Методическая разработка "Развитие познавательских способностей в 1 классе"
методическая разработка (1 класс)

Герасимович Раиса Владимировна

 Развитие логического мышления, совершенствование мыслительных операций на занятиях во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_myslitelnyh_operatsiyy.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

Цель:  Развитие у детей познавательных способностей, формирование умения делать умозаключения.    Совместное выполнение практического задания. Учить работать в группе

Планируемые результаты:

Предметные: умеют делать умозаключения и  выводы,  сообщать о полученных результатах; приобрели опыт решения логических задач по различным направлениям

Личностные – развивают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, получат ориентацию на понимание причин успеха во внеучебной деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные – умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

Познавательные – умеют формирование начальных навыков: слушать и читать на основе поставленной цели ; осваивать материал на основе  плана действий; вносить коррекцию в собственные  действия; творчески применять знания в новых условиях,

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые средства для решения поставленных целей, строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.

Формы работы учащихся:  групповая, индивидуальная  

Оборудование: карточки с заданиями, презентация

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Орг момент

Проверяет готовность обучающихся  к уроку.

Проявляют готовность к уроку. Проверяют рабочее место

2. Мозговая гимнастика

3. Разминка.

4. Знакомство с умозаключением.

5. Физминутка.

6. Упр на развитие логики.

  1. Создание положительного эмоционального фона, включение в работу, подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
  2. «Качание головой»
  3. «Ленивые восьмерки».

  1. Закончите предложения:

- Самолётом правит … (лётчик)

- Трактор водит … (тракторист)

- Электричку  - … (машинист)

- Стены выкрасил … (маляр)

- Доску выстругал … (столяр)

- В доме свет провёл … (монтёр)

- В шахте трудится … (шахтёр)

- В жаркой кузнице … (кузнец)

- Кто всё знает … (Молодец!)

- Вот и покажем, какие вы молодцы у меня.

Познакомить  с правилами умозаключение.

  1. 1)Игра на внимание «Съедобное — несъедобное».


Правила игры: учитель имитирует бросание мяча и называет слово. Если называется что-то съедобное - дети «ловят мяч» (имитируют это движение), если несъедобное - дети «не ловят». 

  1. 2)Беседа о суждениях и умозаключениях.
  • Мы сыграли в игру «Съедобное — несъедобное». Но назывались в ней не эти два слова, а самые разные другие слова. Например, торт, кирпич, каша и т. п. Как вы определяли, когда нужно ловить мяч, когда — нет ? Как вы при этом рассуждали?
  • Последнее предложение  называется выводом или заключением.  Сейчас вы построили умозаключение. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из ранее имевшейся информации выводится новая, делается вывод.

 Упражнение «Умозаключения». ( индивидуально)

  • Все ученики первого  класса занимаются спортом. Саша — ученик первого класса. Занимается ли он спортом?
  • Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Проводит ли ртуть электричество?
  • Все студенты изучают иностранный язык. Семенов изучает иностранный язык. Он — студент?

Последний вопрос - «ловушка». На основе приведенных суждений нельзя сделать однозначный вывод: возможен и положительный, и отрицательный ответ. 

Организовать работу в группах. (карточки) Закончите умозаключение

Все цветы — растения.             
Роза — цветок.             
Значит, роза - это

Все млекопитающие – животные.

Все кошки – млекопитающие.

Значит, все кошки – это 

  • Все рыбы дышат жабрами.
  • Кит дышит легкими.
  •  Следовательно  он –  (рыба или не рыба)

Деревянные предметы не тонут в воде.

Камень не деревянный.

 Следовательно , он

Для того, чтобы делать умозаключения, надо правильно подбирать логические связки. Поиграем?

Огород –это морковь, следовательно сад –это…

Огурец –овощ, апельсин -….

Организовать работу в группах. (карточки)

Учитель – ученик,       врач -…..      

Тёмный - светлый,      мокрый-….                    

Стул –деревянный,      игла -…..

Перчатка –рука,    сапог -….

Часы-время,           градусник-…..

Цветок-клумба,   птица - ….

Найдите неверное  умозаключение:

Все рыбы плавают. Это животное плавает. Следовательно . оно рыба.

Названия пишутся с большой буквы. Москва - это название города. Следовательно. Это слово пишется с большой буквы.

В жизни мы очень часто делаем умозаключения, даже не подозревая об этом. Например, говорим: «Сегодня хорошая погода». Это предложение является выводом из суждений: «Когда небо ясное — погода хорошая» и «Сегодня  небо ясное». 

Организовать работу с презентацией

Упр на внимание. память, умозаключения.

Устно – ответы на вопросы учителя

Участвуют в игре

Хоровые ответы учащихся

Рассждают:

Съедобное — надо ловить мяч. 
Мороженое - съедобное. 
Значит, когда «мороженое» — надо ловить мяч.

Участвуют в беседе, рассуждают. Строят выводы

Вспоминают правила работы в группе, выполняют задания в группе

Индивидуальные ответы, затем работают в группах

Участвуют в беседе

.Работа в паре.

7. Итоги урока. Рефлексия

Организация подведения итогов  занятия учащимися.

Аргументированное оценивание своей работы, используя опорные слова


                                 1

         Все цветы — растения.             
         Роза — цветок.             
         Значит, роза – это   ________________

                   

          Все млекопитающие – животные.

          Все кошки – млекопитающие.

          Значит, все кошки – это  _____________

  •        
  •          Все рыбы дышат жабрами.
  •          Кит дышит легкими.
  •          Следовательно  он –  (рыба или не рыба)

                 

        Деревянные предметы не тонут в воде.

        Камень не деревянный.

         Следовательно , он  _________________

                         2

Учитель – ученик,        врач -…..      

Тёмный - светлый,       мокрый-….                    

Стул – деревянный,      игла -…..
         

Перчатка –рука,      сапог -….

Часы- время,           градусник-…..

Цветок- клумба,      птица - ….

                         2

Учитель – ученик,        врач -…..      

Тёмный - светлый,       мокрый-….                    

Стул – деревянный,      игла -…..
         

Перчатка –рука,      сапог -….

Часы- время,           градусник-…..

Цветок- клумба,      птица - ….

                         2

Учитель – ученик,        врач -…..      

Тёмный - светлый,       мокрый-….                    

Стул – деревянный,      игла -…..
         

Перчатка –рука,      сапог -….

Часы- время,           градусник-…..

Цветок- клумба,      птица - ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс

Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс...

Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...

Календарно-тематическое планирование по РПС (развитие познавательных способностей) 3 класс

Календарно-тематическое планирование по РПС (развитие познавательных способностей) 3 класс...

Рабочая программа по развитию творческих способностей, 3 класс

Рабочая программа по развитию творческих способностей  к курсу   «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нач...

Занятия по развитию познавательных способностей. 3 класс.

Представлен ряд  презентаций  для проведения занятий по развитию познавательных способностей в 3 классе....

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 3 класс

В целях развития логического мышления учащимся пред­лагаются задачи, при решении которых им необходимо само­стоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить де­дуктивные умозаключения.Способн...

программа курса внеурочной деятельности "РТС" (Развитие Творческих Способностей) 1 класс

Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания  на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют...