Модель наставничества "Учитель-ученик"
проект

Трегубова Надежда Петровна

Модель наставничества "Учитель-ученик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Модель наставничества "Учитель-ученик"

Трегубова Надежда Петровна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ№3 города Нефтегорска Самарской области

Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования в силу следующих ключевых причин. Программа наставничества позволит сформировать внутри образовательной организации, а также вне ее при участии обучающихся и родителей - как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Реализация целевой модели наставничества - необходимый шаг на пути к тому, чтобы образовательные организации превращались и становились центром жизни и притяжения местного сообщества, где самые разные люди могут найти свою роль - и тем самым внести вклад в развитие образовательной среды. Прежде всего стоит обратить внимание на успешно самореализовавшихся в определенных сферах выпускников: именно они могут стать главными наставниками для обучающихся. Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа.

Кто такой наставник? Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Задачи наставничества ? Программа наставничества способствует решению следующих задач: раскрытие потенциала каждого наставляемого; преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров у обучающихся; адаптация обучающегося в новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося. создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями. Реализация программы работы с одарённым ребёнком. Первый этап – диагностико-организационный . Он включает в себя: создание и организацию деятельности координационного совета; создание нормативно-правовой базы; обеспечение материально-технической базы; создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы; создание базовых предметных групп; изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития; отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми; создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений; организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности; разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этап – организационно-практический. На этом этапе планируется: апробация экспериментальных авторских программ; отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми; углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей; методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов; отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция; систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий; пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик; психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

Формы работы с одаренными детьми

Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.); Психологические консультации, тренинги, тестирование;

Конкурсы, интеллектуальные игры, соревнования;

Посещение предметных и творческих кружков по способностям Создание детских портфолио.

План мероприятий по выполнению программы работы с одарёнными детьми

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

План работы с одаренными детьми на учебный год

Модель учителя, готового к работе с одарённым ребёнком.

Учитель должен быть (по Н.И. Ильичёвой)

  • Увлечён своим делом;
  • Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • Профессионально грамотным;
  • Интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • Проводником передовых педагогических технологий;
  • Психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • Знатоком во всех областях человеческой жизни.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми:

  • Быть доброжелательным и чутким;
  • Разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • Иметь широкий круг интересов и умений;
  • Иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;
  • Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
  • Иметь живой и активный характер;
  • Обладать чувством юмора;
  • Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  • Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  • Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  • Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы

В работе представлены основные направления работы по формированию творчески активной личности в соответствии с концептуальной моделью выпускника школы. ...

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Модель "Портфолио" как системная оценка качества образования

 В Федеральной целевой программе развития образования одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования...

Модель урока русского языка

Представлена модель урока русского языка во 2-ом классе по теме "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений учащихся"...

«От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НОШ»

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат ...