Мастер-класс
учебно-методический материал

Калистратова Александра Сергеевна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon master_klass_.pdf1.03 МБ
Файл master_klass.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Работа с текстом на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетентности» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018»

Бахарева А.С.,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Вступление

Современный учитель в условиях введения новых образовательных стандартов использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. Их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: ( на слайд) что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

-  реконструкция текста;

проектная деятельность.

2. Практическая работа

Здравствуйте, уважаемые ученики.

Предлагаю вашему вниманию один из видов работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в парах.

У вас на столах тексты. У каждой  пары свой текст.  Ваша задача прочитать текст, стараясь как можно лучше понять его.

 Теперь законспектируйте текст,  но в ваших конспектах не должно быть слов и предложений, а только  рисунки,  схемы, какие-то символы.

После этой работы вы по рисункам-схемам должны восстановить текст. Можете начинать.

Одним из интересных приёмов на уроках русского языка является приём «Древо мудрости».  На доске крепится древо мудрости. Учащиеся делятся на группы, знакомятся с текстом. Затем каждая группа пишет на листе определённого цвета записку, в которой задаёт трудный вопрос к тексту. Затем записка крепится к древу мудрости. Представители каждой группы по очереди подходят к дереву, выбирают записку, как можно более полно отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Не менее продуктивным является приём «Дотошный ученик». Мы знаем, что для хорошего усвоения материала иногда нужно уметь запомнить самые мелкие подробности текста. Поэтому учащиеся должны внимательно прочитать текст и составить список вопросов. Желательно, чтобы вопросы охватили весь материал и все его тонкости.

У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот выигрывает в соревновании.

Затем представитель от группы по порядку задаёт вопросы все одноклассникам, а они по очереди кратко отвечают на них.  

Уважаемые ученики, я вижу, что вы закончили. Проверим, как вы справились с заданием. Пожалуйста, продемонстрируйте ваши опорные схемы по очереди, что же у вас получилось.

Выступает каждая пара.

Текст на слайде после того, как пара выступила. (вывести часть текста)

Обратите внимание, вы друг друга продолжали, и у вас получился.

В третьем классе мы также проводили подобную работу, дети заинтересовались заданием, проявляли активность. В связи с введением устной части экзамена по русскому языку в 9 классе подобный вид работы очень актуален. На экзамене девятиклассники должны за короткое время подготовить пересказ текста, использую опорные слова и словосочетания.

3.  Подведение итогов мастер-класса

Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста  главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.ИКТ на уроке способствуют:

●   значительной  экономии времени;

●   глубине погружения в учебный материал;

●  возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

4. Рефлексия

Одному ученику  не давал покоя вопрос: как в жизни человека сочетается предопределение свыше и свобода выбора. С этим вопросом он отправился к учителю и тот ответил:

— Отправляясь в поле за букетом, ты не можешь быть абсолютно уверен в своём будущем маршруте, ведь даже направление своего движения ты нередко представляешь с трудом. Но ты идёшь от цветка к цветку, руководствуясь своими внутренними соображениями.

Каждый цветок — это твой маленький повседневный урок, путь к нему — часть твоей жизни, а букет — это весь твой жизненный опыт. Каким  ему быть зависит только  от тебя.

Каждый человек на Земле – это решение чьей-то проблемы. Дар, который тебедан, может быть не нужен всем, но он, безусловно, необходим кому-то – твоя улыбка, твоя любовь, твоя сила, твои знания.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...