РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса на 2023-2024 учебный год
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса составлена на основе Приказа Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)», Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), учебного плана  МКОУ школы-интерна, образовательной программы  МКОУ школы-интерната, Положения «О рабочей программе по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1b_logpedicheskie_zanyatiya.docx151.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Логопедические занятия»

для 1 «Б» класса

на 2023-2024 учебный год

Учитель-логопед

Первой квалификационной категории:

Данюшина Ирина Геннадьевна

Городской округ Павловский


Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса составлена на основе Приказа Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)», Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), учебного плана  МКОУ школы-интерна, образовательной программы  МКОУ школы-интерната, Положения «О рабочей программе по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области».

Рабочая программа коррекционного «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса  разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия,  включены упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает обучающихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

Цели и задачи.

Цель - диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико- фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формирование навыков вербальной коммуникации.

          Основные задачи:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Организация работы по программе коррекционного курса «Логопедические занятия».

Коррекция нарушений речи учащихся МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа  Павловский Посад  Московской области требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности «Логопедические занятия».

В 1 классе программа рассчитана на 1 год обучения  и составлена на 99 часов (34 учебные недели). В соответствии с АООП занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 мин.

Устранение фонематической дислексии и дисграфии:

  • Развитие языкового анализа и синтеза
  • Развитие анализа структуры предложения
  • Разбитие слогового анализа и синтеза
  • Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
  • Звуки и буквы. Выделение первого звука а слове.
  • Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры.

Дифференциация М-М’, Н-Н’, Б-Б’, П-П’, В-В’, Ф-Ф’, Г-Г’, К-К’, Д-ДЬ, Т-ТЬ, З-З’, С-С’, Х-Х’, Л-Л’, Р-Р’.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда.

Буквы А-Я, 0-Ё, У-Ю, Ы-И.

Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные  результаты коррекционной работы являются: анализ слова по слоговому и звуковому составу, различие гласных и согласных звуков, различие твердых и мягких согласных, придумывать слова  из 3-5 букв.

Предметные результататы коррекционной работы в втором классе являются: все буквы русского алфавита; употребление большой буквы в именах людей кличках животных, написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка), придумывать слова на заданные звуки.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
  • выделять гласные и согласные звуки;
  • делить слова на слоги;
  • составлять простейшие схемы звукового анализа слов;
  • согласовывать имена существительные с глаголами и именами   прилагательными;
  • выделять предлог в предложении и записывать его раздельно с другими словами;
  • составлять простые распространенные предложения.

Жизненные компетенции: развивать способности обучающихся взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом,  используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, как коммуникация и др.)

Календарно-тематическое планирование

уроков логопедических занятий в 1 «Б» классе

(3 часа в неделю, 99 часов в год)

№ п/п

Тема

Кол-во ча-сов

Дата проведения

по плану

по факту

Обследование импрессивной речи.

1

04.09.2023

Обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики.

1

06.09.2023

Обследование фонетической стороны речи.

1

07.09.2023

Обследование фонематического слуха.

1

11.09.2023

Обследование слоговой структуры слова.

1

13.09.2023

Обследование словаря и грамматического строя речи.

1

14.09.2023

Пространственные представления. Ориентировка в пространстве. Лексическая тема «Школьная жизнь».

1

18.09.2023

Пространственные представления. Последовательность предметного ряда. Лексическая тема «Школьные принадлежности».

1

20.09.2023

Временные представления.

Лексическая тема «Школьная жизнь».

1

21.09.2023

Различение неречевых звуков.

Сказка «Колобок».

1

26.09.2023

Речевые звуки. Сказка «Репка».

1

27.09.2023

Различение речевых и неречевых звуков.

Сказка «Терем-теремок».

1

28.09.2023

Слова – предметы.

Лексическая тема  «Осень. Признаки осени».

1

02.10.2023

Слова – действия.

Лексическая тема «Осенний сад».

1

04.10.2023

Слова – признаки.

Лексическая тема «Фрукты».

1

05.10.2023

Слоговой анализ и синтез.

Лексическая тема «Огород».

1

16.10.2023

Ударение. Лексическая тема «Овощи».

1

18.10.2023

Составление предложений из двух слов.

Лексическая тема «Овощи-фрукты».  

1

19.10.2023

Составление предложений из трех слов.

Лексическая тема «Грибы. Ягоды».

1

23.10.2023

Выделение звука [а] в  словах.

 Лексическая тема «Осенняя одежда».

1

25.10.2023

Выделение звука [у] в словах.

Лексическая тема «Осенняя обувь».

1

26.10.2023

Выделение звука [о] в словах. Лексическая тема «Осенние головные уборы».

1

30.10.2023

Выделение звука [м] в словах.

Лексическая тема «Деревья. Лес».

1

1.11.2023

Выделение звука [с] в словах.

Лексическая тема «Птицы».

1

02.11.2023

Выделение звука [н] в словах.

Лексическая тема «Дикие животные».

1

06.11.2023

Дифференциация сходных по звучанию слов.

Лексическая тема «Животные родного края».

1

08.11.2023

Определение первого звука в словах. Лексическая тема «Животные и их детеныши».

1

09.11.2023

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.Лексическая тема «Жилища животных».

1

13.11.2023

Звук [А], буква Аа.

Лексическая тема «Домашние животные».

1

15.11.2023

Звук [У] и буква Уу. Лексическая тема «Домашние птицы».

1

16.11.2023

Дифференциация изученных букв и звуков. Лексическая тема «Перелётные птицы».

1

27.11.2023

Звуки [М] и [М'],  буква Мм. Лексическая тема «Животные – птицы».

1

29.11.2023

Звуки [А], [У], [М] и буквы А, У, М в слогах. Лексическая тема  «Зима».

1

30.11.2023

Звуки [А], [У], [М] и буквы А, У, М в словах. Лексическая тема  «Зимующие птицы».

1

04.12.2023

Звук [О], буква Оо. Лексическая тема «Зимующие птицы и их детеныши».

1

06.12.2023

Звуковой анализ слогов и слов. Лексическая тема «Кормушки для птиц».

1

07.12.2023

Звуки [Х] и [Х'],  буква Хх.  Лексическая тема « Приметы  зимы».

1

11.12.2023

Дифференциация букв А, У, О, М, Х и звуков [А], [У], [О], [М], [Х]. Лексическая тема «Зимние месяцы».

1

13.12.2023

Звуки [С] и [С'], букваСс.

Лексическая тема «Зимний лес».

1

14.12.2023

Звуковой анализ слогов и слов с изученными звуками.

Лексическая тема «Зимние забавы».

1

18.12.2023

Звуки [Н] и [Н'], буква Нн.

Лексическая тема «Зимняя одежда».

1

20.12.2023

Дифференциация звуков [М] и [Н] в слогах, словах.

Лексическая тема «Зимняя обувь».

1

21.12.2023

Дифференциация звуков [М] и [Н] в словосочетаниях, предложениях. Лексическая тема «Дикие животные».

1

25.12.2023

Звук [Ы] и буква Ы.

Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши».

1

27.12.2023

Звук [Л], буква Лл в слогах, словах.

Лексическая тема «Жилища диких животных».

1

28.12.2023

 Звук [Л], буква Лл в словосочетаниях, предложениях. Лексическая тема «Животные севера».

1

10.01.2024

Звук [В], буква Вв в слогах, словах.

Лексическая тема «Новый год».

1

11.01.2024

Звук [В], буква Вв в словосочетаниях, предложениях.

Лексическая тема «Новогодняя ёлка».

1

15.01.2024

Звуки [И], буква Ии.

Лексическая тема « Игрушки».

1

17.01.2024

Дифференциация  звуков [Ы ] - [И], букв Ы – И.

Лексическая тема «Зимние виды спорта».

1

18.01.2024

Звук [Ш]  и буква Шш.

Лексическая тема «Зимние хлопоты».

1

22.01.2024

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах.  

Лексическая тема «Зимняя одежда».

1

24.01.2024

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словосочетаниях, предложениях. Лексическая тема «Ателье. Швейная фабрика».

1

25.01.2024

Звуки [П] - [П']. Буква Пп в слогах, словах.

Лексическая тема «Детали одежды».

1

29.01.2024

Звуки [П] - [П']. Буква Пп в словосочетаниях, предложениях. Лексическая тема «Головные уборы зимой».

1

31.01.2024

Звуки [Т] - [Т']. Буква Тт в слогах, словах.

Лексическая тема «Одежда – обувь».

1

01.02.2024

Звуки [Т] - [Т']. Буква Тт в словосочетаниях, предложениях., текстах. Лексическая тема «Одежда – обувь – головные уборы».

1

05.02.2024

Звуки [К] - [К']. Буква Кк.

Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».

1

07.02.2024

Звуки [З] - [З']. Буква Зз.

Лексическая тема «Дикие животные весной».

1

08.02.2024

Дифференциация [З] – [С] в слогах, словах.

Лексическая тема «Домашние животные весной».

1

12.02.2024

Дифференциация [З] – [С] в словосочетаниях, предложениях, текстах. Лексическая тема «Животные и их детеныши».

1

14.02.2024

Звуки [Р] - [Р']. Буква Рр.

Лексическая тема «23 февраля».

1

15.02.2024

Дифференциация [Р] – [Л].

 Лексическая тема «Наша армия».

1

26.02.2024

Звук [Й]. Буква Йй.

Лексическая тема «Наша Родина – Россия».

1

28.02.2024

Дифференциация [И] – [Й].

Лексическая тема «Весна».

1

29.02.2024

Звук [Ж]. Буква Жж.

Лексическая тема «Весна. Весенние месяцы».

1

04.03.2024

Дифференциация [Ж] – [Ш].

Лексическая тема  «Признаки весны».

1

06.03.2024

Звуки [Б] - [Б']. Буква Бб.

Лексическая тема «8 марта. Цветы».

1

07.03.2024

Дифференциация [Б] – [П].

Лексическая тема « Профессии наших мам».

1

11.03.2024

Звуки [Д] - [Д']. Буква Дд.

Лексическая тема «Профессии наших пап».

1

13.03.2024

Дифференциация [Д] – [Т].

 Лексическая тема «Перелетные птицы».

1

14.03.2024

Звуки [Г] - [Г']. Буква Гг.

Лексическая тема « Насекомые».

1

18.03.2024

Дифференциация [Г] – [К].

 Лексическая тема «Весенняя одежда».

1

20.03.2024

Разделительный ь знак. Обозначение мягкости согласных буквой Ь знак в середине, в конце  слова.

Лексическая тема  «Весенняя обувь».

1

21.03.2024

Буква Ее в слогах, словах.

Лексическая тема «Город».

1

25.03.2024

Буква Ее в словосочетаниях, предложениях, текстах.

Лексическая тема «Транспорт».

1

27.03.2024

Буква Яя.

Лексическая тема «Воздушный транспорт».

1

28.03.2024

Дифференциация [А] – [Я].

Лексическая тема «Водный транспорт».

1

01.04.2024

Буква Юю.

Лексическая тема «Наземный транспорт».

1

03.04.2024

Дифференциация [У] – [Ю].

Лексическая тема «Мебель».

1

04.04.2024

Буква Ёё.

Лексическая тема «Электроприборы».

1

15.04.2024

Дифференциация [О] – [Ё].

Лексическая тема  «Инструменты».

1

17.04.2024

Звук [Ч]. Буква Чч в слогах, словах.

Лексическая тема «Человек. Строение тела».

1

18.04.2024

Звук [Ч]. Буква Ччсловосочетаниях, предложениях, текстах.  Лексическая тема «Человек. Гигиена».

1

22.04.2024

Звуки [Ф] - [Ф']. Буква Фф.

Лексическая тема «Продукты питания».

1

24.04.2024

Дифференциация [В] – [Ф].

Лексическая тема «Молочные продукты».

1

25.04.2024

Звук [Ц]. Буква Цц.

Лексическая тема «Хлебобулочные изделия».

1

29.04.2024

Дифференциация [С] – [Ц].

Лексическая тема «Мясные продукты».

1

01.05.2024

Звук [Э]. Буква Ээ.

Лексическая тема «День Победы».

1

02.05.2024

Дифференциация [Э] –[Е].

Лексическая тема «Праздник 9 мая».

1

06.05.2024

Звук [Щ]. Буква Щщ.

Лексическая тема «Правила дорожного движения»

1

08.05.2024

Дифференциация [Щ] – [Ч].  

Лексическая тема «Лето. Цветы».

1

09.05.2024

Буква «Ъ» знак. Лексическая тема «Летняя одежда, обувь, головные уборы».

1

13.05.2024

Дифференциация Ь – Ъ.

Лексическая тема «Летние каникулы».

1

15.05.2024

Итоговая контрольная работа. Диктант.

1

16.05.2024

Итоговая контрольная работа. Списывание.

1

20.05.2024

Обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики.

1

22.05.2024

Обследование фонетической стороны речи и фонематических процессов.

1

23.05.2024

Обследование слоговой структуры слова, словаря и грамматического строя речи.

1

27.05.2024

Учебно-методическое обеспечение предмета

  1. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.
  2. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.
  3. Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, Издательство: Гном, 2017 г..
  4. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Издательство: Гном, 2017 г.
  5. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Издательство: Гном, 2017 г.
  6. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2017.
  7. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. Издательство: Гном, 2017 г.
  8. В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2016.
  9. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», ООО Издательство «Эксмо», 2015 г.
  10. Ткаченко Т.А. «В школу без дефектов речи», ООО Издательство «Эксмо», 2017 г.
  11. Ткаченко Т.А. «Логопед у вас дома», ООО Издательство «Эксмо», 2017 г.
  12. Егорова О.В. «Звуки М, Мь, Н, Нь» ООО Издательство ГНОМ», 2016 г.
  13. Егорова О.В. «Звуки Ф, Фь, В, Вь» ООО Издательство ГНОМ», 2016 г.
  14. Егорова О.В. «Звуки Т, Ть, Д, Дь» ООО Издательство ГНОМ», 2016 г.
  15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Коррекция произношения звуков Г, Гь, К, Кь, Х, Хь» ООО Издательство ГНОМ», 2017 г.
  16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Коррекция произношения звука Й» ООО Издательство ГНОМ», 2017 г.
  17. Буйко В. «Чудо-обучайка» речевой слух, пальчиковая моторика, речевая моторика, дикция, звуки Р и Рь», ООО «Издательский дом «Литур», 2014 г.
  18. Суслова, Мальм: Дисграфия. Учусь различать буквы. 1-4 кл. ФГОС, «Феникс», 2019
  19. Суслова, Мальм: Дисграфия. Учусь различать звуки. 1-4 классы. ФГОС, «Феникс», 2019
  20. Мальм, Суслова: Дисграфия. Языковой анализ и синтез. 2 кл. ФГОС, «Феникс», 2019
  21. Наталия Нищева: Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза. ФГОС Издательство: Детство-Пресс, 2019 г.
  22. Оксана Гомзяк: Говорим правильно в 6-7 лет. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи Издательство: Гном, 2015 г.
  23. Адаптированная рабочая программа adaptation.ptosv.ru

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант), 2015 г.



СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

Протокол заседания № __ от «___» ____ 20___ г.

Руководитель ШМО специалистов КРО

________/____________________

«___» ____ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________/____________________

«___» ____ 20___ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. &la...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5б класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, вкллючая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 7б класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, включая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Логопедические занятия» 5 «Г» класс

Цели и задачи.Цель  – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.Основные задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» для 4 класса на 2024-2025 учебный год , 34 часа

Пояснительная запискаРабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный чемоданчик» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4  класса.Рабочая программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие речи» для 4 класса на 2024-2025 учебный год,34 часа

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочн...