Организация работы со сказками А.С. Пушкина в процессе формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Бычкова Лидия Владимировна

Одним из великих писателей А.С. Пушкиным было написано немало сказок, которые включены в программу по изучению литературы в начальной школе. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – он учит добру и справедливости. Кроме того, изучение сказок в системе других произведений литературы способствует формированию универсальных учебных действий школьников. ФГОС НОО определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Сказанное выше позволяет считать избранную тему выпускной квалификационной работы «Организация работы со сказками А.С. Пушкина в процессе формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников» актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_l._bychkovoy.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДЕТСТВА Организация работы со сказками А.С. Пушкина в процессе формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Бычкова Л.В

Слайд 2

Актуальность исследования Одним из великих писателей А.С. Пушкиным было написано немало сказок, которые включены в программу по изучению литературы в начальной школе. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – он учит добру и справедливости. Кроме того, изучение сказок в системе других произведений литературы способствует формированию универсальных учебных действий школьников. ФГОС НОО определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Сказанное выше позволяет считать избранную тему выпускной квалификационной работы «Организация работы со сказками А.С. Пушкина в процессе формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников» актуальной.

Слайд 3

Объект и предмет исследования Объект исследования: воспитательный процесс, ориентированный на формирование личностных УУД у младших школьников. Предмет исследования: задания и упражнения по изучению сказок А.С. Пушкина, направленные на формирование личностных УУД у младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.

Слайд 4

Проблема исследования – наличие несоответствия между необходимостью формирования личностных универсальных учебных действий на примере изучения сказок А.С. Пушкина и неразработанностью этого вопроса в современной методической литературе.

Слайд 5

Цель исследования составить комплекс упражнений и провести занятия, направленные на формирование личностных УУД у младших школьников при изучении сказок А.С. Пушкина.

Слайд 6

Задачи исследования Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. Выявить сущность, понятия «личностные УУД» у младших школьников на уроках литературного чтения. Изучить методы и формы проведения уроков при изучении сказок А.С. Пушкина, способствующие формированию личностных УУД. Составить и проверить комплекс заданий, способствующих формированию личностных УУД у младших школьников в процессе изучения сказок А.С. Пушкина

Слайд 7

Гипотеза исследования В основу ВКР положено предположение о том, методически грамотно организованная работа со сказками А.С. Пушкина на уроках литературного чтения, учет возрастных и психологических особенностей учащихся способствуют формированию и повышению уровня развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников.

Слайд 9

Основные положения исследования были отражены в научной публикации « Сказка на уроках литературного чтения в начальной школе», опубликованном в сборнике «Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IV Всероссийской студенческой научно – практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 18 – 19 ноября 2015г.)

Слайд 10

Результаты, полученные в ходе исследования, могут оказаться полезными на уроках литературного чтения при изучении сказок А.С. Пушкина. Структура работы : введение, две главы, заключение, библиографический список. Практическая значимость ВКР

Слайд 11

В эксперименте принимали участие ученики 2 класса МКОУ Гербаевской ООШ, Краснозёрского района, Новосибирской области. В классе 18 детей . Они занимаются по УМК «Школа России». Авторы учебника по «Литературному чтению» – Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова . Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. Опытно-экспериментальная работа

Слайд 12

Констатирующий этап эксперимента Цель: определить уровень сформированности личностных УУД у младших школьников при работе со сказками А. С. Пушкина. На данном этапе эксперимента учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты и выполнить проверочные задания по сказкам А.С. Пушкина. При разработке заданий и составлении вопросов анкеты мы ориентировались на методические разработки М.П. Воюшиной. Проанализировав ответы детей, мы пришли к следующим выводам, что с ложности возникли у детей по вопросам, касающимся нравственной стороны сказок А.С. Пушкина. Оценка результатов констатирующего этапа эксперимента представлена в Таблице 1.

Слайд 13

Уровни сформированности личностных УУД младших школьников при изучении сказок А.С. Пушкина Высокий уровень. У детей, находящихся на высоком уровне сформированности личностных УУД, яркая и точная эмоциональная реакция на прочитанное художественное произведение, они способны передавать в слове различные эмоции, соотнося их с конкретными эпизодами произведения, испытывают потребность в повторном обращении к тексту. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступка. Дети определяют нравственные качества личности героя произведения, мотивы его поступков, оценивают героя с точки зрения совершенных им поступков, задумываются об авторской точке зрения. Средний уровень. Учащиеся, относящиеся к этой группе, отличаются яркой эмоциональной реакцией, но выразить свои ощущения в слове им трудно: они не владеют соответствующей лексикой. При специальных вопросах учителя дети могут верно определить мотивы и оценивать поступки и нравственные качества личности персонажа произведения, но они ориентируются не на художественное изображение героя автором, а на собственное житейское представление о причинах того или иного поступка. Низкий уровень. У детей, находящихся на низком уровне сформированности личностных УУД, может быть яркая и точная эмоциональная реакция на прочитанное художественное произведение, но они затрудняются в словесном выражении своих чувств и не испытывают потребности в повторном чтении текста. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступка. Дети не могут определить нравственные качества личности героя произведения, оценивают его только с бытовой точки зрения, поэтому их оценки всегда неточны.

Слайд 14

Рис.1 - Уровни сформированности личностных УУД при изучении сказок А.С.Пушкина на констатирующем этапе эксперимента Результаты диагностики на констатирующем этапе

Слайд 15

Формирующий этап эксперимента Цель: проведение коррекционной работы по повышению уровня сформированности личностных УУД у младших школьников. На данном этапе эксперимента было проведено шесть занятий по изучению сказок А.С. Пушкина. 1.«В гостях у сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (просмотр мультфильма). 2.А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (коллективное чтение сказки). 3.Творческая мастерская «Рисуем сказки А.С. Пушкина». 4.Сказка ложь, да в ней намёк… (на примере «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина). 5.Добро побеждает зло. А. С. Пушкин «Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях». 6. Внеклассное мероприятие « Что за прелесть эти сказки»

Слайд 16

Планируемый результат Личностные УУД: формирование нравственной позиции обучающихся на основе опыта эмпатии и сопереживания, развитие эмоциональной сферы личности. Формируем умение: – демонстрировать свою позицию, выказывать своё отношение к героям, к их поступкам; – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – э моционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – п онимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Слайд 17

Задания, направленные на формирование личностных УУД На интерпретацию текста ( О чём эта сказка?) Высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией. Вопросы для обсуждения: – Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему? – Было ли вам жалко кого-нибудь или, наоборот, вы злились? Почему? – Назовите положительного героя сказки. Есть в сказке отрицательный герой? Почему вы так считаете? – Как бы вы поступили…? – Что бы вы сделали…? 3. Анализ характеров и поступков героев по плану: -Имя героя. -Внешность и характер героя. -Действия и поступки героя; их характеристика. - Отношение автора к герою. -Ваше отношение к герою. 4. Формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль сказки).

Слайд 18

Контрольной этап эксперимента Цель – проведение повторной диагностики для определения эффективности опытного обучения. На данном этапе эксперимента учащимся было вновь предложено выполнить проверочные задания по сказкам А.С. Пушкина (задания были частично изменены). Как показали ответы детей на предложенные им вопросы, заметно повысился уровень сформированности личностных УУД. Оценка результатов контрольного этапа эксперимента представлена в Таблице 2.

Слайд 19

Рис. 2 - Уровни сформированности личностных УУД при изучении сказок А.С.Пушкина на контрольном этапе эксперимента Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента По итогам исследования: 11обучающихся (61%) – имеют средний уровень сформированности личностных УУД, 7 школьников (39%) – высокий уровень, низкий уровень – 0%.

Слайд 20

Рис. 3 - Сравнительный анализ уровней сформированности личностных УУД у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах Количество детей с высоким уровнем увеличилось на три человека, что составляет 17%. Три ребёнка с низкого уровня перешли к среднему уровню, что составляет также 17%.

Слайд 21

Следовательно, если при изучении сказок А.С. Пушкина использовать специальные задания и упражнения, направленные на развитие у учащихся умения при анализе художественного образа персонажа определять его нравственную составляющую, то это существенно повысит уровень сформированности у младших школьников личностных УУД. Исходя из результатов проделанной работы видно, что цель данной работы достигнута, гипотеза подтверждена. Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умени...

Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

Статья "Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников"

В статье представлены классификация и описание личностных универсальных учебных действий, рассматриваются способы формирования личностных УУД у младших школьников....

Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Использование цифровых технологий на уроках окружающего мира как средство формирования личностных универсальных учебных...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий

Данная презентация посвящена проблеме формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий. В ней рассматривается актуальность да...