Взаимодействие родителей и педагогического коллектива, как предмет договора в формировании новой модели выпускника начальной школы
статья (4 класс) по теме

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой частью деятельности школы. Введение ФГОС придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_roditeley_i_pedagogicheskogo_kollektiva.rar15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие родителей и педагогического коллектива,  как предмет договора в формировании новой модели выпускника начальной школы

     

Выступление на педагогическом совете

Кисиленко Ирины Геннадьевны,

учителя начальных классов

            МБОУ «Жердевская СОШ».

                                                  2015 год

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью.    Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой частью деятельности школы. Введение ФГОС придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.

Необходимость данной системы в работе педагогического коллектива с родителями вызвана тем, что в настоящее время система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются:

отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров;

разрушение традиционных ориентиров;

низкий уровень жизни;

сложность в самореализации вступающего в жизнь нового поколения.

В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребёнка из-под влияния семьи.

В связи с этим особое внимание в нашей школе уделяется нормативному закреплению роли родителей в жизни школы, класса. Была заключена договорённость между образовательным учреждением и семьёй о взаимодействии и сотрудничестве.

Одной из основных задач по организации работы с родителями в классе является создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным процессом.    

Школа – это не только учёба, а мир общения, игры, творчества. Организация внеурочной деятельности помогает создать условия для творчества, позволяет ребёнку осознать себя как личность, развивать способности и интересы.

Я с 1 класса активно начинаю взаимодействовать с родителями. Первый этап я начала с проведения родительских собраний, где познакомила родителей с моделью выпускника начальной школы по ФГОС, целями и задачами воспитательной работы, которые отсюда вытекают, направлениях внеурочной  деятельности.

У нас в школе  это художественно-эстетическое, научно-познавательное, спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное.

Содержание внеурочной деятельности определялось на основе анкетирования родителей, детей и с учетом имеющихся ресурсов (учителя начальных классов, педагог – психолог, учитель музыки и т.д. В моем классе ребята посещают кружки по разным направлениям .Это хоровое пение, речь и культура общения, мир бисера, футбол, карате, баскетбол, бумагопластика. Ребята занимаются исследовательской деятельностью, публикуя свои работы на сайтах школы и  в сети Интернет.

Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, выбор индивидуальной траектории в образовательной среде школы – одно из направлений воспитательной работы, которого я хочу коснуться.

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни. Развивая интеллектуальные способности, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.

Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Ученики проводят в учебном заведении большую часть школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участия в олимпиадах и т.д. – все эти усилия требуют внеурочной разрядки. Несомненно, внеклассная работа должна строиться на определённых принципах.

Для  1 -  4 классов  мною  разработана  и  активно  внедряется  программа  «Речь и культура  общения».  Задача  программы -  помочь  детям  осмыслить  их  речевую  практику,  чтобы  на  этой  основе  повысить  речевую  культуру,  умение  общаться.  Основу  программы  составляют  коммуникативные компетенции,  формируемые  на  базе  элементарной  речеведческой  теории.  Таким  образом,  на  занятиях речевой  культуры  большую  часть   отвожу  активной  речевой  деятельности обучающихся.  Дети  учатся  слушать,  говорить,  сочинять.  На  уроках   РиКО  развиваю  чувство  уместности  высказывания,  а  также  внимание  к  той  стороне  речи,  которая  связана  с  добрым  уважительным  отношением  к  человеку,  к  формированию  вежливой  речи. Основным  направлением  работы  считаю  обогащение  речи  детей  такими  словами,  оборотами,  которые  необходимы  в  повседневном  общении.  Учу  применять  эти  языковые  средства  для  выражения  приветствия,  благодарности  и  т. д.  Изучая  формулы  речевого  этикета,  ребята  не  только  пополняют  свои  знания,  но  и  учатся  выбирать  языковые  средства,  которые  уместны  в  конкретной  речевой  ситуации.  Разыгрывая  жизненные  ситуации,  ребята  учатся  культуре  поведения  и  общения  в  школе  и  дома,  в  общественных  местах.  Дети  учатся  составлять  тексты  для  публикаций.

Для работы с одарёнными детьми разработана программа курса «Умники и умницы». Одарённым детям стараюсь создать ситуацию успеха. С ними систематически работаю после уроков, обеспечиваю их соответствующей литературой. Учимся писать творческие работы, выполняем задания повышенной сложности, занимаемся проектной деятельностью. Используя творческую тетрадь , пишем сочинения, составляем стихи и сказки. Свои работы оформляли в книжки-малышки. Стараюсь сделать всё, чтобы талантливые дети реализовали свои творческие способности. Мои ученики -участники  предметных недель и школьных олимпиад , Всероссийских дистанционных конкурсов и олимпиад (Фгостест).В 2015 году моя ученица приняла участие в муниципальном конкурсе «Звёздочки Тамбовщины». С особым вниманием отношусь к работе со слабыми ребятами. Предлагаю им составлять ребусы, кроссворды, шарады, используя разные сервисы.

8 человек из моего класса являются участниками школьного научного общества «NOOS» ,где более глубоко изучают проектную деятельность, презентуют свои проекты на школьном сайте. В 2014-2015   являются участниками  международной эвристической олимпиады младших школьников «Совёнок» и Международной интенсивной олимпиады научного творчества «Прорыв» .В 2015 году 3 человека стали призёрами I тура. Несколько человек являются участниками глобальной школьной лаборатории Globallab, где занимаются исследовательской деятельностью, а в 2015 году приняли участие в региональном этапе «Малые грани творчества».

Дети моего класса активно участвуют в мероприятиях разного уровня Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ. Выбор ведения портфолио – индивидуальный ( «Папка-портфолио», «Презентация-портфолио», «Сайт-портфолио»). Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

Я много внимания уделяю привлечению детей во второй половине дня в кружки, спортивные секции, занятиям в музыкальной школе - стараюсь, чтобы каждый ребенок нашел себе дело по душе, и это приносит свои плоды, так 100% обучающихся нашего класса охвачено дополнительным образованием.

Эффективность обучения и воспитания в школе во многом зависит от взаимодействия учителя с родителями обучающихся, их поддержки и помощи. Стараюсь сделать родителей своими единомышленниками, творцами общего со мной  дела формирования личности ребенка. При проведении родительских собраний не  уделяю много времени рассказу об  успеваемости детей, а анализирую причины отставания, мотивы поведения, даю рекомендации по коррекции воспитания. Члены родительского комитета – мои самые неравнодушные  и активные помощники во всем. Я пришла к выводу, что использовать родителей в качестве пассивных слушателей неправильно: каждую минуту совместного пребывания нужно использовать для того, чтобы дети гордились ими, поэтому провожу совместные мероприятия, на которые они идут не как зрители, а как участники. В совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребенка с другими.

Одна из форм ежедневного общения с родителями – это дневник, а последнее время-это еще и электронный вариант, «Дневник. Ру». Я стараюсь сделать так, чтобы дневник стал для ребенка значимой вещью в школьном портфеле, а родителям хотелось такой дневник хранить. Информация не только о учебных успехах и трудностях детей ,доводится до родителей, но и различные объявления, участие в конкурсах, фото класса и т.д. размещаются через «Дневник. Ру»

Вообще, я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске.

По-моему мнению, воспитательная работа является одной из главных составляющих всего процесса обучения в школе. Научить ребёнка самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё, формировать социально необходимые знания и навыки, профессиональный интерес, гражданскую позицию – вот принципы системы воспитания в классе.

Дети проявляют большой интерес ко всему новому. Все обучающиеся  посещают различные секции, внешкольные объединения дополнительного образования по различным направленностям. На протяжении всех лет моей работы внеурочная занятость учащихся моего класса составляет 100%. Мои классы— это союз обучающихся, их родителей, классного руководителя, психолога и социального педагога

Проектная деятельность, которой уделяю много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.

Ребята активно принимают участие в олимпиадах и различных конкурсах школьного, областного и федерального уровня по предметам и внеурочной деятельности, где  получают грамоты, занимают призовые места . Очень активны при проведении интеллектуальных игр, конкурсов: «Умники и умницы», «Поле чудес», «Своя игра».

Одним из этапов моей работы с родителями, стали праздники, где родители были не просто моими помощниками в организации праздника, но  и активными участниками праздника. Проведение праздника в школе,  для ребенка радость, а вместе с родителями — двойная радость! Были организованы и проведены совместно традиционные  праздники такие как «Новый год», «8 марта », «День матери», «23 февраля», «Мама, папа я-спортивная семья», «Праздник Дружбы» и др. Общение с родителями ведется в традиционной и нетрадиционной форме. (Это и индивидуальные встречи после уроков, посещение уроков родителями, посещение на дому, участие в праздниках и т. Д.) Конечно встречаются и трудности в общении, ведь люди все разные и не всегда с первого раза можно найти контакт с родителями, тогда использую в своей работе помощь психолога школьного, чтобы получше узнать ребенка, родителя.

На родительских собраниях проводится анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах.

Совместная деятельность способствует усвоению детьми системы моральных норм и взаимоотношений, формированию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, сотрудничества и взаимопомощи. А так же ведёт к осознанию и оцениванию своих действий, поступков, мыслей.

Родители  на протяжении учебного периода видят как раскрываются творческие и интеллектуальные способности детей, а также повышается  качество знаний по предметам.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель выпускника начальной школы.

В данной статье представлен материал не только о том, каким мы хотим видеть выпускника начальной школы, но представлен выпускник, который может продолжать обучение в среднем и старшем звене, не испыты...

Модель выпускника начальной школы

Выступление на педсовете«Формирование основных компетентностей учителя»по теме: Модель выпускника начальной школы. (по ФГОС)Сопровождается презентацией....

Выступление на педсовете "Модель выпускника начальной школы"

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.Каким должен быть выпускник начальной школы,...

Родительское собрание в 4 классе "Модель выпускника начальной школы"

Родительское собрание в 4 классе "Модель выпускника начальной школы"...

Педагогические средства создания модели выпускника начальной школы

laquo;Модель выпускника» начальной школы – это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получить...

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы

Сегодня предъявляются новые социальные требования кшколе, отражающиетенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков.Обществу нужны кр...