Рабочая программа по развитию творческих способностей, 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа по развитию творческих способностей к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Курс включает 34 часа (1 урок в неделю)
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rts_3_klass_raspechatat.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г.Уржума»
«Рассмотрено» на заседании кафедры Начального образования Протокол № __ от «__»_____2012г. Согласовано: заместитель директора по УВР _______________________________________ | Утверждаю: Директор КОГОАУ « Гимназия г.Уржума» _________________________ Приказ № __ от «__»_____2012г. |
Рабочая программа
по развитию творческих способностей,
3 класс
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель программы:
Чикулаева Е.А.,учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Уржум, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию творческих способностей к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Курс включает 34 часа (1 урок в неделю)
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий.
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-читать и пересказывать текст.
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Тип урока | Результаты | |||
По плану | Факт | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 07.09 | комбинированный | Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь а общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. -проговаривать последовательность действий . -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. -учиться работать по предложенному учителем плану. - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); -находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - слушать и понимать речь других. - читать и пересказывать текст. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии.
| |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 14.09 | комбинированный | ||||
3 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 21.09 | комбинированный | ||||
4 | Тренировка слуховой памяти. Самостоятельная работа «Логически – поисковые задания». | 1 | 28.09 | комбинированный | ||||
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | 05.10 | комбинированный | ||||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | 19.10 | комбинированный | ||||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 1 | 26.10 | комбинированный | ||||
8 | Развитие быстроты реакции. | 1 | 02.11 | комбинированный | ||||
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 09.11 | комбинированный | ||||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Самостоятельная работа «Решение логических задач». | 1 | 16.11 | комбинированный | ||||
11 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | 23.11 | комбинированный | ||||
12 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | 07.12 | комбинированный | ||||
13 | Поиск закономерностей. | 1 | 14.12 | комбинированный | ||||
14 | Совершенствование воображения. | 1 | 21.12 | комбинированный | ||||
15 | Развитие быстроты реакции. Самостоятельная работа «Решение нестандартных задач». | 1 | 28.12 | комбинированный | ||||
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 11.01 | комбинированный | ||||
17 | Тренировка внимания. | 1 | 18.01 | комбинированный | ||||
18 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | 25.01 | комбинированный | ||||
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | 01.02 | комбинированный | ||||
20 | Тренировка зрительной памяти. Конкурс эрудитов. | 1 | 08.02 | комбинированный | ||||
21 | Совершенствование воображения. | 1 | 15.02 | комбинированный | ||||
22 | Развитие логического мышления. Самостоятельная работа «Решение нестандартных задач». | 1 | 01.03 | комбинированный | ||||
23 | Тренировка концепции внимания. | 1 | 15.03 | комбинированный | ||||
24 | Тренировка внимания. | 1 | 22.03 | комбинированный | ||||
25 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | 29.03 | комбинированный | ||||
26 | Тренировка зрительной памяти. Самостоятельная работа «Логически – поисковые задания». | 1 | 05.04 | комбинированный | ||||
27 | Поиск закономерностей. | 1 | 19.04 | комбинированный | ||||
28 | Совершенствование воображения. | 1 | 26.04 | комбинированный | ||||
29 | Развитие логического мышления. | 1 | 03.05 | комбинированный | ||||
30 | Развитие концепции внимания. | 1 | 10.05 | комбинированный | ||||
31 | Тренировка внимания. | 1 | 17.05 | комбинированный | ||||
32 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | 24.05 | комбинированный | ||||
33 | Тренировка слуховой памяти. Контрольная работа «Выявление уровня развития познавательных процессов». | 1 | 21.05 | комбинированный | ||||
34 | Поиск закономерностей. Выявление уровня развития познавательных процессов. Конкурс эрудитов. | 1 | 31.05 | комбинированный |
Учебно – методическая литература для учителя
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Рабочие тетради для учащихся
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради : В 2-х частях – М.: РОСТ книга, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Развитие познавательных способностей» «Юным умникам и умницам», 2 класс
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-...
Программа по развитию творческих способностей.
Программа по развитию творческих способностей детей с ОВЗ посредством проектной деятельности....
Программа по развитию творческих способностей для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения
Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры р...
Разработка рабочей прогаммы по развитию творческих способностей "Умники и умницы". 3 класс.
Рабочая программа по развитию творческих способностей "Умники и умницы" расчитана для внеурочных занятий....
Рабочая программа ПДОУ "Развитие познавательных способностей" 2 класс
Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) задач и упражнений позволяет успешно решить проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдател...
Рабочая программа по развитию творческих способностей обучающихся "Калейдоскоп" для 2 класса
Рабочая программа по развитию творческих способностей обучающихся "Калейдоскоп"...
Рабочая программа по выявлению творческих способностей обучающихся "Первооткрыватели" для 1 класса
Рабочая программа по выявлению творческих способностей обучающихся "Первооткрыватели"...