного голубя, который уже слегка размок от воды.

Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он выпущен два года тому назад.

— Ты его когда купил? — спросил папа у Славика.

— Ещё во втором классе, — сказал Славик.

— А когда проверял?

— Вчера.

— Это не тот тираж... — устало сказал папа.

— Ну и что же? — сказал Славик. — Зато все цифирки сходятся...

Папа молча отошёл в сторонку и сел на лавочку.

Сердце бешено стучало у него в груди, перед глазами плыли оранжевые круги... Он тяжело опустил голову.

— Папа, — тихо сказал Славик, подходя к отцу. — Ты не расстраивайся! Сенька говорит, что он всё равно отдаёт нам ёжика...

— Спасибо! — сказал папа. — Спасибо, Сеня...

Он встал и пошёл к дому.

Ему вдруг стало очень грустно. Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Мастер класс по формированию орфографической грамотности.

Мастер класс по формированию орфографической грамотности....

мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....

Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"

Автор на мастер-классе раскрывает практические  приемы формирования функциональной грамотности,  вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности  использования приемов примен...

Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка....