Тема "Развитие индивидуальных способностей и компетенции учащихся с ОВЗ через организацию игровой деятельности в ГПД "
статья на тему
Главными задачами воспитателя ГПД коррекционного класса является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения применять полученные знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать активность учащихся с ОВЗ. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_urusova.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Развитие индивидуальных способностей и компетенции учащихся с ОВЗ через организацию игровой деятельности в ГПД
Подготовила:
Урусова А.Р.
Воспитатель ГПД
ГБОУ школа № 7
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Главными задачами воспитателя ГПД коррекционного класса является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения применять полученные знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать активность учащихся с ОВЗ. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие. В самых разных системах обучения игре отводится особое место.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (игровая деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в полноценную жизнь, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных условий жизнедеятельности.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой деятельности. Феномен игры изучали философы и социологи: Платон, И. Кант; психологи: Ж. Пиаже, З. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, и др; педагоги и методисты: К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, и др.
Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.
Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип, содержательная функция со многими гранями смысла» (Хейзинга Й.). Она должно строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у детей такого целостного опыта, который пригодится им в будущей практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к занятиям в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они рисуют, придумывают конкурсы, пробуют себя в различных ролях. Развиваются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе с детьми с отклонениями психического развития, позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность воспитанников. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результата.
На мой взгляд, главная задача воспитателя – это обеспечение собственной деятельности воспитанников. Для этого воспитатель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой. Коррекционная направленность занятий в коррекционном классе VIII вида нашей школы обеспечивается системой и методами изучения методического материала, учитывающие индивидуальные особенности развития учащихся. Воспитательный процесс выстраивается от ученика. Необходимо организовывать совместную деятельность воспитателя и ученика в атмосфере делового сотрудничества. Комфортное пребывание учащихся в школе необходимое условие для реализации его внутреннего потенциала.
Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта проявляются в виде несформированности важнейших мыслительных операций. С этой целью рационально использовать дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать.
Дидактическая игра - эффективная форма проведения занятий в группе продленного дня в коррекционной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого занятия позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к усвоению ими новых знаний.
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях в группе продленного дня, лежат следующие принципы:
- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
- коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные.
- соревновательность создает у ребят стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.
Различают дидактические игры по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В такой классификации, основанием которой является содержание обучения и воспитания, представляем следующие типы игр:
- игры по сенсорному воспитанию;
- словесные игры;
- игры по ознакомлению с природой;
- по формированию математических представлений и др.;
Иногда игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками;
- настольно - печатные игры;
- словесные игры;
- псевдосюжетные игры.
По характеру познавательной классифицируем дидактические игры по следующим группам:
- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;
- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания;
- игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним;
- игры, включающие элементы поиска и творчества.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
- Игры - путешествия.
- Игры - поручения.
- Игры - предположения.
- Игры - загадки.
- Игры - беседы (игры-диалоги).
Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра - путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Роль педагога в такой игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Проверь домашнее задание у Незнайки”.
Игры - предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Игры - загадки. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры - беседы (диалоги). В основе игры - беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре - беседе учитель часто идёт не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Ценность игры - беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных познавательных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра - беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике в обучении и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используются указанные игры либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами: подвижными, сюжетно-ролевыми и другими.
Также используются:
1)игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2) настольно-печатные;
3)словесные игры.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию по признаку (цвету, форме, величине и др.), что очень важно для развития логического мышления. Занятия проводятся воспитателем группы продлённого дня, которые составляют педагогический коллектив школы. При этом педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с ОВЗ. Как правило, такие дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Дети, как правило, либо пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками, либо чрезмерно активны. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности и управлять эмоциями детей с различными нарушениями в поведении. Этой цели и служат дидактические игры.
Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, разрезные картинки и т.п. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Такие игры успешно используются мной при работе в группе продлённого дня. Даже самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых, нашим детям выполнить практически не возможно. Сложно для них и запоминание состава, количества и расположения картинок. Но зато некоторые из учащихся успешно справляются с такой игрой, как подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. А в группе продлённого дня дети с огромным удовольствием составляют разрезные картинки (из 8-16 частей) и кубиков. Некоторые учащиеся могут даже без использования образца составлять картину из пазлов. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать игровые технологии. Школьники гораздо меньше устают на уроке, а это важно и для последующего за этим другим занятиям. Ученики более сближаются с воспитателем, больше ему доверяют, а это очень важно при работе с младшими школьниками. Ученики после занятий, которые вызывают у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся, проводя дидактические игры в процессе обучения) чувствуют себя на последующих занятиях более раскованно. Более того, если ученик чувствует себя уверенно и раскованно на уроках и занятиях в школе, он будет чувствовать себя также и вне школы, что тоже не маловажно. При проведении игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей жизни в обществе.
Применение игровых технологий дают хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Использование игровых приемов в процессе воспитания способствует: формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении, повышению самостоятельности, развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.
Я считаю, использование игр на занятиях и в свободное время позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать.
Для воспитателя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.
Игра является игровой формой обучения, позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Хочется отметить, что прочные знания, умения и навыки. Учащиеся с отклонениями психического развития приобретают в процессе активной, познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. А, как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Макаренко А.С. говорил, что «…хорошая игра похожа на хорошую работу. Каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке».
Таким образом, вся воспитательная работа в группе продленного дня, направленная на внедрение различных игровых методик, сдвигается от научения к созданию условий, дающих детям возможность развивать свой познавательный интерес через игровые ситуации, условий, способствующих коррекции поведения ребенка.
Литература:
- Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11.
Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа-Пресс, 1994.- С. 416.
- Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.- с. 453-480.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.
- Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002.
- Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей.- М.: АПН РСФСР, 1960. - 588 с.
- Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. - 327 с.
- Замский Х.С.Умственно отсталые дети. – НПО, Образование,1995.- 400 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: 1986.-320 с.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003.
- Как учить и развивать умственно отсталых детей. Сост. К.Грюневальд. – СПб.: 1994.- 496 с.
- Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебных заведений/Под ред. Б.П.Пузанова.- М.: Издат. центр «Академия», 1998.-160 с.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности через организацию проектной деятельности.
Анализ литературы по проектной деятельности как педагогической технологии, ориентированной на приобретение и применение новых знаний. Включение школьников в создание тех или иных проектов ...
Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»
Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...
Формирование творческих способностей младших школьников через организацию исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время
Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы.Такой подход позволяет перевести ...
Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.
quot;Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни" В.А,Сухомлинский.. В статье расс...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся с умственной отсталостью посредством игровой деятельности
Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Речевое недоразвитие вызывает у умственно отсталых детей зат...
Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей и компетенций учащихся с интеллектуальными нарушениями
laquo;Весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».Эрик Бёрн...
Образовательный проект "Выявление и развитие индивидуальных способностей у учащихся с ОВЗ через организацию конкурса "Ученик года"
Сегодня мы говорим не столько о воспитании, сколько о самовоспитании компетентного гражданина России. Система воспитательной работы направлена на мотивирование школьника и оказание ему педагогич...