Воспитательный потенциал урока в начальной школе ( из опыта работы )
статья (4 класс)
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал урока в начальной школе (из опыта работы)
Подготовила: Мошинец Екатерина Валерьевна
Воспитать человека
интеллектуально,
не воспитав его нравственно,
значит, вырастить угрозу
для общества.
Теодор Рузвельт
Обучение и воспитание - важные компоненты образовательного процесса, они дополняют друг друга и служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Воспитывающим потенциалом должен обладать каждый предмет, в связи с чем урок по любой дисциплине должен стать не просто формой организации учебного процесса, но и обладать определённым воспитательным потенциалом. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Каждый современный российский школьник получает в начальной школе с 1 по 4 класс около 4000 уроков. Эти уроки и оказываются главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю небезразлично, на каком материале он решает задачи обучения, развития и воспитания. Содержание многих учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учетом их доступности для детей данного возраста. Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии (труда) ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Можно, например, таблицу умножения пяти и на 5 дать как скучный математический материал, а можно увязать его с жизнью, активизируя при этом познавательный процесс и воспитывая трудолюбие. - «Пять пальцев на одной руке, на двух – десять. Руки – это наши помощники. Что хорошего могут сделать наши руки? Почему иногда руки называют золотыми?» И все-таки воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям.
Приведу примеры воспитательных возможностей урока математики.
В отличие от многих других дисциплин математика является предметом своего учения не вещи и явления реального мира. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Основные воспитательные функции предмета математики следующие:
— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе личностные черты характера, привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы. Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.
Например.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача. Пылесос долго не включали, и он проголодался. Тогда он включился сам, забрался в детскую комнату и проглотил все, что валялось на полу. Так в него попали 14 шахмат, 7 игрушечных машинок, 3 носка и бабушкины очки. Сколько полезных предметов проглотил пылесос?
Можно спросить у детей почему так произошло? Какие у каждого обязанности , как помогают маме?
Так же предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о достижениях науки, о спорте.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире.
Так, например, во 2 классе мы с детьми читали много произведений о человеческих отношениях в разделе «Я и мои друзья». Такие произведения как: «За игрой», «Я ушел в свою обиду» В.Берестова, «Два пирожных» Н.Булгакова, «Волшебное слово» и «Хорошее» В.Осеевой и др. Мы разбирали поступки героев этих произведений, ребята высказывали свое мнение и отношение к поведению детей. Приводили примеры из личного опыта и приходили к выводам о том, что доброе слово творит чудеса, как поступают настоящие друзья, как правильно относиться к своим близким.
Интересный вид работы - сбор пословиц и поговорок о добре и зле, о дружбе и вежливости. Учащиеся сами подбирали эти пословицы дома. На уроке мы их разбирали, объясняли как они их понимают и проводили аналогию с конкретными ситуациями.
Также мы с детьми учимся писать небольшие сочинения. Я предложила детям такие темы: «Если был бы я волшебником», «Как я дружу», «Мои товарищи» которые позволяют увидеть нравственную направленность внутреннего мира ребенка. Темы сочинений заставили детей задуматься, а есть ли у меня друзья, а какой я друг, как относятся ко мне мои товарищи.
Очень важным является воспитания детей, через искусство, через литературу. Если ребенок видит, замечает, понимает прекрасное он и вести себя будет иначе. Мы читали чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков. Эти стихи позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.
Чувство восприятия красоты в детские годы несравненно глубже, чем в более поздний период развития личности. Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его необходимо развивать.
На уроках дети проявляют себя, высказывают свое мнение, учатся думать вслух, говорить, сравнивать. И все это благотворно влияет на развитие личности школьника и его воспитание.
Воспитательное значение уроков русского языка
Русский язык – это предмет, позволяющий на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра.
В начальных классах уроки русского языка являются не только уроками обучения языку, но и такими, на которых средствами языка приобретаются сведения об окружающей действительности. На уроках русского языка учитель учит детей наблюдать, думать и правильно говорить.
Поэтому обучение грамоте, чтению, грамматике и правописанию органически и всесторонне связывается с обогащением словаря, формированием грамматически правильной структуры речи и приобретением навыков устного и письменного изложения.
На уроках русского языка в качестве развития речи учащимся предлагаю творческие задания нравственного характера. Например, сочинения на тему: “Что значит воспитанный человек?”, “Я и мои товарищи”, “Если был бы я волшебником”.
В учебниках русского языках для начальной школы даются специальные материалы по культуре речи: словарики ударений, синонимов, трудные слова или формы даются в рамочках или выделены шрифтом. Данный материал, а также выполнение многочисленных заданий по учебнику, несомненно, играют ведущую роль в овладении культурной речи.
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок.
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).
Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
"Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе" из опыта работы
Благодаря использованию метода проектов в начальной школе повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео...
Воспитательный потенциал урока в начальной школе.
Использование активных методов обучения на уроках....
"Воспитательный потенциал урока в начальной школе"
Актуальность воспитания на уроке. Условия реализации воспитательного патенциала урока начальной школы. Воспитательные возможности урока математики, литературного чтения, русского языка и окружающего м...
Воспитательный потенциал урока в начальной школе
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться ...
«Реализация воспитательного потенциала уроков в начальной школе»
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего образования установлены в нормативных документах.На основании этих требований представлены це...