Социвльное проектирование как эффективный способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Таланова Елена Александровна

В методической разработке описание долгосрочных социальных проектов с 1 по 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx102 КБ

Предварительный просмотр:

Таланова Елена Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов г. Владимира «Городской информационно-методический центр»

Социальное проектирование как эффективный способ

 формирования коммуникативных универсальных учебных действий

младших школьников

 

Таланова Елена Александровна

учитель начальных классов

МБОУ г Владимира «СОШ № 44»

Владимир 2020

Содержание

Тема опыта ……………………………………………………………………………………….3

Условия возникновения и становления опыта ………………………………………………...3

Актуальность и перспективность опыта …………………………………………………….3-4

Ведущая педагогическая идея опыта …………………………………………………………..4

Теоретическая база опыта …………………………………………………………………….4-5

Новизна опыта …………………………………………………………………………………...5

Технология опыта …………………………………………………………………………....5-10

Результативность опыта ……………………………………………………………………10-15

Адресная направленность опыта ……………………………………………………………...15

Библиографический список …………………………………………………………………...16

Приложение к опыту …………………………………………………………………………..17

Тема опыта

Социальное проектирование как эффективный способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Условия возникновения и становления опыта

Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 44», где работает автор с 1993 года, уделяет особое значение сохранению и культивированию школьных традиций. В школе сложилась система традиционных дел, направленных на благополучие жителей микрорайона Юрьевец города Владимира. Школьный конкурс социальных проектов стал уже традиционным, он проводится с 2008 года. В ходе проведения конкурса реализуются его основные задачи:

- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем.

С 2010 по 2018 год автор работал по учебно-методическому комплексу «Перспективная начальная школа», где уделяется большое внимание проектной деятельности и благоприятная почва для формирования коммуникативных умений и навыков. Но первичная диагностика показала, что у первоклассников недостаточно сформированы коммуникативные универсальные учебные действия. 64% обучающихся имеют трудности в общении, не умеют решать конфликты, часто их провоцируют, не желают работать в группе, имеют резко завышенный или заниженный уровень самооценки. Поэтому возникла необходимость внести изменения в свою работу. Учебный кабинет оснащён интерактивным оборудованием, что позволяет строить учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий. Сложившаяся ситуация, индивидуальные особенности класса, потребность в грамотном общении побудили автора взяться за решение проблемы формирования коммуникативных  универсальных учебных младших школьников  через социальное проектирование.

Актуальность и перспективность опыта

Содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования направлено на развёртывание социального проектирования, поиск способов и приёмов для познавательного и личностного развития обучающихся. [14]

 Опыт актуален по ряду причин:

-человеку 21 века нужно уметь действовать в меняющихся условиях и новых ситуациях, принимать самостоятельные и ответственные решения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми;

-современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать опыт решения проблем по нахождению и применению знаний в конкретной ситуации;

-современные дети оказываются под пагубным влиянием гаджетов;

-включение детей в увлекательную социально значимую проектную деятельность позволяет  формировать  познавательный интерес обучающихся через поисковую и творческую деятельность,  необходимую  для успешного обучения и развития;

-дети учатся работать в коллективе разновозрастного состава, активнее сотрудничать с ровесниками и взрослыми;

-приобщение к деятельности по изучению истории, искусства, природы, экологических проблем помогает воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую, знающую свои корни, историю и культуру;

-школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся – одна из важнейших и актуальных задач учебно-воспитательного процесса в школе.

Предпосылками возникновения опыта являются противоречия:

-между потребностью детей в общении и ограниченными возможностями общения;

-между предъявляемыми  требованиями к формированию  коммуникативных навыков и их реальным уровнем их развития у младших школьников.

Данный опыт способствует выполнению социального заказа общества и школы, обеспечивает решение задач, стоящих перед ней.

Ведущая педагогическая идея опыта

 Ведущая педагогическая идея – разработанная система социальных проектов является эффективным способом формирования  коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Теоретическая база опыта

Автором создан глоссарий темы опыта, раскрывающий понятия: универсальные учебные действия, коммуникативные действия, проект, социальный проект, социальное проектирование, объект и субъект социального проектирования. (Приложение № 5)

Систематическое представление о социальном проектировании выводит эту область знания на уровень теории социального проектирования, которая включает в себя слаженную систему понятий и принципов, приёмов и методов, технологии и инструментария, форм и средств социального прогнозирования, а также типов и видов социальных проектов, стратегий и тактик проектной деятельности.

Технологией социального проектирования занимались В.А. Луков, [10] В.И. Курбатов, [9]  и другие. Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Проектные технологии предусматривают умение адаптироваться к стремительным изменяющимся условиям жизни человека в современном обществе. Основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах учёных. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования. Основными элементами проектной деятельности, её важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и другие.

Коммуникативные универсальные учебные действия  предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета. Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений, предупреждение и разрешение конфликтов.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по деятельности или общению; умение слушать, вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Подходы к формированию универсальных учебных действий обучающихся активно рассматриваются А.Г. .Асмоловым [2] и его коллегами. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов в контексте обсуждения проблемы учебной деятельности: умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное  эффективное выполнение учебной деятельности.

Методологическую основу педагогического опыта составляют идея личностно-ориентированного подхода, системно-деятельностный подход  как основа концепции развивающего образования, концепция формирования коммуникативной успешности, развития творческих способностей И.А. Гришановой. [5] Теоретическими предпосылками разных аспектов общения  выступают исследования М.М. Бахтина, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей, коммуникативной компетентности личности. [3]

Идея преодоления трудностей в обучении, специальной организации общения младших школьников принадлежит Г.А. Цукерман. [15] Среди способов преодоления разнообразных трудностей учения называют специальную организацию общения младших школьников.

В теоретическом плане учитывались научные идеи названных учёных, а также методические рекомендации доцента кафедры начального образования ГАОУ ДПО ВО ВИРО  Козиной Е.В.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик и преобразовании образовательного процесса. Автором  подобрано содержание социальных проектов с 1 по 4 класс. Разработана технология социального проекта,  подобран пакет диагностик для определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Технология опыта

Цель опыта: разработать систему социальных проектов, способствующую формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

-изучить теорию и инновационную практику использования социальных проектов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;

-разработать содержание и технологию социальных проектов, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в рамках выбранного содержания образования;

-подобрать и апробировать возможные способы диагностики уровня сформированности  коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Работа над социальным проектированием осуществляется поэтапно с использованием активных технологий.

На начальном этапе ребята вместе с учителем  выявляют социальные проблемы. Технология «Мозгового штурма» помогает разработать идею проекта, а метод «Дерево целей» правильно сформулировать цели и задачи проекта. Обеспечить мотивацию школьников, включение их в совместную деятельность помогают такие приёмы, как «Блейф-клуб», «Ключевые слова», «Линия времени», «Оратор».

На этапе формирования инициативных групп происходит распределение обязанностей между участниками проекта. В зависимости от интересов и видов деятельности ребята объединяются в проектные группы организаторов, оформителей, корреспондентов и т.д. (в зависимости от специфики, направленности проекта)

На этапе реализации проектов проходит сбор информации, проводятся необходимые исследования, плановые мероприятия (педагог на этом этапе является консультантом). В то же время происходит привлечение заинтересованных взрослых, в том числе  родителей к совместной деятельности. Автор использует приёмы: «Логическая цепочка», «Графическое изображение термина», «Схема с белыми пятнами», «Мудрые совы». «Опрос эксперта», «Рынок возможностей», « Корзина идей».

На этапе последействия воспитанники вместе с педагогом и родителями подводят итоги, анализируют результаты, информируют общественность о результатах проекта. Проконтролировать себя, оценить эффективность выполненной работы помогает приём «Фантазёры», «Рекламная компания», «Торт решений».

Выбирается способ движения, разрабатывается маршрутная карта с остановками.

Класс

Название игры

Способ передвижения

1 класс

«По морям, по волнам»

корабль

2 класс

«Речной круиз по Клязьме»

теплоход

3 класс

«Вместе весело шагать»

пешком

4 класс

« С чего начинается Родина?»

поезд

Реализация мини-проектов по четвертям или месяцам направлена на продукт, значимый для детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Все мини-проекты пронизаны общей темой, направлением деятельности и установкой на конечный результат долгосрочного проекта.

Социальные проекты в 1 классе: (Приложение № 1)

Название проекта

Продукт проекта

1.

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Создание книги «Что такое хорошо, а что такое плохо?», презентация в детском саду

а)

Капельки дружбы

Мини - утренник в детском саду на тему дружбы

б)

Сказочная Гжель

Подарок набора кукольной посуды из папье-маше под Гжель

в)

Болото грубости

Инсценировка сказки «Гуси – лебеди» в ДОУ, конкурс частушек о вежливости, составление письма в детский сад.

г)

Космос манит и зовёт

Спортивная игра «Будущие космонавты» в ДОУ

д).

Море добрых дел

Выступление агитбригады в ДОУ.

Каждый из долгосрочных проектов  разбивается на мини-проекты.

Социальные проекты во 2 классе (Приложение № 2)

Название проекта

Продукт проекта

1.

Поможем реке (долгосрочный социальный проект)

Презентация в ДОУ и школе альбома «Речной круиз по Клязьме»

а)

Мини-проект

«Историческая станция»

Творческие работы учащихся

об истории края.

б)

Мини-проект

«География в вопросах и ответах»

Макет «Схема реки Кляэьма»

(учебное пособие)

в)

Мини-проект

«Занимательная ботаника»

Ботаническое лото

для малышей из детского сада

г)

Мини-проект

«Юный зоолог»

Зоологическое домино

 для малышей из детского сада

д)

Мини-проект

«В гости к архитекторам»

Пазлы для малышей

 «Памятники архитектуры»

е)

Мини-проект

«Будущие геологи»

Стенд «Полезные ископаемые Владимирской области» (учебное пособие)

ж)

Мини-проект

«В мире ремёсел»

Шкатулки «Лаковая миниатюра»

 для раздаточного материала, подарок ДОУ

з)

Мини-проект

«Вместе с экологами»

Книга с экологическими сказками –

 подарок малышам из детского сада

Экологический праздник

для первоклассников

Социальные проекты в 3 классе: (Приложение № 3)

Название проекта

Продукт проекта

1.

Я здоровье берегу и другим я помогу! (долгосрочный социальный проект)

Выступление агитбригады.

а)

Мини-проект

Репейники зависимости

Сказка о вредных привычках. Выступление перед начальной школой

б)

Мини-проект

Фонтан здоровых улыбок

Интерактивное занятие «Берегите зубки!» в детском саду

в)

Мини-проект

Привал «Правильное питание»

Буклет «Антиреклама вредных продуктов»

Коллаж «Правильное питание»

г)

Мини-проект

«Глаза – наши помощники»

Познавательная игра «Здесь о том ведётся речь, как глаза свои беречь!»

Интерактивная беседа «Негативное влияние компьютера на здоровье человека» в детском саду и начальной школе

Социальные проекты в 4 классе: (Приложение № 4)

Название проекта

Продукт проекта

1.

С чего начинается Родина? (долгосрочный социальный проект)

Создание электронной книги «С чего начинается Родина?»

а)

Мини-проект

«У родной природы нет плохой погоды!»

Творческая лаборатория «Дневник наблюдений» для ДОУ»

б)

Мини- проект

«Моя малая Родина»

Карта – схема «Моя малая Родина» (учебное пособие)

в)

Мини-проект

«Ими славится наш край!»

Тематический час «Ими славится наш край!» для 3-4 классов.

Буклет «Знаменитости Юрьевца»

г)

Мини-проект

«Поляна Ромашек»

Коллаж «Герб моей семьи»

Семейный праздник «На поляне Ромашек»

д)

Мини-проект

«Жить – Родине служить»

Составление хроники событий.

Презентация электронной книги для 3-4-5 классов.

Автор представляет технологию реализации одного из коллективных долгосрочных  проектов «Поможем реке».

Тема проекта

В 1 классе обучающиеся были участниками игры «По морям, по волнам». Проекты: «Капельки дружбы», «Ручеёк искусства» «Болото грубости», «Река знаменитых людей заставили  задуматься над  вопросами:

-Правда ли, что с «Голубого ручейка начинается река?»

-Какие реки есть в нашем регионе?

Прочитав, что по Клязьме раньше ходили пароходы, у нас возник вопрос: «Почему не плавают теперь суда по реке Клязьма?» Всё это подтолкнуло класс работать над проектом «Поможем реке».

Цель проекта:

Создание условий для формирования  коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся и эколого-биологических знаний путём совместной работы учитель-ученик-родитель.

Задачи проекта:

-вызвать у детей интерес к конкретному объекту – реке;

-вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о ней;

-сформировать у обучающихся  устойчивое положительное отношение к реке, как к живому   существу;

-помочь школьникам сформировать основы активной жизненной позиции, осознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.

-развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;

-сформировать представления о роли человека в загрязнении реки, о роли реки в жизни человека.

-упражняться в применении приобретённых знаний и посильной природоохранной деятельности;

Описание проекта

Предлагаемый проект проводится в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Внеклассное чтение» и во внеурочной деятельности. Проект реализуется с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований обучающиеся получают представление о реке Клязьма, встав на позицию биолога, историка, архитектора, географа, зоолога, эколога. В ходе проектной деятельности обучающиеся создают презентации, буклеты, стенгазеты, макеты, плакаты, сказки.

Проблемные вопросы:

Почему Клязьму так зовут? Что было, когда нас не было?

Откуда в речке вода? От чего зависит скорость течения реки?

Обитаема ли речка? Почему мелеет Клязьма? Как нам помочь речке?

Учебные вопросы:

Какие исторические события связаны с нашей рекой?

Какие архитектурные сооружения есть на её берегах?

Достаточно ли благоустроены берега нашей реки в черте города?

Судоходна ли Клязьма? Где находится исток Клязьмы? Куда впадает Клязьма?

Какая глубина реки? Какова скорость течения реки?

Какие животные обитают в реке и на берегах? Какие растения растут у реки?

Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?

Природа – источник доброты. Помогая своими добрыми делами окружающему миру, у детей формируется свойство личности – нравственность.

Дети решили окунуться в историю и прокатиться с ветерком по Клязьме на пароходе с посещением следующих станций:

1.Историческая

2.География в вопросах и ответах

3.Занимательная ботаника

4.В гостях у архитекторов

5.Юный зоолог

6.Будущие геологи

7.В мире ремёсел

8.Вместе с экологами.

На каждой станции вся проектная деятельность направлена на конечный продукт –  наши добрые дела. Клязьма впадает в реку Ока, Ока в Волгу. Наши маленькие речные достижения пополняют такие крупные реки. Волга соединена со многими морями, а значит, наши капельки добра пополняют и моря.

Формы работы с классом по направлению «Экология»:

-Тематические классные часы по экологической  тематике;

-Дискуссии по теме.

-Шефская работа обучающихся в детских садах;

-Организация  циклов бесед  «Уроки экологии»;

-Праздники, сюрпризы, конкурсы;

-Экскурсии, поездки, походы по достопримечательностям города, микрорайона;

Этапы проекта

1.Подготовительный (сбор заявок и классное обсуждение, проведение родительского собрания с целью вовлечения в игру)

2.Основной (старт игры – путешествия, движение по маршрутной карте)

3.Заключительный этап (подведение итогов путешествия, презентация  книги)

Реализация проекта

Следуя по маршрутной карте, на каждой станции был реализован мини-проект. На промежуточных этапах проводилась «защита» каждого этапа. Дети - второклассники. Спектр посильной помощи реке не так уж велик. Было  решено сделать упор на общение с малышами из детского сада. С голубого ручейка начинается река, ну а любовь и бережливость ко всему окружающему закладывается с раннего детства. На каждой станции  речного круиза по реке Клязьма  конечным продуктом было доброе дело для малышей детского сада, и не только для них.

Критерии результативности проекта

1.Осознание школьниками  разнообразия связей между живой и неживой природой

2.Потребность общения с родной природой

3.Бережное отношение к живому

4.Стремление совершать добрые дела

Содержание и этапы реализации опыта

1 этап:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме;

-анализ и обобщение имеющегося в образовательном учреждении опыта работы по заявленной теме;

-психолого-педагогическая диагностика коммуникативного, познавательного, творческого развития детей;

-формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте через  презентацию достижений и успешности детей в проектно-исследовательской и творческой деятельности;

-разработка тематики и направлений проектной деятельности;

-составление календарного плана проектной деятельности, распределение ролей между участниками.  

2 этап:

-апробация системы работы социальных проектов;

-реализация семейных, творческих, познавательных социальных проектов;

-промежуточная  диагностика и обработка результатов;

-создание методического обеспечения проекта.

3 этап:

-обобщение и структурирование материалов по результатам работы;

-проведение итоговой психолого-педагогической диагностики;

-создание методических рекомендаций для внедрения данной модели социального проектирования в работу школы и дошкольных учреждений;

-публикации в интернет-ресурсах;

Ежегодно с учётом возрастных особенностей обучающихся и результатов предыдущих мероприятий реализуются долгосрочные социальные проекты. Они отличаются направлением деятельности, содержанием, формами и методами работы. Автор в результате многолетней работы разработал свой алгоритм работы над социальным проектом.

Результативность опыта

Опыт работы по данной системе позволяет проследить динамику происходящих изменений и стабильность результатов. Определение результативности осуществляется при помощи педагогических методик, методом наблюдения учителя, получением информации от родителей.

Возможные способы диагностики коммуникативных универсальных учебных действий:

Таблица 1

Что отслеживается

Каким образом

Периодичность

Коммуникативные и организаторские склонности

В.В. Синявский,

В.А. Федоришин (КОС)

Опросник (Приложение № 6)

ежегодно

Оценка коммуникативных речевых навыков

Шкала Р.Эриксона

для оценки коммуникативных речевых навыков, адаптированных

В. А. Калягиным и

Л.Н. Мацько.

 (см. Приложение № 6)

ежегодно

Оценивание коммуникативных УУД

Диагностические методики

 (см. Приложение № 6)

1 класс (6,5 – 7 лет)

4 класс (9-10 лет)

Оценка коммуникативных способностей

Вопросник А.Т.Джерсайлд

 «Каков ребенок во взаимоотношениях

с окружающими людьми?»

Тест Розенцвейга

(Приложение № 6)

2 класс

4 класс

Диагностика коммуникативных умений

Таблица № 4

2, 3, 4 класс

Диагностика коммуникативных качеств личности

Наблюдение

Беседа с родителями

Анкетирование

ежегодно

Коммуникативные и организаторские склонности

(В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

Таблица 2

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Очень высокий

-

2 чел. (8%)

6чел.(24%)

7 чел (28%)

Высокий

2 чел. (8%)

5 чел.(20%)

9 чел.(36%)

10 чел.(40%)

Средний

9 чел. (36%)

13 чел.(65%)

8 чел.(32%)

6 чел.(24%)

Ниже среднего

6 чел. (24%)

3 чел.(12%)

2 чел.(8%)

2 чел. (8%)

Низкий

8 чел. (32 %)

2 чел.(8%)

-

-

(Инструкция к методике – Приложение № 6)

Вывод: наблюдается положительная динамика коммуникативных и организаторских способностей обучающихся по годам обучения.

Шкала Р. Эриксона  для оценки коммуникативных речевых навыков, 
адаптированная В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько
  (Приложение № 6)

Таблица 3

Тревога направлена на:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

октябрь

4 класс

май

Речь

16чел.

(64%)

13 чел.

(42%)

8 чел.

(32%)

5 чел.

(20%)

3 чел.

(12%)

Общение

14 чел.

(56 %)

10 чел.

(40%)

5 чел.

(20%)

1 чел.

(4%)

-

Уверенность

10 чел.

(40%)

15 чел.

(60%)

20 чел.

(80%)

24 чел.

(96%)

24 чел.

(96%)

Вывод: прослеживается  снижение у обучающихся тревоги, направленной на речь и  общение, и повышение  уверенности  по годам обучения.

Коммуникативные УУД – 1 класс

(вводная диагностика) – Приложение № 6

Коммуникативные УУД – 4 класс

Анализ гистограмм даёт основания говорить о том, что положительная динамика наблюдается по каждому из видов коммуникативных действий. Рост показателей  говорит о том, что в ходе проектной деятельности складываются благоприятные условия для развития социализированной речи.

Результаты коммуникативных умений учащихся  на диагностических этапах

Таблица 4

Коммуникативные умения

2 класс

(сентябрь)

4 класс

(март)

Сделать это мне…

Скорее

тяжело

Скорее

легко

Скорее

тяжело

Скорее легко

Говорить перед классом

18 чел.

(72%)

7 чел.

(28%)

3 чел.

(12%)

22 чел.

(88%)

Последовательно излагать материал

14чел.

(56%)

11 чел.

(44%)

5  чел.

(20%)

20 чел.

(80%)

Сделать сообщение на основе ключевых слов

22 чел.

(88%)

3 чел.

(12%)

8 чел.

(32%)

17 чел.

(68%)

Отвечать у доски

16 чел.

(64%)

9 чел.

(36%)

4 чел.

(16%)

21 чел.

(84%)

Рассказать учителю

 о своей неуверенности в выполнении учебного задания

6 чел.

(24%)

19 чел.

(76%)

-

25 чел.

(100%)

Увлечь одноклассников

своим ответом

12 чел.

(48%)

13 чел.

(52%)

9 чел.

(36%)

16 чел.

(64%)

Учитывать мнение одноклассников

в ходе  дискуссии

15 чел.

(60%)

10 чел.

(40%)

-

25 чел.

100%

Не обращаться к учителю

 за разъяснением и уточнением

6 чел.

(24%)

19 чел.

(76%)

-

25 чел.

(100%)

Внимательно слушать

своих одноклассников

18 чел.

(72%)

7 чел.

(28%)

4 чел.

(16%)

21 чел.

(84%)

Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить

15 чел.

(60%)

10 чел.

(40%)

5 чел.

(20 %)

20 чел.

(100%)

Считаться с мнением других

4чел.

(16 %)

21 чел.

(84%)

2 чел.

(8%)

23 чел.

(92%)

Сообща работать в группе

8 чел.

(32%)

17 чел.

(68%)

-

25 чел.

(100%)

Вести корректно беседу

во время работы в группе

16 чел.

(64%)

9 чел.

(36%)

2 чел.

(8%)

23 чел.

(92%)

Анализ исследования показал, что обучающиеся 2 класса испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Важным показателем является то, что к 4 классу картина меняется в лучшую сторону.

В 1 классе в процессе мониторинга  уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников  была проведена диагностика коммуникативных качеств личности и самооценки, уровня взаимодействия ребёнка в группе сверстников. В результате диагностики было выявлено три группы детей.

1. Дети, имеющие низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (имеют трудности в общении, не умеют решать конфликты, часто их провоцируют, не желают работать в группе, имеют резко завышенный или заниженный уровень самооценки) – 64%

2. Дети, имеющие средний уровень сформированности  коммуникативных универсальных учебных действий (идут легко на контакт часто сталкиваются с неумением корректно доказать своё мнение, решать конфликты, с трудом меняют свою роль в группе, имеют  завышенный или  заниженный уровень самооценки - 20% ;

3. Дети, имеющие высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (общительны, умеют работать в группе, находить конструктивное решение проблемных ситуаций, адекватно принимать противоположную точку зрения, умеют корректно доказать своё мнение, с удовольствием принимают различные роли в группе) -16% .

Диагностика коммуникативных качеств личности

Уровневая модель Е.В. Рыбака

Таблица 5

Уровень

Внешние проявления

Усвоение норм, правил общения

Взаимодействие,

сотрудничество

с взрослыми и сверстниками

Отношение

 к окружающим

высокий

Живой интерес, выдержка, спокойствие богатство эмоций.

Творчество, самостоятельность,

разумная исполнительность.

Активность, сотворчество, доверие, понимание, согласие, взаимоконтроль.

Гуманность, чуткость, великодушие преданность, любовь, уважение.

 выше среднего

Интерес, активность, положительные эмоции, спокойствие.

Сдержанность вежливость, исполнительность, самоконтроль.

Сотрудничество,

стремление помочь, активность, способность считаться с чужим мнением.

Терпимость, заботливость,

уважительность внимательность.

средний

Равнодушие,

пассивность

безучастность, слабость, вялость эмоций,

фамильярность.

Исполнительность (формально под контролем).

Знание, но не выполнение, бескомпромиссность

Авторитарность.

Пассивность,

выполнение поручений по требованию,

нейтральность по отношению

к другим, автоматизм,

безынициативность.

Отсутствие интереса, невнимательность равнодушие,

скрытность,

формализм.

низкий

Грубость, неуважительность,отрицательные

эмоции,

импульсивность,

кривляние,

бурные

реакции, чрезмерная

активность (пассивность), крикливость.

Недостаток знаний,

неспособность к соблюдению

правил и норм поведения, вызов,

бесконтрольность.  

Эгоизм, неспособность

считаться с чужим мнением,

конфликтность,

драчливость.

Открытый – скрытый негативизм, обман, подозрительность, заискивание и ложная стыдливость.

Вывод: по годам обучения меняется состав групп. Возрастает количество обучающихся с высоким и вышесредним уровнем сформированности коммуникативных качеств личности.

Систематическое использование социальных проектов благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе. У ребят высокий познавательный интерес, сформирована процедура творческой деятельности, низкий уровень школьной тревожности и высокая степень адаптации младших школьников. В классе положительный эмоциональный климат, благоприятная атмосфера для сотрудничества учителя и ученика, общения детей.

Достижения обучающихся класса

Таблица 6

Уровень

Конкурс

Год

Результат

региональный

«Зеркало природы»

2017

2 место. диплом

муниципальный

Олимпиада

по русскому языку

2017

Призёр, сертификат

муниципальный

Олимпиада по литературному чтению

2017

Призёр, сертификат

муниципальный

«Зеркало природы»

2017

2 место, диплом

муниципальный

«Счастливы вместе»

2017

1 место, диплом

муниципальный

«Царь дней – Пасха»

2018, 2020

1 и 2 места, дипломы

муниципальный

«Экоигрушка»

2018

2 место, диплом

муниципальный

«Природа глазами детей»

2019

2 место, диплом

муниципальный

«Сказка своими руками»

2019

1 место, диплом

Обучающиеся принимают активное участие в школьных конкурсах и занимают призовые места.

Используя свои наработки, автор активно представляет свой опыт на семинарах, конференциях, в педагогических мастерских, принимает  участие и имеет призовые места в профессиональных конкурсах:

-Мастер-класс «Направления социализации младшего школьника в учебно-воспитательном процессе начальной школы» на методическом объединении учителей начальных классов общеобразовательных организаций города Владимира – 2019 г.

-Творческий отчёт «Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях творческой и оздоровительной деятельности школьного лагеря» в педагогической мастерской для начальников школьных оздоровительных лагерей  г. Владимира – 2019 г.

-Выступление «Формирование социальной грамотности младших школьников в системе работы классного руководителя» на городском семинаре-практикуме для классных руководителей - 2020 г.

- Представление опыта работы «Формирование культуры речи обучающихся средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» на научно практической конференции – 2017 г.

- Статья  в главе «Метод проектов в работе с одарёнными детьми как фактор повышения мотивации в обучении», размещённая в сборнике ГИМЦ «Развитие детской одарённости в контексте реализации ФГОС НОО» в 2018 г.;

- 1 место в региональном конкурсе  проектов «Открытие» - 2018 г.

- Представление опыта на семинаре-практикуме для классных руководителей «Воспитание активной жизненной позиции гражданина России» - 2020 г.

Адресная направленность опыта

Опыт может быть полезен учителям начальных классов, реализующим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Автор считает, что опыт работы может быть интересен всем учителям, работающими с детьми младшего школьного возраста, а также педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольных учреждений.

Библиографический список

1 Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. /  Управление начальной школой. – 2009. -№2. – С.4-10.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008. — 151 с.:

 ISBN 978-5-09-019148-7.

3. Бахтин М.М. Этика словесного творчества/ М: Искусство,2002-446 с. ISBN 8-7824-01066-1

4. Голованова Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе // Завуч начальной школы, 2007, №6

5. Гришанова И.А. Формирование коммуникативной успешности младшего школьника: взгляд с позиции дидактики / ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Фил. Глазов. гос. пед. ин-та им. В. Г. Короленко в г. Ижевске. - Ижевск : Ижевский институт компьютерных исследований, 2014. - 277 с. : ил. ; 21 см. - Библиогр.: с. 220-277.  ISBN 978-5-4344-0222-4

6. Запрудский Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя /  – Минск : Сэр-Вит, 2008 . – 334 с. : ил. – (Мастерская учителя) . - Библиогр.: с.303-309 . – На рус. яз. - ISBN 978-985-419-391-5

7. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. /Художники Соколов Г. В., Куров В. Н. — Ярославль: «Академия развития», 1997 г.- 237 с.

8. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования  /  ; науч. ред. Е. М. Бабосов. - Минск : Наука и техника, 1989. – 186 с.; 20 см.; ISBN 5-343-00187-4

9. . Курбатов В.И. Социальное проектирование:  . Курбатов В. И, Курбатова О. В. Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416 с. ISBN 5-222-01636-6

10. Луков В.А. Социальное проектирование: Учебное пособие.-7-е изд..- М: Изд-во Московского гуманитарного университета Флинта, 2007-240 с. 978-5-85085-747-9

11.Осипов, Г.В. Российская социологическая энциклопедия Издательство:М: Издательская группа Норма-Инфра-М.: 1999 г.-672 с.. ISBN: 5-89123-163-8;

12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной  компетентности в деловом  взаимодействии. -- СПб.: Речь, 2008. — 208 с, ил.  I5ВN 5-9268-0117-6

13. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе : практическое пособие /  М. : АРКТИ, 2007. - 34 с. - (Школьное образование). - ISBN 5-89415-600-2.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / Министерство образования и науки РФ-М: Просвещение, 2010. - 31 с. - ISBN 978-5-09-022995-1.

15. .Цукерман Г.А.. Как младшие школьники учатся учиться? - Москва - Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. - 224 стр. Редактор ЭТ. Семенова. ISBN 9984-16-039-4

Приложение к опыту

Приложение

  1. Приложение № 1  Социальный проект «Что такое хорошо, а что такое плохо?».…..1-8
  2. Приложение № 2  Социальный проект «Поможем реке» ……………………………..8-16
  3. Приложение № 3 Социальный проект «Я здоровье берегу и другим я помогу» …..17-23

Электронное приложение

  1. Приложение № 4 Социальный проект «С чего начинается  Родина?»  ………...…1-4
  2. Приложение № 5 Глоссарий темы ………………………………………………...…5-6
  3. Приложение № 6 Диагностические методики ……………………………………..7-17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков...