Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (8вид)
рабочая программа (1 класс)
Адаптированная рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) VIII вида 1 вариант.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы по обучению грамоте и развитию речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 вариант под редакцией И.М. Бгажноковой, г. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2018 год.
Количество часов в неделю:1 час
Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основная цель изучения предмета «Речевая практика» заключается в совершенствовании речевой практики умственно отсталых дошкольников и развитии их речи как средства общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Павловская основная школа №2
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
и принято
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МКОУ
учителей начальных классов ________/КоролеваЛ.Р./ Павловской ОШ №2
Протокол №1 «____»________2022 г. _______/О.Г.Малова/
от «30»08 .2022 г. Приказ № _______
Руководитель ШМО от«____»______2022 г.
________/Е.Е.Пахомова/
Адаптированная
рабочая программа для детей с ОВЗ
(VIII вид, вариант 1)
Предмет: Речевая практика
Класс: 1( второй год обучения)
Учитель первой категории: КурбатоваГ.В.
2022-2023
Адаптированная рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) VIII вида 1 вариант.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы по обучению грамоте и развитию речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 вариант под редакцией И.М. Бгажноковой, г. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2018 год.
Количество часов в неделю:1 час
Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основная цель изучения предмета «Речевая практика» заключается в совершенствовании речевой практики умственно отсталых дошкольников и развитии их речи как средства общения.
На уроках речевой практики используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый или эвристический;
- Исследовательский;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Самостоятельная работа;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Учебная экскурсия;
- Предметный урок;
- Домашняя учебная работа;
- Индивидуальная работа;
- Фронтальная работа;
- Групповая работа;
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Учебный предмет «речевая практика» ставит следующие задачи:
- Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
- Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;
- Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника;
Учебный курс предусматривает следующую структуру:
- Аудирование
- Дикция и выразительность речи
- Общение и его значение в жизни.
Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать;
- писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
- Личностные результаты освоения АООП отражают:
- положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
- понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
- Выполнение инструкций.
- Соотнесение речи и изображения.
- Повторение и воспроизведение слогов, слов и предложений.
- Ответы на вопросы.
- Пересказ.
- Артикуляционная моторика.
- Речевое дыхание.
- Использование силы голоса, темпа речи.
- Использование мимики и жестов.
- Формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
- Участие в ролевых играх.
В программе по речевой практике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 1 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Минимальный уровень:
- выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
- называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
- употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
- слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Достаточный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
- внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
- соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
- уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
- слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Содержание учебного предмета
В программе по речевой практике для младших классов выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
Аудирование и понимание речи.
- Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
- Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
- Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
- Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
- Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
- Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование правильного речевого дыхания.
- Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
- Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
- Речевое и неречевое общение.
- Правила речевого общения.
- Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).
- Условные знаки в общении людей.
- Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
- Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
- Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Давайте познакомимся. | Построение высказывания | |
2 | Классная комната, правильная посадка за партой. Правила поведения на уроке. | Знакомство с правилами общения на уроке | |
3 | Школа. Школьное здание, классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. | Употребление слов приветствия с работниками школы | |
4 | Знакомство во дворе. | Знакомство с другими учениками школы | |
5 | Составление рассказа по теме «Я знакомлюсь во дворе». | Построение связного высказывания | |
6 | Летние игры детей. | Заучивания стихотворений, используемых во время игр с правилами | |
7 | Составление диалога «Давай познакомимся». | Построение высказывания | |
8 | Давай расскажем историю. | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | |
9 | Играем в сказку. | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; | |
10 | Ролевая игра-хоровод «Теремок». | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | |
11 | Рассказывание сказки учащимися. | Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; | |
12 | Беседа «Самая интересная сказка». | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | |
13 | Семья: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра. | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | |
14 | Знакомство в гостях. | Построение высказывания | |
15 | Правила поведения в гостях. | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | |
16 | Составление рассказа «К нам пришли гости». | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | |
17 | Школьные принадлежности. Их назначение. | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | |
18 | Обращение со школьными принадлежностями. | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | |
19 | Покупка школьных принадлежностей. | Построение высказывания | |
20 | Ролевая игра «Магазин «Школьник». | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | |
21 | Игрушки. Их назначение. | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | |
22 | Обращение с игрушками. | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | |
23 | Ролевая игра «В магазине игрушек». | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | |
24 | Беседа «Моя любимая игрушка». | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | |
25 | Праздник Новый год. | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | |
26 | Готовимся к празднику. | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | |
27 | Беседа «Что я подарю на Новый год?» | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; | |
28 | Изготовление сувенира к Новому году. | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; | |
29 | Составление рассказа по картинке. | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | |
30 | Игра «Узнай меня». | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; | |
31 | Составление рассказа « Я на прогулке». | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; | |
32 | Игры детей | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; | |
33 | Рассказ по кругу. | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | |
34 | Обобщение | Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (ЗПР) 3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной пр...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Литературное чтение» 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Русский язык» 1 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) курса «Математика» 2 класс
Рабочая программа по математике разработана для Марменкова Константина в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограничен...
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе
Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...
Адаптированная рабочая программа по математике 4 класс (8вида)
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе "Программы специальных (коррекционных)" общеобразовательных учреждений 8вида под редакцией В.В.Воронков...