«Приемы проблемного обучения как эффективный способ формирования коммуникативных умений выпускника начальной школы»
учебно-методический материал
Общество немыслимо вне общения. Умение общаться является важной задачей, как для одного конкретного человека, так и для всего общества в целом. В сфере коммуникации человек осуществляет и профессиональные, и свои личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно коммуникативные умения и навыки - это ключ к успешной деятельности человека, то есть и к успешной жизни в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 82.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт от 31 мая 2021 г . - ОБЩЕНИЕ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ О владение универсальными коммуникативными действиями Технология проблемного диалога
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. – Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: – Какой возникает вопрос? – Какая будет тема урока? Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал . – Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему так получилось? Чего мы не знаем? Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности. – Вы сначала как думали? А как на самом деле? Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. – Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Прием 1 Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения . Урок окружающего мира по теме «Свойства снега ». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы предъявление 1 факта предъявление 2 факта побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос На доске записан текст. «У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега». – Что может произойти с зелеными растениями зимой? – Прочитайте, при каких условиях они не погибают? -- Какое значение в этом случае имеет снег для растений? (Снег греет) – Вспомните, какой снег на ощупь? (Холодный) – Что вас сейчас удивило? (Что интересного заметили?) -Какой возникает вопрос? Слушают, осмысливают. Вступают в диалог, строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Формулируют суждения.
Урок математики, 2 класс «Скобки. Порядок выполнения действий в примерах со скобками». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы предъявление противоречивых мнений побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос На доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. -Вижу, вы удивлены. Что интересного вы заметили ? Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. Слушают, осмысливают. (реакция удивления). Вступают в диалог, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии. Формулируют суждения
Прием 2 Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания на новый материал . Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правила переноса». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы задание на новый материал проверка задания побуждение к осознанию побуждение к проблеме тема На доске записаны слова. Учитель предлагает записать рядом еще слово. -Мне не хватает для этого места на строчке. – Что же мне делать, ребята? – А что значит перенести? – Какой знак нужен? – Помогите мне перенести слово. Работайте в парах. – Посмотрим, что вы предлагаете. (Фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне.) – Задание было одно? – А выполнили вы его как? – Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? Слушают, осмысливают. Вступают в диалог, корректно и аргументировано высказывают свое мнение. Работают в парах. Принимают цель совместной деятельности: добавляют знак переноса в данном слове на своем листе. Видят разные варианты. (Проблемная ситуация.) Признают возможность существование разных точек зрения. Формулируют суждения.
Прием 3 . Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Урок окружающего мира «Природные зоны. Ледяная пустыня». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью. побуждение к осознанию противоречия побуждение к осознанию проблемы вопрос После изучения климата Арктики, спрашиваем: «А что вы можете сказать о животном мире Арктики?» ( Животных здесь почти нет или очень мало, потому что слишком суровые условия. (Житейское представление детей.) Учитель предлагает просмотреть видеосюжет о многообразии животного мира Арктики. – Что вы сказали вначале ? А что оказывается на самом деле? - Какой возникает вопрос? Слушают, осмысливают. Вступают в диалог, корректно и аргументировано высказывают свое мнение. Смотрят, осмысливают. Выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. Формулируют суждения.
Прием 4 Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Урок математики по теме «Умножение на двузначное число». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы задание на известный материал задание на новый материал побуждение к осознанию проблемы побуждение к проблеме тема В начале урока на устном счете вспомнить тему «Умножение числа на сумму». Детям учитель предлагает найти значение выражений, где двухзначные числа нужно умножить на однозначное, но одно выражение отличается, в нем нужно умножить на двухзначное число 36*24. – Смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Чем это выражение не похоже на предыдущие? Фиксирует тему урока. Решают , осмысливают. Строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. Формулируют суждения.
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам: – Какие есть гипотезы? к аргументу / контраргументу: – Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки: – Как можно проверить эту гипотезу?
Продолжение урока по теме «Умножение на двузначное число». Анализ Учитель Деятельность ученика материал для выдвижения гипотез побуждение к гипотезам подсказка к решающей гипотезе представление гипотез группами побуждение к проверке подсказка к плану вывод учебник – Сейчас будете по группам решать пример 36 х 24 = ? Подходит к каждой группе: – Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? – Воспользуйтесь распределительным свойством! – Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. – Как проверить, какой из способов верный? – Может быть, воспользуемся каким-то прибором? – Значит, как надо умножать на двузначное число? – Сравните свой вывод с учебником. Разбиваются по группам, начинают работу. Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. Комментируют свой способ решения. Проверка на калькуляторе каким должен быть ответ (План проверки.) (Аргумент.) Формулируют правило. (Открытие нового знания.) Сравнивают свой вывод с правилом учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы Проблемное обучение – как эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов
За основу я взяла педагогическую технологию проблемного диалога. В статье описываются виды диалога и формы проблемно-диалогического обучения....
Взаимодействие родителей и педагогического коллектива, как предмет договора в формировании новой модели выпускника начальной школы
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой частью деятельности школы. Введение ФГОС придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это...
Учебная стратегия «Трансформер» как эффективный способ конструирования урока математики в начальной школе. Урок одной задачи.
Данная стратегия поможет организовать работу с любой текстовой задачей на этапе закрепления знаний. Возможность конструировать, подстраивать урок под определённый вид задач, иными словами трансформиро...
Особенности организации внеурочной деятельности в формировании ключевых компетенций выпускников начальной школы
Органтзация внеурочной деятельности соглсноучебного плана начального общего образования...
Социвльное проектирование как эффективный способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий
В методической разработке описание долгосрочных социальных проектов с 1 по 4 класс....
«Приемы проблемного обучения как эффективный способ формирования коммуникативных умений выпускника начальной школы»
Общество немыслимо вне общения. Умение общаться является важной задачей, как для одного конкретного человека, так и для всего общества в целом. В сфере коммуникации человек осуществляет и профессионал...