Мониторинговое исследование "Формирование системы ценностных ориентаций младших школьников".
методическая разработка (4 класс)

Носкова Галина Александровна

Младший школьный возраст,  это время когда ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться  над своим «Я», это время  когда   идёт формирование системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинговое исследование

Формирование системы ценностных ориентаций

 младших школьников
Анкета «Современный младший школьник,  какой он?
(Г.Ф.Гаврилычева)

Проанализировав ответы, выявили содержательную сторону направленности учащихся, основу отношений к окружающему миру. Из ответов школьников было ясно, что для них значимо: уважение окружающих, будущая жизнь, взгляд на мир, здоровье, характер, внешность. Учащиеся проявляют независимость в суждениях, уверенность, эмоциональную чувствительность. Имеют ориентации на продуктивную деятельность, совершенствование личностных качеств, ценности социальной успешности.

Ответы детей на вопрос: «Что бы ты хотел (ла) изменить в своей жизни?»

Я бы хотел изменить всё

Я бы хотела стать сильнее

Стать умным, путешествовать

 по Америке и найти Атлантиду

Дом на земле, собаку, миллион, мир во всём мире, в будущем стать знаменитым врачом и открыть лекарство против рака и курения

Я бы хотел, чтобы в нашей

стране не было мусора

Хочу, чтобы математики не было вообще в мире

Я хочу изменить в своей

жизни характер

Рост, ум, поведение, друзей, внешность, волосы, жить минимум

1 000000000000000 (квадриллион лет)

Чтобы меня не обижали

Чтобы жить на одном месте

Стать отличником

Я хочу стать опять маленькой

Чтобы я была хорошим человеком

Не ходить в детский сад, школу, знать всё сразу

Делать больше  хороших дел

Чтобы мы жили богато

Я бы хотел, чтобы в нашей с

тране не было мусора

Я хочу, чтобы не было тетрадей

Я хочу изменить в своей

жизни характер

Чтобы мы жили богато

Стать отличником

Я хочу стать опять маленькой

Что бы нигде не было войны

Дрессировать собак

Делать больше  хороших дел

Чтобы не задавали домашнюю работу

Как я выгляжу, приятно ли людям общаться со мной

Что мне надо подкачаться

Интересует улица, друзья, волнует, что человек умирает, интересует кем я стану во взрослой жизни, кем я буду

Учащиеся распределили по значимости качества, которые характеризуют человека

Таким образом, младшие школьники отдали предпочтение альтруистическим ценностям, беспристрастности, честности, чувству долга, состраданию.

Младший школьный возраст,  это время когда ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках.                      

Он начинает задумываться  над своим «Я», это время когда   идёт формирование системы ценностных ориентаций оказывающей влияние на становление характера и личности в целом.

На вопрос: «В какой стране ты живёшь?». Учащиеся ответили, что Россия - это государство, самая большая страна, наше отечество – самая доброжелательная страна. Россия там, где я живу, моя Родина, мой дом. Моя охрана, мирная, справедливая, любимая. Хочу, чтобы Россия стала ещё богаче, Россия это круто!

 Образ Родины определяется учащимися как общечеловеческая ценность.  

Каким должен быть президент? – Предсказательный, умеющий решать проблемы личные и других. Ответственный, доброжелательный, решительный, честный, справедливый, аккуратный, весёлый и богатый. Женатый, уверенный, спокойный. Брутальный, не жестокий, делать для людей как можно больше, сдерживать обещания, терпеливый.

Если бы я был президентом:  я бы отвечал за всю страну, выдавал бы много денег, ходила в дорогой одежде и каталась на джипе, построила шоколадные дома, поставил в школе газированные и чипсовые, бесплатные  автоматы, спала без меры, я был бы добрый и веселый. Отдала деньги детскому дому, прекратила войну в Украине, не воевала, а помогала людям.  

Есть ответы, из которых понятно, что на первый план выходят интересы, направленные на личное благосостояние и ответы из которых ясно, что дети понимают как должен руководить президент. Ценностные ориентации направлены на благосостояние, развитие, совершенствование других людей, народа, человечества  в   целом.

Итак, у  учащихся  идёт процесс накопления информации и положительных впечатлений о стране. Образ Родины определяется как общечеловеческая ценность. Дети думают, рассуждают над своими личностными качествами. У них появляется потребность в саморазвитии, осознание противоречий, принятие необходимости выполнения социальных обязанностей. Осознание  собственной возможности делать порученное дело хорошо. Направленность на ценностные ориентации показывает, что учащиеся  имеют представления о нравственных понятиях.

Младший школьный возраст,  это время когда ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться   над своим «Я», это время когда   идёт формирование системы ценностных ориентаций оказывающей влияние на становление характера и личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные ориентации младшего школьника

Презентация является частью магистрской диссертации по теме"Особенности ценностных ориентаций младшего школьника"...

Развитие пространственной ориентации младших школьников.

Игры и упражнения для развития пространсвенной ориентации в первом классе....

«Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»

Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника....

Формирование ценностных ориентаций младшего школьника

Ценность в нашей жизни является основой, которая определяет сущность поведения и значимость поступков людей....