Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (8вид)
рабочая программа (1 класс)

Курбатова Галина Владимировна

 Адаптированная рабочая программа по речевой практике  предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) VIII  вида 1 вариант.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы по обучению грамоте и развитию речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 1 вариант под редакцией И.М. Бгажноковой, г. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2018 год.  

Количество часов в неделю:1 час 

Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Основная цель изучения предмета «Речевая практика» заключается в совершенствовании речевой практики умственно отсталых дошкольников и  развитии их речи как средства общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Павловская основная  школа №2

РАССМОТРЕНО                               СОГЛАСОВАНО                                УТВЕРЖДАЮ                                  

и  принято

на заседании ШМО                        Зам. директора по УВР                   Директор  МКОУ

учителей начальных классов       ________/КоролеваЛ.Р./               Павловской ОШ №2

Протокол №1                                 «____»________2022 г.                 _______/О.Г.Малова/

от «30»08 .2022 г.                                                                                        Приказ №  _______                                                                              

Руководитель ШМО                                                                               от«____»______2022 г.                                                                                                                                                              

________/Е.Е.Пахомова/

Адаптированная  

рабочая программа  для детей с ОВЗ

(VIII  вид, вариант 1)

Предмет: Речевая практика

Класс: 1( второй год обучения)

Учитель первой  категории:  КурбатоваГ.В.

2022-2023

 Адаптированная рабочая программа по речевой практике  предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) VIII  вида 1 вариант.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы по обучению грамоте и развитию речи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 1 вариант под редакцией И.М. Бгажноковой, г. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2018 год.  

Количество часов в неделю:1 час 

Актуальностью предмета «речевая практика» является его практическая и коррекционная направленность обучения языку и обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими норм русского языка, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Основная цель изучения предмета «Речевая практика» заключается в совершенствовании речевой практики умственно отсталых дошкольников и  развитии их речи как средства общения.

На уроках речевой практики используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Частично-поисковый или эвристический;
  • Исследовательский;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • Самостоятельная работа;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;
  • Предметный урок;
  • Домашняя учебная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Фронтальная работа;
  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Учебный предмет «речевая практика» ставит следующие задачи:

  • Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
  • Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;
  • Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьника;

        Учебный курс предусматривает следующую структуру:

  • Аудирование
  • Дикция и выразительность речи
  • Общение и его значение в жизни.

Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса базовых учебных действий:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  3. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  4. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  5. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  6. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  7. готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  5. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  3. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям:

  1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  3. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  5. читать;
  6. писать;
  7. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  8. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
  9. Личностные результаты освоения АООП отражают:
  1. положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
  2. проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
  3. расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  4. доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  5. первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  6. умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  7. оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
  8. слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  9. ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
  10. понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
  11. под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  12. осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
  13. понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  14. слушать собеседника и понимать речь других;
  15. оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  16. принимать участие в диалоге;
  17. принимать участие в работе парами и группами;
  18. оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

  • Выполнение инструкций.
  • Соотнесение речи и изображения.
  • Повторение и воспроизведение слогов, слов и предложений.
  • Ответы на вопросы.
  • Пересказ.
  • Артикуляционная моторика.
  • Речевое дыхание.
  • Использование силы голоса, темпа речи.
  • Использование мимики и жестов.
  • Формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
  • Участие в ролевых играх.

        В программе по речевой практике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.         Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по речевой практике в 1 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Минимальный уровень:

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
  • называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
  • употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
  • правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  • знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
  • слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

 Достаточный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции;
  • называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
  • внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
  • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
  • уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
  • уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
  • слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

 Содержание учебного предмета

В программе по речевой практике для младших классов выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

Аудирование и понимание речи. 

  • Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
  • Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
  • Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.  
  • Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
  • Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
  • Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. 

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование правильного речевого дыхания.
  • Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
  • Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. 

  • Речевое и неречевое общение.
  • Правила речевого общения.
  • Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).
  • Условные знаки в общении людей.
  • Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
  • Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
  • Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Давайте познакомимся.

Построение высказывания

2

Классная комната, правильная посадка за партой. Правила поведения на уроке.

Знакомство с правилами общения на уроке

3

Школа. Школьное здание, классы, коридоры, зал, столовая, гардероб.                                          

Употребление слов приветствия с работниками школы

4

Знакомство во дворе.

Знакомство с другими учениками школы

5

Составление рассказа по теме «Я знакомлюсь во дворе».

Построение связного высказывания

6

Летние игры детей.                                              

Заучивания стихотворений, используемых во время игр с правилами

7

Составление диалога «Давай познакомимся».

Построение высказывания

8

Давай расскажем историю.

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

9

Играем в сказку.

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

10

Ролевая игра-хоровод «Теремок».

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

11

Рассказывание сказки учащимися.

Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

12

Беседа «Самая интересная сказка».

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

13

Семья: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.                                                                

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

14

Знакомство в гостях.

Построение высказывания

15

Правила поведения в гостях.

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

16

Составление рассказа «К нам пришли гости».

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

17

Школьные принадлежности. Их назначение.

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

18

Обращение со школьными принадлежностями.

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

19

Покупка школьных принадлежностей.              

Построение высказывания

20

Ролевая игра «Магазин «Школьник».

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

21

Игрушки. Их назначение.

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

22

Обращение с игрушками.

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

23

Ролевая игра «В магазине игрушек».

Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

24

Беседа «Моя любимая игрушка».                    

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

25

Праздник Новый год.

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

26

Готовимся к празднику.

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

27

Беседа «Что я подарю на Новый год?»

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

28

Изготовление сувенира к Новому году.            

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

29

Составление рассказа по картинке.

Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

30

Игра «Узнай меня».

Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

31

Составление рассказа « Я на прогулке».

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

32

Игры детей                                            

Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

33

Рассказ по кругу.                                              

Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

34

Обобщение

Ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (ЗПР) 3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной пр...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Литературное чтение» 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (ЗПР) курса «Русский язык» 1 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость) курса «Математика» 2 класс

Рабочая программа по математике разработана для Марменкова Константина в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограничен...

Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)

Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....

Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе

Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...

Адаптированная рабочая программа по математике 4 класс (8вида)

Адаптированная рабочая программа по математике  для 4 класса составлена на основе "Программы специальных (коррекционных)" общеобразовательных учреждений 8вида под редакцией В.В.Воронков...