Ценностные ориентации младшего школьника
презентация к уроку на тему
Презентация является частью магистрской диссертации по теме"Особенности ценностных ориентаций младшего школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_cennostnyh_orientaciy_mladshih_shkolnikov.pptx | 246.2 КБ |
osobennosti_cennostnyh_orientaciy_mladshih_shkolnikov.pptx | 246.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема исследования : каковы особенности ценностных ориентаций современных младших школьников? Объект исследования : ценностно –смысловая сфера личности младшего школьника. Предмет исследования : особенности ценностных ориентаций младших школьников. Цель исследования : выявить особенности ценностных ориентаций младших школьников.
Гипотеза исследования: В структуре ценностей младших школьников произошли существенные изменения: наибольший вес приобрели ценности собственного успеха и благополучия. Нравственные ценности: дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм в иерархии ценностей младших школьников имеют меньшую значимость .
Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций младших школьников. Рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций у младшего школьника на основе психолого-педагогических исследований. Дать характеристику основным методам изучения ценностных ориентаций. Определить особенности ценностных ориентаций современного младшего школьника.
Методы исследования: Анализ литературы по проблеме исследования. Методика изучения мотивационной сферы учащихся. Анкетирование и мониторинг учащихся начальной школы. Диагностика с помощью и гр ы соревновательного типа . Опросник для определения уровня воспитанности учащихся начальной школы .
Ценностные ориентации это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением.
Существующие методики: Методика М. Рокича Методика Ш. Шварца Методика Х. Вантоила , Ю. Гилсписа Методика Дж. Гиллеспи и Г. Олпорта
1.Т естировани е учащихся Проводилось с целью выяв ления ведущи х , доминирующи х мотив ов в мотивационной сфере учащихся . Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы .
Диаграмма распределения доминирующих мотивов:
Выводы по методике: Значимыми в мотивации младшего школьника являются узколичностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Мотивация долга и ответственности у учащихся находится на среднем уровне. Мотивы содержания учения занижены. Мотивация самоопределения и самосовершенствования находится на низком уровне.
2. Анкетирование учащихся Проводилось с целью выявления значимых ценностей у учащихся: эстетические интеллектуальные о бщечеловеческие материальные
График результатов ранжирования предпочтений:
Выводы по методике: Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми. Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя. Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.
3. Диагностика учащихся с помощью игры соревновательного типа Проводилась с целью выявления альтруистических позиций учащихся.
Распределение выбора действия учащихся: Тур № 1 Тур № 2
Выводы по методике: Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям. У младших школьников чувство коллективизма начинает формироваться, в некоторых случаях они готовы помогать своим друзьям, если это не противоречит их собственным желаниям и потребностям.
4. Опросник для учащихся Проводился с целью определения уровня воспитанности учащихся.
Распределение показателей воспитанности испытуемых:
Выводы по методике: У обучающихся в основном преобладают признаки среднего уровня проявления нравственных качеств личности. Лидируют критерий ценности «культурный уровень» и «бережливость». Критерии ценности «Долг и ответственность» и «чувство товарищества» у учащихся находятся на низком уровне.
Обобщение результатов исследования: Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Такие нравственные ценности, как дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм менее в иерархии ценностей младших школьников. Гораздо большее значение для ребенка имеет его собственный успех и благополучие. Успехом в данном случае являются похвала учителя, получение награды, обладание красотой, умом, богатством.
Рекомендации: Основываясь на результатах данного исследования, можно дать рекомендации учителям и психологам, тьюторам , на какие вопросы в воспитании детей следует обратить особое внимание. Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного младшего школьника, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема исследования : каковы особенности ценностных ориентаций современных младших школьников? Объект исследования : ценностно –смысловая сфера личности младшего школьника. Предмет исследования : особенности ценностных ориентаций младших школьников. Цель исследования : выявить особенности ценностных ориентаций младших школьников.
Гипотеза исследования: В структуре ценностей младших школьников произошли существенные изменения: наибольший вес приобрели ценности собственного успеха и благополучия. Нравственные ценности: дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм в иерархии ценностей младших школьников имеют меньшую значимость .
Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций младших школьников. Рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций у младшего школьника на основе психолого-педагогических исследований. Дать характеристику основным методам изучения ценностных ориентаций. Определить особенности ценностных ориентаций современного младшего школьника.
Методы исследования: Анализ литературы по проблеме исследования. Методика изучения мотивационной сферы учащихся. Анкетирование и мониторинг учащихся начальной школы. Диагностика с помощью и гр ы соревновательного типа . Опросник для определения уровня воспитанности учащихся начальной школы .
Ценностные ориентации это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением.
Существующие методики: Методика М. Рокича Методика Ш. Шварца Методика Х. Вантоила , Ю. Гилсписа Методика Дж. Гиллеспи и Г. Олпорта
1.Т естировани е учащихся Проводилось с целью выяв ления ведущи х , доминирующи х мотив ов в мотивационной сфере учащихся . Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы .
Диаграмма распределения доминирующих мотивов:
Выводы по методике: Значимыми в мотивации младшего школьника являются узколичностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Мотивация долга и ответственности у учащихся находится на среднем уровне. Мотивы содержания учения занижены. Мотивация самоопределения и самосовершенствования находится на низком уровне.
2. Анкетирование учащихся Проводилось с целью выявления значимых ценностей у учащихся: эстетические интеллектуальные о бщечеловеческие материальные
График результатов ранжирования предпочтений:
Выводы по методике: Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми. Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя. Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.
3. Диагностика учащихся с помощью игры соревновательного типа Проводилась с целью выявления альтруистических позиций учащихся.
Распределение выбора действия учащихся: Тур № 1 Тур № 2
Выводы по методике: Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям. У младших школьников чувство коллективизма начинает формироваться, в некоторых случаях они готовы помогать своим друзьям, если это не противоречит их собственным желаниям и потребностям.
4. Опросник для учащихся Проводился с целью определения уровня воспитанности учащихся.
Распределение показателей воспитанности испытуемых:
Выводы по методике: У обучающихся в основном преобладают признаки среднего уровня проявления нравственных качеств личности. Лидируют критерий ценности «культурный уровень» и «бережливость». Критерии ценности «Долг и ответственность» и «чувство товарищества» у учащихся находятся на низком уровне.
Обобщение результатов исследования: Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Такие нравственные ценности, как дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм менее в иерархии ценностей младших школьников. Гораздо большее значение для ребенка имеет его собственный успех и благополучие. Успехом в данном случае являются похвала учителя, получение награды, обладание красотой, умом, богатством.
Рекомендации: Основываясь на результатах данного исследования, можно дать рекомендации учителям и психологам, тьюторам , на какие вопросы в воспитании детей следует обратить особое внимание. Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного младшего школьника, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие пространственной ориентации младших школьников.
Игры и упражнения для развития пространсвенной ориентации в первом классе....
«Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»
Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника....
Презентация.Особенности ценностных ориентаций младших школьников
ценностные ориентиры...
Особенности ценностных ориентаций младших школьников
ценностные ориентиры...
Мониторинговое исследование "Формирование системы ценностных ориентаций младших школьников".
Младший школьный возраст, это время когда ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, начинает раз...
Формирование ценностных ориентаций младшего школьника
Ценность в нашей жизни является основой, которая определяет сущность поведения и значимость поступков людей....