Выступление на педсовете" Развитие познавательного интереса у учащихся в 1 классе по предмету "Речевая практика".
консультация (1 класс) на тему
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах образования – к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни.
Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141840, Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.
Тел./факс (22) 5-24-48, Эл. почта. Schoolint8@mail.ru
Развитие познавательного интереса у учащихся в 1 классе
по предмету "Речевая практика".
Выступление подготовила:
учитель начальных классов
Алёша Светлана Владимировна
Яхрома
2017
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах образования – к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни.
Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес.
Что такое познавательный интерес?
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
. В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются познавательные интересы. Считаю необходимым ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что это развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.
Для воспитания учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.
Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.
Задача учителя, формирующего познавательную активность:
- быть внимательным к каждому ребенку;
- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искорку интереса к какой-либо стороне учебной работы;
- создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка.
Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным.
Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники должны “научиться учиться”, т.е. запоминать учебный материал, решать задачи.
По моему мнению, деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности.
Мною была поставлена такая цель:
- выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся,
- наметить пути развития познавательных интересов ,
- доказать на практике их действенность.
Исходя из этого, вытекают и задачи:
- формирование познавательного интереса учащихся, как сильнейшего мотива учебной деятельности;
- развитие творческого мышления младших школьников с помощью новых информационных технологий;
В своей работе я использую такие педагогические технологии как - игровые технологии, групповые технологии, здоровье сберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии.
1. Одна из форм - это групповая работа. Главное педагогическое правило: - не расслаивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности. Задачи: Включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей, т.е. разрабатывается такое задание, и такая методика при которой ученик обязательно справляется с работой. Класс разбивается на 2-3 группы. Дети в группах организованы с разным уровнем развития. Группы получают задания. Задания выполняют все, при этом идёт опрос друг друга, сильный помогает слабому. Таким образом, все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока.
2. Большое значение на уроках уделяю здоровье сберегающей технологии. Задачи: Помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. На уроках использую простейшие упражнения для глаз, благоприятно влияющие при неврозах, внутричерепном давлении; физминутки, упражнения – энергизаторы (это короткие упражнения, либо подготавливающие класс, группу к деятельности в начале урока, либо восстанавливающие энергию класс и каждого ученика в процессе урока).
3. Игровую технологию использую при освоении понятий, изучении темы, объяснении нового материала и его закреплении, при обучении устным видам речевой деятельности.
Задачи игровой технологии: Активизация коммуникативной деятельности учащихся; правильное распределение ролей между детьми, поскольку они имеют разный уровень речевой подготовки; создание ситуации взаимопомощи, активного устно-речевого общения, эмоциональное состояние учащихся, что может повлиять на качество усвоения материала и результат игры.
В своей работе использую нетрадиционные виды уроков такие как – урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Во время игры учащиеся более свободно ориентируются в предложенной ситуации, могут свободно импровизировать. У них появляется живой интерес к уроку. В ролевой игре можно работать в паре, в составе группы.
4. Используя в своей практике личностно-ориентированные технологии главной задачей ставлю не только дать определённую сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, к творческой работе; стремиться использовать полученные знания самостоятельно; учитывать индивидуальный подход; построить учебный процесс в форме диалога, в демократичном стиле работы с учеником.
Одним из путей такой новизны я вижу разработку и применение различных видов дидактического материала, создание которого позволяет восполнить ограниченность в заданиях учебников, разнообразить формы обучения, повышающие творческую активность учащихся. Применение таких карточек учащиеся приобретают умения и навыки. Ученики не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, проявляют творчество.
Таким образом, использование новых технологий на уроках речевой практики, формируют интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивают наблюдательность.
Для повышения уровня познавательной активности учащихся я использовала такие методы и приёмы:
1. Наблюдение.
В процессе наблюдения выясняется , что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно; какие виды учебной работы наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе; значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, но не относящимися к сути дела материалами. Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата.
Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.
2. Самостоятельная работа.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки.
Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
На своих уроках, я применяю такие методы как словесный, поисковый, исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие. Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели.
3. Интеграция.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
С 2016 года в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции стандарта второго поколения в учебный план с 1 класса введена новая учебная дисциплина "Речевая практика." (68 часов в год, 2 часа в неделю).
Введение в АООП для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Учебный предмет «Речевая практика» входит в образовательную область обязательной части Учебного плана «Язык и речевая практика».
Задачи I-го этапа обучения (1 класс) углубленное изучение ребенка; включение его в учебный процесс; исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов; уточнение и развитие словарного запаса; формирование умений строить простые предложения, вести беседу; воспитание первоначальных навыков повествовательной речи.
Цель учебного предмета "Речевая практика":
-совершенствование речевого опыта обучающегося.
Рабочую программу и календарно-тематическое планирование я разрабатывала на основании Адаптированной общеобразовательной программы .Учебника и рабочих тетрадей по предмету нет. Отсутствие учебника и рабочих тетрадей создают определённые трудности в работе. Материал к уроку приходится подбирать из разных источников и опираясь на педагогический опыт.
Разделы курса:
Аудирование и понимание речи.
Дикция и выразительность речи.
Общение и его значение в жизни.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?».
«Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай»,
«чао» и др. Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе
…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста, …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Примерные темы речевых ситуаций.
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
По предмету "Речевая практика" я вместе с логопедом Хмелёвой Т.А. проводила интегрированный урок "В мире профессий" на региональном проблемно- тематическом семинаре".
Цель урока: формирование продуктивного опыта учащихся начальных классов на пропедевтическом этапе знакомства с профессиями.
На уроке применялись
- здоровье сберегающие технологии: музыкальная физкультминутка, упражнения-энергизаторы.
- игровые технологии: игра "Поле чудес", "Доскажи словечко".
- личностно-ориентированные технологии.
- методы- словесные, наглядные практические, метод театрализации, метод индивидуального подхода.
Заключение.
Таким образом рекомендациями по формированию и активизации познавательного интереса учащихся на уроках в специальных (коррекционных) школах для детей с ОВЗ станут:
I. Основа активности учебно-познавательной деятельности:
- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.
II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:
- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;
- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.
III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
- принуждение;
- интерес к предмету;
- сознательность.
Учитель должен уметь:
1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
7. Подбирать систему самостоятельных работ.
8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
11. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
12. Проводить дифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
14. Использовать разнообразные формы поощрения.
15. Формировать у учащихся веру в свои возможности.
16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
17. Разнообразить формы домашних заданий.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.
Литература.
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. Москва, 1973.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В.Воронковой. Москва, 1994.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 1994.
5. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и
диагностики. Москва-Нальчик, 1996
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Москва, 1986.
7. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей.Москва, «Просвещение», 1969.
8. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во
вспомогательных школах. Москва, «Просвещение», 1981.
9. Соловьев И.М. Особенности познавательной
деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 1953.
10.Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников.Ленинград, 1964
11. Граборов А.П. Игра и ее значение в развитии ребенка. Москва, 1961.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные приёмы развития познавательного интереса у учащихся младших классов
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – развитие познавательного интереса у школьников. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен...
Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"
Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ
Постаралась описать приемы и методы повышения интереса к новому курсы ОРКСЭ...
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе "Основы религиозных культур и светской этики."
Особенности комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики."...
« Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на регулятивный, но ...
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.
Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ....
Выступление на педсовете" Развитие познавательного интереса у учащихся в 1 классе по предмету "Речевая практика".
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах обр...