Выступление на педсовете «Динамические паузы, как здоровьесберегающий фактор в развитии учащихся»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Колач Диана Стефановна

В материале рассматривается значимость динамических пауз при разработке структуры занятия, приводятся критерии и требования, которые необходимо учитывать при проведении физминуток, дается обзор видов физической разгрузки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                     Колач Д.С.

                                                                                             Учитель-логопед

Выступление на педсовете

«Динамические паузы, как  здоровьесберегающий

фактор в развитии учащихся»

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке и в девчонке

Есть по 200 грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.

В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. Результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, неправильное питание, экологические проблемы - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной и интересной жизнью? Ответом на этот вопрос является внедрение в работу учителя рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесбережением. Одним из важнейших приемов сохранения и укрепления здоровья учащихся является включение в учебный процесс динамических пауз. Физминутки позволяют повысить и удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых во время коррекционно-логопедических занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. 

Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, обеспечивают эмоциональный подъём учащихся, снижают уровень тревожности, позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Дети после динамической паузы становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». 
         
Все комплексы проводимых физических упражнений должны соответствовать критериям:

  • доступности их освоения и выполнения для детей младшего школьного возраста, не имеющих специальной подготовки;
  • приспособленности к выполнению в условиях современной школы,
  • возможности непосредственно ощутить результаты занятий.

Наиболее распространенным видом физиологической разгрузки на уроках являются физминутки, которые можно разделить на несколько видов:

  1. Динамические:

Пальчиковые физминутки.

В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Двигательно-речевые физминутки.

Этот вид физминуток наиболее популярен на занятиях (уроках). Дети коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Танцевально-ритмические физминутки.

Эти физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.

Игровые

Игры подбираются в зависимости от тематики урока: на уроке математики «Ромашка», «Запрещенные цифры», на уроке русского языка «Живые буквы», «Печатная машинка» и т.д.


2. Зрительные 
3. Дыхательные 
4. Ритмические 
5. Психологические 

При проведении любого вида физминуток необходимо учитывать следующие требования:

1. Физиологическая разгрузка учащихся должна проводится на начальном этапе утомления.

Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд физиологических сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. В начальной стадии утомления, характеризующихся процессом возбуждения центральной нервной системы, ослабляются внимание, восприятие, запоминание, другие мыслительные процессы, резко меняется поведение учащихся: они отвлекаются от учебной деятельности, невнимательно слушают учителя, разговаривают, вертятся и т.д. Подобное спонтанное переключение детей на другие виды деятельности является охранительной реакцией организма. Такая реакция организма на утомление при непрерывном умственном напряжении сменяется процессом торможения, излишняя подвижность сменяется вялостью: дети потягиваются, зевают, ложатся грудью на парту или, наоборот, откидываются на спинки сидений, "разваливаются"... 

2. Подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;

3. Отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

4. Необходимо обеспечить разные по виду, содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;

5. Во время проведения физминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.

6. Проводить физминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;

В итоге, хорошее настроение и психологический комфорт всех участников образовательного процесса  гарантирован. 
           
Иван Павлов сказал: «Человек — высший продукт земной природы. Человек — сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным.» И, хотя традиционно считается, что основная задача современной школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе каждого педагога нашей гимназии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: "Выявление и развитие творческих способностей у учащихся начальной ступени"

Данный материал содержит рекомендации по обучению детей разного уровня готовности к школе в 1 классе....

Выступление на педсовете" Развитие познавательного интереса у учащихся в 1 классе по предмету "Речевая практика".

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах обр...

Выступление на педсовете" Развитие познавательного интереса у учащихся в 1 классе по предмету "Речевая практика".

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах обр...

Организация динамической паузы. Игры для организации динамической паузы.

Игры, которые можно организовывать зимой, весной, осенью. Они не требуют специального инвентаря....

Статья «Использование динамических пауз в начальной школе,как технологию здоровьесбережения и увеличения двигательного режима учащихся»

Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью. Применение динамических пауз в начальных классах – одна  из форм физического развития,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 1 «А» класса «Динамическая пауза»

Программа внеурочной деятельности по интегрированному курсу «Динамические паузы» для 1 классов разработана на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Специфика организации динамических пауз на занятиях с младшими школьниками, имеющими проблемы развития навыков письма.

Проблема развития навыков письма у младших школьников достаточно актуальна в настоящее время. Она напрямую связана с общим уровнем развития  двигатедьных функций у ребенка. Одна из причин, тормоз...