Влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников
занимательные факты

Медведева Людмила Ивановна

Школа - это государство, это мир, в котором  наши ученики проживают целых одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Наличие сложившихся традиции - это признак зрелого коллектива. Влияние традиции мы чувствуем и в праздники и в повседневной жизни. Сложившиеся традиции придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние традиций школы на формирование ценностных ориентаций школьников

Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

     Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, можно взять в качестве отправной точки народную мудрость: « Без большого корня древа не бывает». Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

      Школа - это государство, это мир, в котором наши ученики проживают целых  одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей

       Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Сохранение школьных традиций совершенно невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. Мне хотелось бы отметить одну традицию нашей школы, которая существует с 1960 годов и именно эта традиция отличает нашу школу от других школ и тем самым, придает школе, то особое, неповторимое, что сплачивает школьный коллектив. Это коллективное выступление с концертом и спектаклем перед зрителями.

         История ведет нас в 60 годы. Директором школы тогда был Воронцов В.Н. Под его руководством был поставлен спектакль "Удырамаш корно"по роману Ш.Осыпа. Нужно отметить, что в этом спектакле участвовал  тогда еще молодой Геннадий Андреевич Сепеев (Кандидат исторических наук). и каждый год коллектив показывал по одному спектаклю. Это "Керемет корем воктене" , " Оръен мелна, "Шудо тенге олно", "Арава шенгек йога".  

         1972 году  в школу приезжает молодой специалист , учитель физики Степанов Вениамин Климентьевич.  Он с колллективом ставит спектакль по пьесе С.Г.Чавайна "Мукш отар" Они с этим спектакльем выстуают в городе Ульяновске и получают диплом 1 степени  и подарок радиолла. На репетицию  приезжали актеры театра Иван Якаев , И.С.Кузьминых. Танец  "Изи мукш иге -влак" ставила Надежда Дружинина, танцевали ученики. Среди них была наша учительница Малинина Надежда Ивановна, которая до сих пор держит связь с Вениамином Климентьевичем. Позапрошлом году ездила на встречу с ним. Роль учительницы играла известная поэтесса З.В.Ермакова, которая в то время работала  в нашей школе. Нужно сказать, что Вениамин Климентьевич это дело продолжил в своем родном Моркинском районе.  Коллективом Моркинского народного театра  был поставлен этот спектакль в городе Йошкар-ола  в театре им. Шкетана. Об истории этой постановки написал книгу, более того в позапрошлом году  организовал  встречу с участниками  этого мероприятия.

    В 1998 году к 100-летию Шабдара Осыпа коллективом был поставлен мини-спектакль по роману Ш.Осыпа "Удырамаш корно". Директором школы тогда был Медведев В.В. После юбилея коллектив вместе  с учениками  стал выезжать с концертом в соседние деревни и даже районы. Всего было 11 выездов.  

         Вместе с учителями стали показывать свое мастерство и участники драматического кружка. С 2003 года было поставлено 8 спектаклей: это по пьесе В. Якимова "Мо эн шерге ", В. Крылова "Кон кидыште бинокль?", В.Бояриновой "Овда". "Шем Он" и т.д. В 2003 году  участники  драмкружка  стали лауреатами республиканского конкурса среди школьных драмкружков спектаклем "Мо эн шерге?"

     Такая систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.

         Вот уже пятнадцать лет в школе существует ансамбль "Шымавий", который объединяет  шесть женщин - учителей, которые выкраивают  время , чтобы петь душевные лирические песни акапельно в свое свободное от работы время, тем самым показывая пример  молодому поколению. Ни одно мероприятие не проходит без выступлении этого ансамбля  не только в школе,  но в районе и даже в республике.  Руководителем ансамбля является Пряникова  И.Н. которая владеет тонкостями хорового искусства и обучает этому свой коллектив. Участница этого же ансамбля Кузьминых Н.В. является руководителем ученического танцевального коллектива "Рвезылык". За время существования коллектив приобрел известность и популярность, как в районе, так и за ее пределами, благодаря высокому уровню исполнительского мастерства, бережному отношению к духовной культуре марийского народа, чувству современности. А так же постоянно участвует в районных, праздниках, фестивалях и конкурсах "Самырык тукым" . Эти два коллектива вот уже несколько лет радуют зрителей не только Сернурского района, но мы выезжаем и в другой район. За один учебный  год мы выезжали с концертом 3-4 раза. Нужно сказать, что за вырученные деньги от концерта школа приобрела музыкальный центр, микрофон и четыре марийских рубашек для мальчиков. А девочки  сами вышивали  и шили платья вместе с родителями и на уроках труда. Основной задачей коллектива является возрождение, сохранение, пропаганда и дальнейшее развитие песенного, танцевального и музыкального наследия марийского  народа. Ученики наши занимают призовые места не только на уровне республики.)

     Такое коллективное выступление вошло в традицию  и у нас в музее хранится экспонат, который нам говорит об историческом  прошлом этой традиции.

 

      Подводя итоги своему выступлению, хочу сделать следующие выводы: во-первых, традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь коллектива.  Во-вторых, школа, являясь частью общества, без традиций - это мертвое здание, в котором дети от шести до семнадцати лет отбывают томительные часы, получая определенную информацию. Школа с традициями - это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, об окружающем мире, о своем месте в обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют, в том числе, наладить эмоциональный контакт между учениками, педагогов с детьми, детей - с родителями, родителей - с педагогами и даже педагогов между собой.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностных ориентаций в современной педагогике

Анализ периодической печати, тематических телепрограмм показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. П...

Формирование ценностных ориентаций у учащихся

Актуальные проблемы формирования ценностных ориентаций школьников...

Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни.

Данная статья представляет собой опыт работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в практику работы школы, а также теоретические основы данной проблемы....

Формирование ценностных ориентаций младшего школьника

Ценность в нашей жизни является основой, которая определяет сущность поведения и значимость поступков людей....

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...

Технологии ценностной ориентации школьников

Мастер-класс для педагогов "Деятельностные технологии ценностной ориентации школьников"...