РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Сенсорное развитие» для 1 «В» класса на 2023-2024 учебный год
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

Цель:

обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • предоставление возможности для развития художественно-творческих способностей детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1v_sensornoe_razvitie.docx151.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Сенсорное развитие»

для 1 «В» класса

на 2023-2024 учебный год

Учитель-логопед

Первой квалификационной категории:

Данюшина Ирина Геннадьевна

Городской округ Павловский Посад

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), учебного плана  МКОУ школы-интерна, образовательной программы  МКОУ школы-интерната, Положения «О рабочей программе по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области».

Цель: 

обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • предоставление возможности для развития художественно-творческих способностей детей.

В 1 «В» классе на изучение курса «Сенсорное развитие» отводится 2 часа в неделю (34 учебные недели, 68 часов в год).

Планируемые результаты освоения программы по курсу внеурочной деятельности «Сенсорное развитие»

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы достигаются в ходе обучения в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся. Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе.

В результате освоения программы у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению;
  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Предметные результаты:

  • рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
  • фиксировать взгляд на объекте;
  • воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
  • выполнять последовательно организованные движения;
  • играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д.;
  • строить из двух-трех кубиков простые конструкции;
  • узнавать материалы на ощупь;
  • узнавать объекты по звуку;
  • наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
  • соотносить и знать цвета;
  • иметь представление о величине и форме предметов;
  • иметь представление о разнообразии вкусовых ощущений;
  • иметь представление о разнообразии обонятельных ощущений;
  • иметь представление о разнообразии тактильных ощущений.

Календарно-тематическое планирование уроков курса внеурочной деятельности «Сенсорное развитие» в 1 «В» классе

(2 часа в неделю, 66 часов в год)

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по

факту

1 триместр

1-2

Диагностирование учащихся.

2

04.09.2023

05.09.2023

3

Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном предмете. «Посмотри на шарик», «Зеркало».

1

11.09.2023

4

Прослеживание взглядом за движущимся предметом. Игра «Куда поехала машина?».

1

12.09.2023

5

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Прослеживание взглядом за движущимся светящемся предметом. Игра «Волшебные фонарики», «Солнечный зайчик».

1

18.09.2023

6

Зрительное ориентирование в пространстве. Зрительно-моторная координация.

1

19.09.2023

7-9

Узнавание (различение) цвета объектов. Соотнесение предметов по цвету. Цветик-семицветик (смешивание красок, игры с разноцветной водой).

2

25.09.2023

26.09.2023

10-12

Узнавание (различие) формы объектов. Соотнесение предметов по форме. «Доска Сегена».

2

02.10.2023

03.10.2023

13

Узнавание (различие) величины объектов (большой, средний, маленький). Сравнение и группировка предметов.

1

16.10.2023

14

Узнавание (различие) величины объектов (высокий, низкий). Сравнение и группировка предметов.

1

17.10.2023

15

Узнавание (различие) величины объектов (длинный, короткий). Сравнение и группировка предметов.

1

23.10.2023

16

Узнавание (различие) величины объектов (широкий, узкий). Сравнение и группировка предметов.

1

24.10.2023

17-18

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога).

2

30.10.2023

31.10.2023

19

Составление целого из частей (2-5 частей) на разрезном наглядном материале.

1

06.11.2023

20

Упражнения для развития зрительной памяти. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

07.11.2023

21-22

Слуховое восприятие. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.

2

13.11.2023

14.11.2023

2 триместр

1

Знакомство с окружающими звуками, звучанием различных предметов.

1

27.11.2023

2

Ознакомление со звуками неживой природы (шум дождя, грома, бегущей воды, шум листвы и т.д.). Соотнесение звука с его источником (звук неживой природы).

1

28.11.2023

3

Ознакомление со звуками живой природы. Соотнесение звука с его источником (звук живой природы).

1

04.12.2023

4

Дифференциация бытовых шумов (школьный звонок, шум шагов, шум пылесоса, звук рвущейся бумаги и т.д.).

1

05.12.2023

5

Дифференциация бытовых шумов и звуков живой и неживой природы.

1

11.12.2023

6

Музыкальные звуки. Изучение звуков музыкальных инструментов. Дифференцирование музыкальных звуков.

1

12.12.2023

7

Различение характера музыки (весёлая, грустная).

1

18.12.2023

8

Различение музыки по громкости.

1

19.12.2023

9-10

Игры на узнавание и подражание звукам окружающей среды и звукам, издаваемым животными.

2

25.12.2023

26.12.2023

11

Кинестетическое восприятие. Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновение человека.

1

09.01.2024

12

Формирование адекватной реакции на изменение положения частей тела.

1

15.01.2024

13

Выполнение упражнений на изменение положения частей тела, вербализация положений частей своего тела.

1

16.01.2024

14

Координация разных частей тела. Выразительность движений.

1

22.01.2024

15-16

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Выполнение действий и движений по словесной инструкции педагога.

2

23.01.2024

29.01.2024

17

Формирование умений владеть приемами расслаблений разных частей тела.

1

30.01.2024

18-20

Развитие координации движений руки и глаз. Зрительно-моторная координация с предметами.

3

05.02.2024

06.02.2024

12.02.2024

21

Развитие тактильных ощущений. Работа с пластилином. Пальчиковая гимнастика.

1

13.02.2024

22

Развитие тактильных ощущений. Игры и упражнения с сенсорным материалом (грецкими орехами, бусинами разной формы и размера и т.п.)

1

26.02.2024

3 триместр

1

Развитие тактильных ощущений. Игры на умение сортировать предметы (фасоль, бусины, камушки)

1

27.02.2024

2

Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый, легкий).

1

04.03.2024

3

Определение на ощупь величины предмета (большой, маленький).

1

05.03.2024

4

Ощупывание предметов с различной поверхностью. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.). Узнавание материалов на ощупь.

1

11.03.2024

5

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами различными по температуре: холодный, теплый.

1

12.03.2024

6

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами различными по вязкости: густой, жидкий, сыпучий.

1

18.03.2024

7

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами различными по состоянию: мокрый, сухой.

1

19.03.2024

8

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами различными по фактуре: гладкий, шероховатый.

1

25.03.2024

9-10

Восприятие запаха. Формирование адекватной реакции на запахи. Выделение приятных и неприятных запахов, обозначение словом собственных ощущений.

2

26.03.2024

01.04.2024

11-12

Знакомство с характерными запахами предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом.

2

02.04.2024

15.04.2024

13-14

Сравнение различных запахов и закрепление их различения. Сопоставление по запаху двух идентичных веществ.

2

16.04.2024

22.04.2024

15

Восприятие вкуса. Формирование адекватной реакции на вкус продуктов. Называем (показываем) характеристики вкуса (вкусно, невкусно).

1

23.04.2024

16-17

Ознакомление с основными видами вкусовых качеств продуктов. Различие и определение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый).

2

29.04.2024

30.04.2024

18-19

Формирование адекватной реакции на продукты, различные по консистенции. Различие и определение продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). 

2

06.05.2024

07.05.2024

20

Формирование собственных ощущений от вкуса продуктов.

1

13.05.2024

21

Предметно-практическое повторение

1

14.05.2024

22

Итоговое диагностирование учащихся.

1

20.05.2024

23

Итоговое диагностирование учащихся.

1

21.05.2024

24

Итоговое диагностирование учащихся.

1

27.05.2024

25

Итоговое диагностирование учащихся.

1

28.05.2024

ИТОГО:

68

Учебно-методическое обеспечение предмета:

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – Б.Г. Ананьев., М., 2017.
  2. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.В.Иванова Г.В.Мищенко Москва 2017г.
  3. Журнал «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития». - Статья «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов...» авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2016 г.
  4. Антонова С.Л. Движение тела – движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. -//Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
  5. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2007.
  6. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
  7. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для  развития  восприятия  и  эмоционально-волевой сферы  у детей 5-6

лет.–М.: АРКТИ, 2004.

  1. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников,  -М.: Новое знание, 2006.
  2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
  4. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  5. Адаптированная рабочая программа adaptation.ptosv.ru

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант), 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. &la...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5б класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, вкллючая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 7б класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, включая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников с...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» на 2023-2024 учебный год Направление: коррекционно-развивающее

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталост...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...