Технологии ценностной ориентации школьников
методическая разработка

Мастер-класс для педагогов "Деятельностные технологии ценностной ориентации школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 64 г. Лесного Струкова Галина Борисовна

Деятельностные технологии ценностной ориентации школьников Мастер-класс

«Скажи мне, что для тебя ценно,

 и я скажу, как сложится твоя судьба».

Конфуций

   Оборудование: маркеры, листы А3, веера с цифрами, магниты.

  I Вступление 

      Нельзя не согласиться со словами великого древнекитайского философа Конфуция «Скажи мне, что для тебя ценно, и я скажу, как сложится твоя судьба». Более того, от ценностной ориентации поколения зависит будущее всей страны.

 II Актуализация

   Тема нашего мастер-класса актуальна и своевременна. Учитель начальной школы способен   оказать огромное влияние на мировоззрение школьника, а значит принимает непосредственное участие в его самоопределении и формировании общественного сознания.

    Проблема ценностных ориентаций не нова. Определением и уточнением понятий «ценность», «ценностные ориентации» занимались такие педагоги-учёные, как Г. А. Аргунова, С.Г. Гладнева, Э. В. Зауторова, С.А. Куликова, Т. А. Шатилова, С. А. Артюхова, Н.Д. Никандров, И. И. Шатилова, Т. А. Серебрякова, З. И. Равкин и многие другие.

III Постановка проблемы

    Давайте попробуем осмыслить эту тему. Напишите на узких листах вопросы, ответы на которые помогли бы нам лучше понять ее?

(Вопросы вывешиваются на доску и зачитываются)

      На некоторые из этих вопросов мы ответы прозвучат сегодня на нашем мастер-классе.

     Большой энциклопедический словарь под редакцией А. М. Прохорова  трактует ценность, как «положительную или отрицательную значимость объектов или явлений окружающего мира для отдельного человека, для  группы людей и для общества в целом, выраженные в нравственных принципах,  нормах, идеалах, установках и  целях», а ценностную ориентацию, как «избирательное отношение человека к ценностям», как «систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении».

     Президент Владимир Владимирович Путин утвердил основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

 - Напишите, пожалуйста, на листе одну из российских национальных ценностей.

    К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

     Еще раз подчеркнем, что именно младший школьный возраст считается наиболее сензитивным периодом для направленного формирования личности ребенка. Приобретенные в этом возрасте внутренние поведенческие регуляторы обладают устойчивостью, проецируются на будущее, изменяют жизненную позицию человека, его взаимоотношения с другими людьми и существенно определяют дальнейшее развитие человека.

      Психологами определены законы принятия, «присвоения» ценности человеком, Педагогами разработаны определенные технологии, алгоритмы педагогических действий.

 

IV Самооценка

 Оцените, пожалуйста, свой опыт, уровень владения этими технологиями, используя веер с цифрами:

 - 1 очень сложно, невыполнимо;

 - 2 достаточно сложно, но выполнимо;

 - 3 понятно, но требует усилий;

 - 4 достаточно понятно, не сложно;

 - 5 ясно и просто.

     

 V Изучение технологии

    Специфической особенностью формирования ценностных ориентаций и нравственного воспитания является невозможность их обособления в какой-то специальный образовательный формат.  Принятие ценностей происходит во время многогранной деятельности детей (играх, учебе). В разнообразных отношениях, в различных ситуациях со своими сверстниками и взрослыми ребенок приобретает типический и личный опыт в результате которого формируется его ценностный мир. Тем не менее, формирование ценностных ориентаций является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

     Основа технологии ценностного обучения - построение ценностно-ориентированного образовательного события по определенному алгоритму - последовательно, в соответствии с пятью этапами:

1.  Ценностно-установочный (формулирование ценностных установок).

2. Ценностно-осознанный (самооценка сформированности ценностного сознания).

3. Ценностно-содержательный (формирование ценностных ориентаций, отношений, ценностного поведения и качеств личности).

4. Ценностно-ориентированный (принятие ценностных ориентаций)

5. Ценностно-рефлексивный (рефлексивная самооценка нового уровня ценностного сознания).

     На слайде вы видите упрощенный алгоритм.

    Для реализации задач ценностной ориентации педагоги чаще используют событийные образовательные форматы (праздники, акции, создание газет, видео, проекты, творческие мастерские, волонтерскую деятельность и т. д.), но и в условиях урока таится огромный потенциал. Сегодня мы увидели как формируется ценность «Семья» в процессе различной деятельности на логопедическом занятии с детьми ОВЗ.

VI Моделирование

 Предлагаю вам поработать в группах и попробовать применить технологию ценностного обучения на уроках:

1 группа – русского языка;

2 группа – математики;

3 группа – окружающего мира.

 

Задача: используя технологию ценностного обучения, показать деятельностные методы формирования ценности в условиях урока.

 Вспомним этапы построения урока в технологии деятельностного метода.

  • Этап самоопределения к деятельности.
  • Этап актуализации.
  • Этап постановки проблемы.
  • Этап «Открытия ценности» или «Погружения в ценность».
  • Этап закрепления.
  • Этап включения в систему ценностей.
  • Этап рефлексии.

      Для удобства работы в группах я приготовила карточки с набором методических приемов организации деятельности детей на уроке.

     Прошу познакомить слушателей с результатами работы групп.

VII Рефлексия

Оцените, пожалуйста, свой опыт, уровень владения деятельностными технологиями ценностной ориентации, используя веер с цифрами:

 - 1 очень сложно, невыполнимо;

 - 2 достаточно сложно, но выполнимо;

 - 3 понятно, но требует усилий;

 - 4 достаточно понятно, не сложно;

 - 5 ясно и просто.

Сделайте вывод о   продуктивности своей работы по данной теме.

 VIII Заключение

Закончить мастер-класс я хочу словами Станислава Теофиловича Шацкого «Воспитания в чистом виде не существует, воспитание есть организация деятельности»

И еще мне очень нравится такая фраза: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».  Эти слова Конфуция должны стать основополагающими для каждого взрослого, и для педагогов в первую очередь. Технология деятельностного метода позволяет «зажечь факел» в каждом ребёнке, и не просто зажечь, а зажечь навсегда.

Методические приемы для организации деятельности детей на уроке.

"Побуждение" (прием усиления мотивации через удивление, любознательность)

"Привлекательная цель" (Совместно с учащимися ставится ясная и понятная цель)

"Эпиграф к уроку" (Пословица, поговорка, рифмованные строки)

"Столкновение противоречий" (Формулируется или обнаруживается противоречие в изучаемом материале)

"Вопросы, требующие установления сходства и различия" (Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить)

"Лови ошибку" (В тексте или объяснении учитель намеренно допускает ошибку)

"Почини цепочку" (Задание на восстановление логической связи между словами и действиями.) 

"Да-нетка" (Учитель загадывает число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".) 

"Практичность теории"(Практическая задача, полезность решения которой очевидна.)

"Слепой текст" (Заполнить текст словами или числами).

"Составление алгоритма" (Составить алгоритм, записать в виде схемы)

"Таблица с пробелами" (Заполнить пробелы в частично пустой таблице)

"Яркое пятно" (Среди множества слов одно выделяется цветом или размером.)

"Помощники" (Дополнение цели урока с помощью слов-помощников)

"Проблемный вопрос" (Формулировка темы в виде вопроса)

"Подводящий диалог" (Диалог, в котором дети не могут продолжить разговор в силу своей некомпетентности)

"Работа над понятием" (Объяснить значение каждого слова темы)

"Группировка" (По различным признакам для определения темы урока)

"Мини – рассказ" (Составление небольшого рассказа, используя термины из списка)

"Творческий тест" (Закончи предложение, выскажи мнение)

"Рядом с художником" (Войти в образ, изобразить персонаж, героя, объект)

"Своя опора" (Составление шпаргалки, рисуночного плана)

"Немая схема" (Восстановить подписи в схеме)

"Толстый и тонкий вопрос" (Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ, толстый - развернутый.) 

"Шкатулка" (Собираем что-либо абстрактное: качества, черты характера, пожелания)

“Жокей и лошадь” (Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Вопрос-ответ)

 «Шаг за шагом» (Ученик шагает,  называя верные ответы, слова по теме и т.п.)

 «Развивающий канон» (Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях

«Ложная альтернатива» (Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной) 

«Фантастическая добавка» (Перенос учебной ситуации в необычные условия или среду)

 «Рюкзак» (Устная фиксация своих продвижений в изучении темы. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология формирования ценностных ориентаций Мастер-класс Струкова Галина Борисовна

Слайд 2

«Скажи мне, что для тебя ценно, и я скажу, как сложится твоя судьба» Конфуций

Слайд 3

ЦЕННОСТЬ, ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Г. А. Аргунова, С. Г. Гладнева , Э. В. Зауторова , С. А. Куликова, Т. А. Шатилова, С. А. Артюхова, Н. Д. Никандров, И. И, Шатилова, Т. А. Серебрякова, З. И. Равкин и другие

Слайд 4

ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира, выраженные в нравственных принципах, нормах, идеалах, установках и целях. ЦЕННОСТная ориентация - избирательное отношение человека к ценностям, система его установок и убеждений, предпочтений, выраженная в поведении

Слайд 5

Традиционные Ценности Жизнь и достоинство Права и свободы Патриотизм, гражданственность Служение Отечеству Высокие нравственные идеалы Крепкая семья Созидательный труд Приоритет духовного над материальным Гуманизм, милосердие, справедливость Коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение Историческая память и преемственность поколений Единство народов России

Слайд 6

самооценка очень сложно, невыполнимо; достаточно сложно, но выполнимо; понятно, но требует усилий; достаточно понятно, не сложно; ясно и просто.

Слайд 7

Психологические механизмы усвоения ценностей Усвоение типического опыта Накопление личного опыта

Слайд 8

Имитация Идентификация Чувство стыда Чувство вины типический опыт

Слайд 9

Личная деятельность Самовоспитание Катарсические переживания Привычка личны й опыт

Слайд 10

технология ценностного обучения Этапы: Ценностно-установочный (формулирование ценностных установок) Ценностно-осознанный (самооценка) Ценностно-содержательный (формирование ценностных ориентаций) Ценностно-ориентированный (принятие ценности) Ценностно-рефлексивный (самооценка нового уровня)

Слайд 11

технология ценностного обучения

Слайд 12

Механизмы формирования ценностных ориентаций

Слайд 13

Задача : используя технологию ценностного обучения, показать деятельностные методы формирования одной из традиционных ценностей на различных этапах урока 1 группа – русского языка; 2 группа – математики; 3 группа – окружающего мира.

Слайд 14

Этапы построения урока в технологии системно-деятельностного подхода Самоопределение к деятельности Актуализация знаний Постановка проблемы Открытие ценности Закрепление Включение в систему ценностей Рефлексия

Слайд 15

самооценка очень сложно, невыполнимо; достаточно сложно, но выполнимо; понятно, но требует усилий; достаточно понятно, не сложно; ясно и просто.

Слайд 16

«Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь » Конфуций

Слайд 17

Все в твоих руках…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные ориентации младшего школьника

Презентация является частью магистрской диссертации по теме"Особенности ценностных ориентаций младшего школьника"...

«Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»

Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника....

Влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников

Школа - это государство, это мир, в котором  наши ученики проживают целых одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Н...

Мониторинговое исследование "Формирование системы ценностных ориентаций младших школьников".

Младший школьный возраст,  это время когда ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает раз...