РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Сенсорное развитие» для 1 «В» класса на 2023-2024 учебный год
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Цель:
обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- развитие слухоголосовых координаций;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- предоставление возможности для развития художественно-творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1v_sensornoe_razvitie.docx | 151.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Сенсорное развитие»
для 1 «В» класса
на 2023-2024 учебный год
Учитель-логопед
Первой квалификационной категории:
Данюшина Ирина Геннадьевна
Городской округ Павловский Посад
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), учебного плана МКОУ школы-интерна, образовательной программы МКОУ школы-интерната, Положения «О рабочей программе по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области».
Цель:
обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- развитие слухоголосовых координаций;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- предоставление возможности для развития художественно-творческих способностей детей.
В 1 «В» классе на изучение курса «Сенсорное развитие» отводится 2 часа в неделю (34 учебные недели, 68 часов в год).
Планируемые результаты освоения программы по курсу внеурочной деятельности «Сенсорное развитие»
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы достигаются в ходе обучения в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся. Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе.
В результате освоения программы у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Предметные результаты:
- рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- фиксировать взгляд на объекте;
- воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д.;
- строить из двух-трех кубиков простые конструкции;
- узнавать материалы на ощупь;
- узнавать объекты по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- соотносить и знать цвета;
- иметь представление о величине и форме предметов;
- иметь представление о разнообразии вкусовых ощущений;
- иметь представление о разнообразии обонятельных ощущений;
- иметь представление о разнообразии тактильных ощущений.
Календарно-тематическое планирование уроков курса внеурочной деятельности «Сенсорное развитие» в 1 «В» классе
(2 часа в неделю, 66 часов в год)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 триместр | ||||
1-2 | Диагностирование учащихся. | 2 | 04.09.2023 05.09.2023 | |
3 | Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном предмете. «Посмотри на шарик», «Зеркало». | 1 | 11.09.2023 | |
4 | Прослеживание взглядом за движущимся предметом. Игра «Куда поехала машина?». | 1 | 12.09.2023 | |
5 | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Прослеживание взглядом за движущимся светящемся предметом. Игра «Волшебные фонарики», «Солнечный зайчик». | 1 | 18.09.2023 | |
6 | Зрительное ориентирование в пространстве. Зрительно-моторная координация. | 1 | 19.09.2023 | |
7-9 | Узнавание (различение) цвета объектов. Соотнесение предметов по цвету. Цветик-семицветик (смешивание красок, игры с разноцветной водой). | 2 | 25.09.2023 26.09.2023 | |
10-12 | Узнавание (различие) формы объектов. Соотнесение предметов по форме. «Доска Сегена». | 2 | 02.10.2023 03.10.2023 | |
13 | Узнавание (различие) величины объектов (большой, средний, маленький). Сравнение и группировка предметов. | 1 | 16.10.2023 | |
14 | Узнавание (различие) величины объектов (высокий, низкий). Сравнение и группировка предметов. | 1 | 17.10.2023 | |
15 | Узнавание (различие) величины объектов (длинный, короткий). Сравнение и группировка предметов. | 1 | 23.10.2023 | |
16 | Узнавание (различие) величины объектов (широкий, узкий). Сравнение и группировка предметов. | 1 | 24.10.2023 | |
17-18 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). | 2 | 30.10.2023 31.10.2023 | |
19 | Составление целого из частей (2-5 частей) на разрезном наглядном материале. | 1 | 06.11.2023 | |
20 | Упражнения для развития зрительной памяти. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | 07.11.2023 | |
21-22 | Слуховое восприятие. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. | 2 | 13.11.2023 14.11.2023 | |
2 триместр | ||||
1 | Знакомство с окружающими звуками, звучанием различных предметов. | 1 | 27.11.2023 | |
2 | Ознакомление со звуками неживой природы (шум дождя, грома, бегущей воды, шум листвы и т.д.). Соотнесение звука с его источником (звук неживой природы). | 1 | 28.11.2023 | |
3 | Ознакомление со звуками живой природы. Соотнесение звука с его источником (звук живой природы). | 1 | 04.12.2023 | |
4 | Дифференциация бытовых шумов (школьный звонок, шум шагов, шум пылесоса, звук рвущейся бумаги и т.д.). | 1 | 05.12.2023 | |
5 | Дифференциация бытовых шумов и звуков живой и неживой природы. | 1 | 11.12.2023 | |
6 | Музыкальные звуки. Изучение звуков музыкальных инструментов. Дифференцирование музыкальных звуков. | 1 | 12.12.2023 | |
7 | Различение характера музыки (весёлая, грустная). | 1 | 18.12.2023 | |
8 | Различение музыки по громкости. | 1 | 19.12.2023 | |
9-10 | Игры на узнавание и подражание звукам окружающей среды и звукам, издаваемым животными. | 2 | 25.12.2023 26.12.2023 | |
11 | Кинестетическое восприятие. Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновение человека. | 1 | 09.01.2024 | |
12 | Формирование адекватной реакции на изменение положения частей тела. | 1 | 15.01.2024 | |
13 | Выполнение упражнений на изменение положения частей тела, вербализация положений частей своего тела. | 1 | 16.01.2024 | |
14 | Координация разных частей тела. Выразительность движений. | 1 | 22.01.2024 | |
15-16 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Выполнение действий и движений по словесной инструкции педагога. | 2 | 23.01.2024 29.01.2024 | |
17 | Формирование умений владеть приемами расслаблений разных частей тела. | 1 | 30.01.2024 | |
18-20 | Развитие координации движений руки и глаз. Зрительно-моторная координация с предметами. | 3 | 05.02.2024 06.02.2024 12.02.2024 | |
21 | Развитие тактильных ощущений. Работа с пластилином. Пальчиковая гимнастика. | 1 | 13.02.2024 | |
22 | Развитие тактильных ощущений. Игры и упражнения с сенсорным материалом (грецкими орехами, бусинами разной формы и размера и т.п.) | 1 | 26.02.2024 | |
3 триместр | ||||
1 | Развитие тактильных ощущений. Игры на умение сортировать предметы (фасоль, бусины, камушки) | 1 | 27.02.2024 | |
2 | Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый, легкий). | 1 | 04.03.2024 | |
3 | Определение на ощупь величины предмета (большой, маленький). | 1 | 05.03.2024 | |
4 | Ощупывание предметов с различной поверхностью. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.). Узнавание материалов на ощупь. | 1 | 11.03.2024 | |
5 | Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами различными по температуре: холодный, теплый. | 1 | 12.03.2024 | |
6 | Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами различными по вязкости: густой, жидкий, сыпучий. | 1 | 18.03.2024 | |
7 | Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами различными по состоянию: мокрый, сухой. | 1 | 19.03.2024 | |
8 | Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами различными по фактуре: гладкий, шероховатый. | 1 | 25.03.2024 | |
9-10 | Восприятие запаха. Формирование адекватной реакции на запахи. Выделение приятных и неприятных запахов, обозначение словом собственных ощущений. | 2 | 26.03.2024 01.04.2024 | |
11-12 | Знакомство с характерными запахами предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом. | 2 | 02.04.2024 15.04.2024 | |
13-14 | Сравнение различных запахов и закрепление их различения. Сопоставление по запаху двух идентичных веществ. | 2 | 16.04.2024 22.04.2024 | |
15 | Восприятие вкуса. Формирование адекватной реакции на вкус продуктов. Называем (показываем) характеристики вкуса (вкусно, невкусно). | 1 | 23.04.2024 | |
16-17 | Ознакомление с основными видами вкусовых качеств продуктов. Различие и определение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый). | 2 | 29.04.2024 30.04.2024 | |
18-19 | Формирование адекватной реакции на продукты, различные по консистенции. Различие и определение продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). | 2 | 06.05.2024 07.05.2024 | |
20 | Формирование собственных ощущений от вкуса продуктов. | 1 | 13.05.2024 | |
21 | Предметно-практическое повторение | 1 | 14.05.2024 | |
22 | Итоговое диагностирование учащихся. | 1 | 20.05.2024 | |
23 | Итоговое диагностирование учащихся. | 1 | 21.05.2024 | |
24 | Итоговое диагностирование учащихся. | 1 | 27.05.2024 | |
25 | Итоговое диагностирование учащихся. | 1 | 28.05.2024 | |
ИТОГО: | 68 |
Учебно-методическое обеспечение предмета:
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – Б.Г. Ананьев., М., 2017.
- Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.В.Иванова Г.В.Мищенко Москва 2017г.
- Журнал «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития». - Статья «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов...» авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2016 г.
- Антонова С.Л. Движение тела – движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. -//Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2007.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
- Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6
лет.–М.: АРКТИ, 2004.
- Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, -М.: Новое знание, 2006.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
- Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Адаптированная рабочая программа adaptation.ptosv.ru
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант), 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы курса внеурочной деятельности.Школа развития речи 4 класс.
Разработка программы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. &la...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5б класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, вкллючая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 7б класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, включая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4 класс за 2023-2024
Внеурочная деятельность "Орлята России" 1-4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России » для 1 класса начального общего образования на 2023/2024 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1- 4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» для 4 класса на 2024-2025 учебный год , 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.Рабочая программа...