"Воспитательный потенциал урока в начальной школе"
учебно-методический материал (4 класс)
Актуальность воспитания на уроке. Условия реализации воспитательного патенциала урока начальной школы. Воспитательные возможности урока математики, литературного чтения, русского языка и окружающего мира в начальной школе. Воспитательные задачи урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 20.01 КБ |
Презентация | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
«Воспитательный потенциал урока в начальной школе»
За свою школьную жизнь ребенок посещает более 13.000 уроков. Много, не правда ли? А для чего проводим эти уроки мы, учителя? Ответы вроде бы просты.
— Чтобы дать детям необходимые знания?
— Да!
— Чтобы сформировать умение самостоятельно учиться?
— Конечно!
— Чтобы подготовить к успешной сдаче экзаменов?
— Разумеется, без этого сегодня не обойтись!
Мы стремимся научить детей грамотно читать, писать, считать… Но задумываемся ли мы о том, о чем когда-то говорил замечательный педагог С. Т. Шацкий — о том, что совсем недостаточно просто научить ребенка считать, надо его еще научить… не обсчитывать. Другими словами, задумываемся ли мы о воспитании на уроке?
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
В процессе обучения постоянно нужно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, предлагать им самостоятельно решать проблемы, учить настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создавать в классе творческую обстановку, такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержание учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника.
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке.
На одном уроке у детей невозможно воспитать честность, мужество, вежливость или другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо.
Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.
Задача 1. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача 2. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа: Погублена целая булка хлеба! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность. На этих уроках формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни ребенка, признание радости его творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания.
Главная задача обучение искусству не только слушать, но и слышать.
Это умение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях.
В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества, бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных целей.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь, красивы душевно и физически.
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
В одних произведениях (стихи, очерки, зарисовки о природе) больше внимания уделяется экологическому и эстетическому воспитанию детей. В других (рассказы Зощенко, Драгунского) дети получают этическое воспитание.
Одна из важнейших задач уроков русского языка воспитание любви к языку, к природе, Родине.
Тексты в учебнике позволяют учителю развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение к культурному наследию России, любовь к родной природе.
В учебнике есть достаточное количество текстов и заданий к ним, которые воспитывают у учащихся чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки.
Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенной качеств обучающихся. На уроке часто использую парную и групповую работу. Каждая группа получает свое задание, при этом я создаю условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это способствует сплочению коллектива учащихся, т.к. они объединены общей задачей. Ребята работают все вместе, выслушивают мнение каждого, формируется самооценка и взаимооценка.
Одна из важнейших воспитательных задач на уроках русского языка – воспитание любви к родному языку, к Родине. Для этого я использую метод проектов. Проектная деятельность предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.
Большим воспитательным потенциалом на уроках окружающего мира обладает творческая работа учащихся.
Прежде всего, это связано с тематикой творческих работ, которые могут включать актуальные сюжеты с точки зрения формирования гражданских и нравственных качеств личности; развития эстетических потребностей, экологической культуры; формирования представления о ценности семьи и семейной жизни; воспитания уважения к старшему поколению своей семьи, родителям, бабушкам и дедушкам, своим землякам - героям труда, защитникам России и др.
Тема для творческой работы должна отвечать интересам ученика, быть ему понятной и близкой. Это темы, посвященные культуре и повседневной жизни своего края в различные времена, истории конкретных памятников культуры, семейной истории, выдающимся людям своего Отечества или края.
В каждый урок включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.
По мере использования в работе технологии проблемного обучения видно, что происходит развитие:
1) умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2) самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3) креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Воспитание на уроке – это сопоставление «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания данного предмета. При одном и том же содержании учебного материала в зависимости от методов и приемов, урок может иметь разный воспитательный эффект.
Воспитательный успех урока зависит от:
-содержания учебников;
-методов и приёмов обучения;
-эмоционального уровня общения;
-структуры урока;
-технологии.
Как известно, «Учить и воспитывать, как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия реализация воспитательного потенциала: решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника; целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности; использование современных образовательных технологий; организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности.
Воспитательный потенциал урока математики — уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях; — содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
Воспитательный потенциал уроков литературного чтения разделы «Поэтическая тетрадь», устное народное творчество, сбор пословиц и поговорок о добре и зле, о дружбе , вежливости, мини-сочинения.
Воспитательный потенциал уроков русского языка пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, отрывки из стихотворений, загадки, поговорки, пословицы, фразеологизмы, уроки развития речи, метод проектов, дидактические игры
Воспитательный потенциал уроков окружающего мира - способствует преодолению отрыва обучения от жизни, - расширению кругозора, - воспитанию нравственных качеств, - развитию патриотических чувств, - приобщает школьников к национальной культуре родного народа, - выступает фундаментом для взаимодействия с культурой других народов, мировой культурой.
Воспитательные задачи: воспитание культуры умственного труда; воспитание интереса к знаниям; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; воспитание культуры общения, толерантности; воспитание нравственного отношения к … ; воспитание гражданственности; воспитание нравственных чувств и представлений; воспитание чувства долга; воспитание самодисциплины; воспитание настойчивости; воспитание трудолюбия, упорства в достижении цели; воспитание коллективизма; воспитание эстетических взглядов и вкусов; воспитание творческой активности.
Воспитательный потенциал любого урока включает в себя: Организационно-эстетическую среду Содержание Стиль образовательного общения Культуру управления образовательной деятельностью Дидактическую структуру Методические приемы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе
«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...
Воспитательный потенциал урока в начальной школе.
Использование активных методов обучения на уроках....
Воспитательный потенциал урока литературного чтения в начальной школе
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ....
Воспитательный потенциал урока в начальной школе
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться ...
Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"
Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"...
«Реализация воспитательного потенциала уроков в начальной школе»
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего образования установлены в нормативных документах.На основании этих требований представлены це...
Воспитательный потенциал урока в начальной школе ( из опыта работы )
Выступление на пед. совете...